Задача 1. методика расчёта развозочных маршрутов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Экономика и управление предприятиями сервиса»
В.Ф. Янченко
А.А. Волкова
Логистика
Методические указания
По выполнению контрольной работы
Для студентов специальностей
080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии», 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»,
080111.65 (061500) «Маркетинг»
Санкт-Петербург
Утверждены Методическим советом СПбГУСЭ
Логистика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии», 080507.65 (061100) «Менеджмент организации», 080111.65 (061500) «Маркетинг». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 26 с.
Составители: д-р экон. наук, проф. кафедры УКиЭТУ Янченко В.Ф.,
канд. экон. наук, доц. кафедры ЭУПС Волкова А.А.
Рецензенты: канд. экон. наук, доц. кафедры ЭУПС Левитина И.Ю.,
канд. экон. наук, доц. Кафедры УКиЭТУ Тюник А.В.
© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................. 4
ВОПРОСЫ................................................................................................ 4
ЗАДАЧА 1. МЕТОДИКА РАСЧЁТА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ 5
ЗАДАЧА 2. РАСЧЁТ РАЦИОНАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ................. 14
ЗАДАЧА 3................................................................................................ 20
ЗАДАЧА 4................................................................................................ 23
ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................ 24
ЗАЩИТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................ 25
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 26
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В контрольной работе студент решает 4 задачи (вариант выбирается по последней цифре в зачетной книжке) и отвечает письменно на вопросы по вариантам задания. Порядок решения задач в контрольной работе описан в методических указаниях.
До решения задач контрольной работы студент письменно отвечает на 5 вопросов, номера вариантов которых соответствуют последней цифре шифра студента. Например, если последняя цифра 1, то следует отвечать на вопросы 1, 11, 21, 31, 41.
Контрольная работа должна быть оформлена: страницы пронумерованы, оставлены поля, в конце контрольной работы должен быть список использованной литературы.
ВОПРОСЫ
1. Происхождение и трактовка термина «логистика».
2. Эволюция логистики.
3. Цели и задачи логистики.
4. Материальные потоки в логистике.
5. Логистические операции и логистические функции.
6. Основные логистические системы.
7. Макрологистические системы.
8. Микрологистические системы.
9. Перспективы развития логистики в РФ.
10. Маркетинговая логистика.
11. Информационные потоки, используемые для логистического управления.
12. Логистика снабжения.
13. Виды закупок. Выбор поставщика.
14. Основные понятия и сущность производственной логистики.
15. Управление запасами. Классификация запасов.
16. Системы управления запасами.
17. Концепция логистики.
18. Традиционная и логистическая концепции организации и управления производством.
19. Финансовые потоки в логистике.
20. Кратко о логистической системе «точно в срок».
21. Транспортная логистика.
22. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта.
23. Основные понятия качества. Качество обслуживания потребителей.
24. Основные понятия складской деятельности.
25. Классификация складов.
26. Методы учета и контроля запасов продукции на складе.
27. Принципы организации торгово-технологических процессов на складе
28. Каналы сбыта и распределения.
29. Логистическая организация распределения и экспедирования.
30. Сущность и значение распределения в логистике.
31. Потребление материального потока в логистике.
32. должностные обязанности логистического персонала.
33. Логистические центры.
34. Логистическая стратегия.
35. Тянущие и толкающие системы управления материальным потоком.
36. Структура затрат в закупочной логистике.
37. Виды рисков. Управление рисками..
38. Потоки услуг.
39. Информационные системы в логистике.
40. Виды логистических информационных систем.
41. Понятие логистического сервиса
42. Формирование системы логистического сервиса.
43. Уровень логистического обслуживания.
44. Прогнозирование развития в логистике.
45. Логистические издержки.
46. Аутсорсинг в логистике.
47. Принципы построения информационных логистических систем.
48. Планирование в логистике.
49. Управление деятельностью процессов в логистике.
50. Организация логистического управления. Основные формы.
ЗАДАЧА 1. МЕТОДИКА РАСЧЁТА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ
Потребность в мелкопартийных поставках продукции потребителям с баз и складов систематически возрастает. Поэтому организация маршрутов на отгрузку потребителям мелких партий груза имеет большое значение.
Введём значение:
Хi – пункт потребления (i = 1, 2… n);
Хо – начальный пункт (склад);
q – потребность пунктов потребления в единицах объёма груза;
Qd – грузоподъёмность транспортных средств;
d – количество транспортных средств;
Сij – стоимость перевозки (расстояние);
j – поставщики (j – 1, 2…М).
Имеются пункты потребления Хi (i = 1, 2…n). Груз необходимо развести из начального пункта Хо (склад во все остальные (потребители). Потребность пунктов потребления в единицах объёма груза составляет: q1, q2, q3…qn.
В начальном пункте имеются транспортные средства грузоподъёмностью Q1, Q2… Qd.
n
При этом d > n в пункте Хо количество груза Хо ³ å Хi , каждый пункт
i=1
потребления снабжается одним типом подвижного состава.
Для каждой пары пунктов (Хi, Хj) определяют стоимость перевозки (расстояние) Сij> 0, причём матрица стоимостей в общем случае может быть асимметричная, т.е. Сij ¹ Cij.
Требуется найти m замкнутых путей L1, L2… Lm из единственной общей точки Хо, так чтобы выполнялось условие:
m
å Lk ® min
k=1
Методика составления рациональных маршрутов при расчётах вручную.Схема размещения пунктов и расстояния между ними:
|
5,0
4,4 3,6 4,2 3,2 5,6
2,4
1,9 2,0 5,0
2,0 3,4 2,8
2,6 5,8
Потребители продукции | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Объём продукции, кг. | 375,0 |
Груз находится в пункте А – 4000 кг. Используется автомобиль грузоподъёмность 2,5 т.; груз – II класса (g = 0,8). Необходимо организовать перевозку между пунктами с минимальным пробегом подвижного состава.
Решение состоит из нескольких этапов:
Этап 1.Строим кратчайшую сеть, связывающую все пункты без замкнутых контуров.
Кратчайшая связывающая сеть («минимальное дерево»):
|
375 кг 3,2 км
2,2 км
500 500 кг
2,0 км
3,6 км 300 кг
5,0
525 кг
425 кг
2,4 км 2,8 км
2,6 675 кг
575 кг 2,0
Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удалённого от начального А (считается по кратчайшей связывающей сети), группируем пункты на маршрут с учётом количества ввозимого груза и грузоподъёмности единицы подвижного состава. Причём ближайшие с другой ветви пункты группируем вместе с пунктами данной ветви.
Исходя из заданной грузоподъёмности подвижного состава Q = 2,5, g = 0,8 все пункты можно сгруппировать так:
Маршрут 1 | Маршрут 2 | ||
пункт | объём завоза, кг. | Пункт | объём завоза, кг. |
Б | Ж | ||
В | Д | ||
Е | И | ||
З | Г | ||
К | |||
Итого: | Итого: |
Сгруппировав пункты по маршрутам, переходим ко второму этапу расчётов.
Этап 2.Определяем рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута. Для этого строим таблицу-матрицу, в которой по диагонали размещаем пункты, включаемые в маршрут, и начальный пункт А, а в соответствующих клетках – кратчайшие расстояния между ними. Для примера матрица является симметричной Сij = Cji, хотя приведённый ниже способ применим для размещения несимметричных матриц.
А | 7,0 | 9,2 | 7,1 | 9,5 | 10,5 |
7,0 | Б | 2,2 | 4,2 | 6,6 | 7,6 |
9,2 | 2,2 | В | 3,6 | 4,4 | 6,4 |
7,1 | 4,2 | 3,6 | Е | 2,4 | 3,4 |
9,5 | 6,6 | 4,4 | 2,4 | З | 2,0 |
10,5 | 7,6 | 6,4 | 3,4 | 2,0 | К |
å 43,3 | 27,6 | 25,8 | 20,7 | 24,9 | 29,9 |
Начальный маршрут строим для трёх пунктов матрицы АКБА, имеющих наибольшее значение величины, показанных в строке (43,3; 29,9; 27,6), т.е. А; К; Б. Для включения последующих пунктов выбираем из оставшихся пункт, имеющий наибольшую сумму, например В (сумма 25,8), и решаем, между какими пунктами его следует включать,т.е. между А и К, К и Б или Б и А.
Поэтому для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращениямаршрута по формуле:
kp = Cki + Cip – Ckp,
где С – расстояние, км.; i – индекс включаемого пункта; k – индекс первого пункта из пары; p – индекс второго пункта из пары.
При включении пункта В между первой парой пунктов А и К, определяем размер приращения DАК при условии, что i = В, k = A, p = K. Тогда
DАК = САВ + СВК - САК.
Подставляя значения из таблицы-матрицы на с. 12, получаем, что DАК = 9,2 + 6,4– 10,5 = 5,1.
Таким же образом определяем размер приращения DКБ, если В включим между пунктами К и Б: DКБ = СКВ + СВБ + С КБ = 6,4 + 2,2 – 7,6 = 1,0 км., DБА, если В включить между пунктами Б и А:
DБА = СБВ + СВА – САБ = 2,2 + 9,2 – 7,0 = 4,4 км.
Из полученных значений выбираем минимальные, т.е. DКБ = 1,0. Тогда из А-К-Б-А®А-К-В-Б-А. Используя этот метод и формулу приращения, определяем, между какими пунктами расположить пункты З и Е. Начнём с З, т.к. размер суммы (см. табл.) этого пункта больше (24,9 > 20,7):
DАК = САЗ + СЗК – САК = 9,5 + 2,0 - 10,5 = 1,0,
DАБ = САЗ + СЗБ – САБ= 9,5 + 6,6 – 7,0 = 9,1,
DБВ = СБЗ + СВЗ – СБВ = 6,6 + 4,4 – 2,2 = 8,8,
DВК = СЗВ + СЗК – СВК= 4,4 + 2,0 – 6,4 = 0.
В случае, когда D = 0, для симметричной матрицы расчёты можно не продолжать, т.к. меньше значение чем 0 получено быть не может. Поэтому пункт З должен быть между пунктами В и К. Тогда маршрут получит вид: А-К-З-В-Б-А.
В результате проведённого расчёта включаем пункт Е между пунктами А и К, т.к. для этих пунктов мы получим минимальное приращение 0:
DАК = САЕ + СЕК – САК = 7,1 + 3,4 – 10,5 = 0;
DКЗ = СКЕ + СЕЗ – СКЗ = 3,4 + 2,4 – 2,0 = 3,8;
DЗВ = СЗЕ + СЕВ – СЗВ = 2,4 + 3,6 – 4,4 = 1,6;
DВБ = СВЕ + СЕБ – СВБ = 3,6 + 4,2 – 2,2 = 5,6;
DБА = СБЕ + СЕА – СБА = 4,2 + 7,1 – 7,0 = 4,3.
Таким образом, окончательный порядок движения по маршруту 1 будет А-Б-В-З-К-Е-А.
Таким же методом определим кратчайший путь объезда пунктов по маршруту 2. В результате расчётов получим маршрут А-Г-Д-И-Ж-А длиной 19,4 км. Порядок движения по маршрутам 1 и 2 приведён ниже:
7,0
2,2
3,2
7,1 5,6
4,4 2,0
2
2,0 5,8
2,8
3,4
Исходные данные для решения задачи 1. (по вар.) m = 69 т.
1.7,9 8,1 q = 23 т.
5,9 6,9
8,3 4,5 8,4 5,8 3,4
9,3 9,3
3,7 6,2 6,8 1,2 8,9 5,6
9,2 7,3 6,7 8,9 6,7 7,4 6,8 7,8
10,8 3,3 3,5
3,4 5,6 9,1
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | С |
2.m = 8 т. 6,3 9,1
|
6,3 2,3 4,3 9,3 7,8 9,3
4,5
5,5 3,6
1,2 4,5
7,8 9,8 8,9
3,4 3,4
3,4
6,3 1,2 8,9 4,3
8,9 7,5
4,8 7,1
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | С |
|
q = 2800 9,7
7,3 6,9
3,8 4,3 2,2
8,1
2,1 3,0 7,1 1,2 1,1
3,7
2,4 8,7 9,3
4.
|
q = 3000 9,3 5,6
1,2 | Б | В | ||
Г | Д | |||
Е | Ж | |||
6,8 3,6 3,4 | З | И | ||
8,9 | К |
9,6 4,3 8,9
6,7
4,5 3,8
3,44,5
8,7
5,5 6,9
5.m = 18.
|
8,6
8,9
9,3 10,1 9,1
7,3 2,2
3,5 9,1 8,9
9,2 5,5 3,4 6,8
8,1
7,5 3,3
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
6.m = 5 т..
q = 2,5 т. 9,2
5,5
3,5 3,4 2,8
3,0
4,3
9,7
9,3 8,5 7,5
3,8
6,9 5,8 6,4 7,5
1,2
5,5 10,1
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
7.m = 12 т.
q = 6 т.
4,6 8,9
|
3,8 9,2 3,9 7,7
4,8 8,3
7,9
5,6 1,2 6,7
4,0 9,5
4,3
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
8.
|
q = 18 5,5 9,1
1,2 1,3
9,7 4,8 3,7
4,1
4,5 8,9
2,1 6,1
6,5
3,4 7,7 7,2
3,8 9,7
4,2
4,8 3,1
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
9.
|
q = 5 т. 1,8
9,2
1,4 10,4 5,6
9,3
8,9
8,7 2,1 5,3 3,8
3,2 3,6 7,4 5,5 4,5 4,1 8,8
5,4 10,6
Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
10.
|
q = 17 т. 5,9 7,6
3,9
4,4 9,4 6,7
3,1 5,53,8 8,1
4,2
7,1 9,34,1 7,9
7,8 7,7
8,5
11,3 4,7 5,9