Тема. 7. Сбор и анализ данных
Вопросы и задания для обсуждения
1. Перечислите основные подходы сбора данных. Поясните достоинства и недостатки каждого из них.
2. Какие ошибки могут возникнуть на этапе сбора данных? Как их можно классифицировать?
3. Поясните основные способы контроля качества собираемых данных. Каким образом можно уменьшить величину ошибок на этапе сбора данных?
4. Каким образом и для каких целей рассчитывается доля ответивших респондентов? Назовите основные методы, применяемые для повышения доли ответивших респондентов.
5. Назовите основные методы и программные продукты, применяемые для анализа данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований.
6. Перечислите основные инструменты дескриптивного анализа, применяемые для описания информации, полученной на основе выборочных измерений.
7. Что представляет собой статистический вывод? Поясните следующие методы статистического вывода: оценка параметров и проверка гипотез.
8. В каких случаях и каким образом проводится анализ различий полученных данных? Поясните на примере.
9. Дайте характеристику и приведите примеры основных типов связей между переменными: немонотонная, монотонная, линейная, криволинейная.
10. Какие показатели позволяют выявить наличие или отсутствие связи между переменными, их силу (тесноту) и направленность?
Задание 1. Рассчитайте долю ответивших респондентов, есликоличество завершенных интервью с респондентами 220, количество приемлемых респондентов в выборке, с которыми возможно было установить контакт 280.
Задание 2. Автомагазин решил провести опрос среди своих покупателей. Случайной выборке, состоящей из 1000 покупателей магазина, была разослана анкета по электронной почте. Всего ответы были получены от 315 респондентов, 70 адресов оказались неверными. Рассчитайте долю ответивших респондентов.
Задание 3. Организация, предоставляющая услуги кабельного телевидения проводит телефонный опрос респондентов, проживаемых в районе обслуживания. Всего было проведено 120 интервью, в 18 случаях телефон не отвечал (респондент отсутствовал дома), 11 респондентов отказались участвовать в опросе. Рассчитайте долю ответивших респондентов.
Задание 4. Торговый центр проводит телефонный опрос респондентов относительно удовлетворенности представленным ассортиментом продукции. Рассчитайте долю приемлемых респондентов и долю ответивших, если было проведено 350 интервью, 32 респондента не смогли предоставить информацию по интересующим вопросам, в 23 случаях до респондентов не удалось дозвониться, 15 человек отказались участвовать в опросе.
Тема 8. Прикладные вопросы маркетинговых исследований
Вопросы и задания для обсуждения
Задание 1. Кейс «Изучение предпочтений потребителей сухих завтраков».
Производитель сухих завтраков проводит мониторинг осведомленности и имиджа марок. В ходе запланированного исследования предполагается оценить емкость рынка сухих завтраков и долей марок в опорных городах. Цели данного исследования: отслеживать динамику уровня осведомленности населения о марках компании заказчика и конкурентов; оценить место компании заказчика на отдельных географических рынках сухих завтраков.
Поставлены задачи: определить доли компании заказчика и прочих производителей; выявить отношение потребителей к маркам сухих завтраков; отслеживать динамику доли потребителей сухих завтраков среди населения; отслеживать уровень знания (без подсказки) и узнаваемости (с подсказкой) марок компании заказчика и конкурентов среди покупателей сухих завтраков.
Методика планируемого исследования: телефонный опрос жителей города Воронежа. Генеральная совокупность: домохозяйства (2 и более члена одной семьи, проживающие вместе). Выборочная совокупность - 308 домохозяйств: предположительная доля домохозяйств-потребителей сухих завтраков в общем количестве домохозяйств -26%.
Основа формирования выборки – база квартирных телефонных номеров. Метод составления телефонной базы: случайная выборка. Респонденты – члены семьи, принимающие решение о приобретении продуктов питания в семье (предположительно, женщина 20-50 лет).
Вопросы и задания по ситуации
1. Какие основные блоки должны быть включены в анкету по этому исследованию?
2. Какова должна быть продолжительность интервью с учетом запланированного метода проведения опроса?