Лекция 2. Сущность эффективности общественного производства и методика ее оценки в условиях конкурентного рынка
1) понятие эффективности производства и ее виды
2) методика расчетов показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия в рыночной экономике
[1]
Эффективность – экономическая категория, которая всегда выражает соотношение между затратами и полученным результатом.
Нельзя путать понятия как эффект и эффективность.
Эффект – только результат каких-либо действий или мероприятий. Он не дает указания на то, какой ценой был получен. Эффективность в отличие от эффекта есть относительная величина, которая с 1 стороны характеризует затраченные ресурсы на получение конкретного результата (эффекта), а с другой стороны – указывает на величину полученного результата (эффекта).
Различают множество видов эффективности общественного производства. Эффективность классифицируют по многим признакам. Например, по уровню хозяйствования различают государственную (народно-хозяйственную) эффективность, отраслевую, региональную, локальную или частную.
Если народно-хозяйственная эффективность характеризует соотношение между доходами и расходами на уровне всего народного хозяйства страны, то отраслевая эффективность показывает соотношение результата и затрат в конкретной отрасли. Региональная – в отдельном регионе, а локальная – в конкретном предприятии или подразделении.
По функциональному назначению эффективность подразделяют на: социальную, экологическую и экономическую. В рамках экономической эффективности часто выделяют технико-технологическую и производственную.
Например, социальная эффективность характеризует качество жизни населения и ее можно измерить с помощью таких показателей, как: 1) уровень прожиточного минимума на 1 человека 2) обеспеченность медицинскими, дошкольными учреждениями, врачами
Экологическая эффективность – характеризует качество окружающей среды и масштабы природовосстановления. Для ее оценки используются показатели: 1) обеспеченность территории водными и лесными ресурсами, количество выбросов вредных веществ от всех стационарных и передвижных источников в расчете на 1 жителя города и т.д.
Экономическая эффективность – характеризует качество хоз. деятельности человека и оценивается при помощи показателей: 1) прибыль на 1 работника предприятия 2) уровень коммерческой и производственной рентабельности 3) годовая и часовая производительность труда 4) себестоимость единицы продукции или услуги 5) трудоемкость производства 6) коэффициент эффективности инвестиций, срок их возврата
В рамках оценки технико-технологической и производственной эффективности рассчитывают комплекс показателей темпы обновления технико-технологической базы предприятия, новизну используемого оборудования, уровень его годности, износа.
Рост эффективности общественного производства означает получение максимального количества продукции или оказанных услуг при минимальных совокупных затратах. В основе роста эффективности лежит закон экономии времени. По утверждению классиков, одна общественно-экономическая формация отличается от другой не тем, что она производит, а тем, как она производит и ценой каких затрат.
Для того, чтобы обеспечить рост эффективности общественного производства, необходимо широкое внедрение инновационных технологий, улучшение инвестиционного климата, комплексная технико-технологическая модернизация материально-технической базы, рост квалификации кадров.
[2]
Для оценки экономической эффективности деятельности предприятия используется система показателей:
1) прибыль – превышение доходов над расходами
На практике в рамках каждой организации, осуществляющей коммерческую деятельность, рассчитывают следующие виды прибыли:
- валовАя прибыль – разница между выручкой и производственной себестоимостью
- прибыль от продаж – разница между выручкой и коммерческой себестоимостью
ПР = ДВ – ССк (руб) ПР – прибыль от продаж ДВ – денежная выручка ССк – коммерческая себестоимость продукции или услуги
Если необходимо рассчитать прибыль на единицу продукции или услуги, то:
ПР 1 ед = Ц – ССк 1 ед , руб Ц – цена реализации ед. продукции или услуги ССк – себестоимость коммерческая
Прибыль до налогообложения рассчитывается как сумма прибыли от продаж + сальдо прочих доходов и расходов. К прочим относятся доходы и расходы, которые не связаны с основным видом деятельности предприятия. Например, торговая организация дополнительно к основному виду деятельности сдает часть пустующих помещений в аренду или оказывает другие дополнительные услуги.
Чистая прибыль – разница между прибылью до налогообложения и всеми видами налогов и прочих обязательств предприятия. Чистая прибыль состоит из 2 частей: а) капитализированная прибыль – в дальнейшем идет на развитие предприятия и потребляемая часть чистой прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов и премий работникам предприятия.
Разводненная прибыль – рассчитывается только в АО, как отношение прибыли от продаж к количеству выпущенных акций.
2) Себестоимость – индивидуальные затраты конкретного предприятия на производство продукции или услуги.
Себестоимость бывает: а) производственная – включает все затраты, связанные с производством определенной продукции или услуги. В ее состав включены следующие элементы затрат: оплата труда, начисления на оплату труда, расходы на закупку сырья и материалов, амортизационные отчисления, расходы на электроэнергию и т.д.
Б) коммерческая (полная) – включает в себя кроме производственных затрат расходы, связанные с реализацией и хранением продукции, которые относятся к коммерческим, а также управленческие расходы.
В) отраслевая – средневзвешенная себестоимость по всем предприятиям в отрасли
Г) провизорная себестоимость – рассчитывается на 1 октября текущего года по итогам работы за первые 3 квартала
Д) плановая себестоимость
Е) фактическая себестоимость
Для расчета производственной себестоимости ед. продукции используют формулу:
ССпр = ПЗ / ВП , руб ССпр – производственная себестоимость продукции ПЗ – производственные затраты ВП – валовая продукция (выпуск продукции) – вся продукция предприятия за календарный год в натуральном выражении.
17.02.14
За последние 15 лет инфляция в России составила 10000%. Рассчитать, во сколько раз увеличились цены. Ответ: в 101 раз.
Рассчитать, по какой цене нужно продать 1 кг яблок, если известно, что затраты на его производство составили 30 рублей за кг, а желательный уровень рентабельности 45%.
Ответ: 43.50 руб
Рассчитать, какой должна быть себестоимость 1 кг яблок, чтобы при сложившейся на рынке цене 40 руб за кг обеспечить рентабельность 55%.
Дано: Найти:
Цена = 40 руб Себестоимость - ?
Рентабельность = 55%
Решение: УРк = ПР/СС = Ц – СС / СС *100%
55 = 40 – СС / СС *100%
0,55 = 40 – СС / СС
0,55 СС = 40 – СС
1,55 СС = 40
СС = 25,8
№3
Рассчитать, какая была себестоимость яблок, которые были проданы по 35 руб за кг, в результате чего рентабельность составила минус 42%.
УР,% | СС, руб | Ц,руб |
-99 | ? | |
+227 | ? | |
? | ||
-1,1 | ? |
Решение: УРк = ПР/СС = Ц – СС / СС *100%
- 99 cc = (18 – CC) * 100%
-99 Cc = 1800 – 100 CC
Cc = 1800
24.02.14
Для расчета коммерческой себестоимости единицы продукции используется другая формула:
ССк (1 ед) = ПЗ + расходы по реализ / ТП , руб
Где ССК (1 ед) – коммерческая себестоимость ед. продукции или услуги
ТП – товарная продукция, реализованная продукция
На практике бывает так, что не вся произведенная продукция м.б. реализована. Это связано с тем, что часть продукции может пойти на собственное потребление, а может быть реализована только в следующем году по причине ценовой конъектуры. В этом случае рассчитывают уровень товарности продукции.
УТ = ТП / ВП *100% - отношение проданной продукции ко всей произведенной
На предприятиях торговли данный показатель не рассчитывается.
Рентабельность –это доходность предприятия, выраженная в процентах.
На практике рассчитывают более 20 модификаций показателя рентабельности.
1) уровень коммерческой рентабельности УРк = ПР/ ССк *100%
УРк- уровень коммерч. Рентабельности, %. Каждый % рентабельности соответствует 1 копейке прибыли, полученной на 1 рубль затрат.
2) для оценки эффективности производства используют формулу производственной рентабельности УРп = ЧД / ПЗ *100%, где УРп – уровень производственной рентабельности, ЧД – чистый доход от производства продукци, ПЗ – производственные затраты.
Если коммерческая рентабельность характеризует эффективность продаж, то производственная рентабельность – эффективность производства
ЧД = СВП - ПЗ
ЧД – чистый доход от производства продукции
СВП – стоимость валовой продукции, руб
ПЗ – производственные затраты
СВП = Ц * ВП, руб
ВП – валовая продукция
Таким образом, прибыль мы рассчитываем по реализованной продукции, а чистый доход – по всей произведенной.
Прибыль – реализованная часть чистого дохода.
Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли приходится на рубль выручки предприятия.
УРпрод = ПР / ДВ *100%
Чаще всего рассчитывают на предприятиях торговли.
Рентабельность персонала – показывает, сколько прибыли приходится в расчете на 1 работника организации. Рперс = ПР / Ч, руб /чел
Это единственный показатель, который рассчитывается в рублях, а не в %.
Кроме того, можно рассчитать рентабельность основных и оборотных средств, активов, имущества, инвестиций и тд. При этом в числителе всегда прибыль, а в знаменателе тот показатель, рентабельность которого мы рассчитываем.
Производительность труда – это способность человека производить в ед. времени определенное количество продукции или услуг.
Выделяют годовую и часовую производительность труда. Она м.б. рассчитана как в натуральных, так и в денежных показателях.
ПТг = ДВ/Ч , чел /ч или ВП/Ч ед/ч
ПТч = ДВ /ЗТ или ВП /ЗТ ед/чел-ч
Где ПТг – годовая производительность труда, которая показывает, сколько продукции или услуг было произведено в расчете на 1 работника за календарный год.
ДВ – денежная выручка
Ч – численность работников
ВП – валовая продукция в натуральном выражении, руб
ПТч – часовая производительность труда. Она показывает, сколько продукции было произведено за 1 отработанный чел-ч
ЗТ – затраты труда, чел-ч
Обратным показателем часовой производительности труда является трудоемкость продукции
Тё = 1/ПТч = ЗТ / ВП , чел-ч/ед
Лекция 5. 3.03.14.