Седьмой вопрос самостоятельно
Тема:"Цены в экономике предприятия"
?:
1) калькулирование себестоимости, как основного элемента цены;
2) расчет прибыли в цене;
3) формирование цены с учетом налогов и не налоговых платежей;
4) прямой и обратные методы расчета цены;
5) условия поставки товара и их влияние на цены.
Калькулирование — это процесс исчисления себестоимости или стоимости товара или услуги.
Калькуляция — документ, который отражает процесс калькулированния.
Себестоимость — сумма всех затрат.
Различают три вида себестоимости.
Плановая калькуляция — затраты определяемые на преспективу
Фактическая себестоимость — сумма затрат сложившихся в отчетном периоде.
Нормативная себестоимость и калькуляция — максимальный уровень затрат.
Калькуляция составляется любым субъектом хозяйствования и предусматривает включение экономически обоснованных затрат, с последующей их расшифровкой.
Классификация затрат по статьям:
- сырье, материалы;
- з/п (основная и дополнительная); основная з/п — это з/п основных производственных рабочей с учетом премий.
- Налоги;
-Арендная оплата (прим. Лизинг).
- общепроизводственные расходы - расходы связанные с производственной деятельностью субъекта (ремонт оборудования, з/п привлеченного специалиста, начальника цеха, расходы нового оборудования)
- общехозяйственные расходы — расходы связанные с общехозяйственной деятельности предприятия (канцтовары, з/п бухгалтера …).
(Общепроизводственные и общехозяйственные расходы) —> накладные расходы. Определяются в % от основной з/п.
Коммерческие расходы определяются в % от себестоимости.
Статьи расходов определяются конкретной сферой хозяйствования субъекта.
По степени зависимости от объемов производства продукции.
Условно переменные расходы — зависят от объемов производимой продукции.
Условно постоянные — практически не зависят от объемов производства.
При определении цены прибыль занимает вторую позицию после себестоимости, так как определяется по норме рентабельности от затрат.
Норма рентабельности определяется либо свободно субъектом хозяйствования, либо с учетом ограничения со стороны государственного органа власти.
Прибыль как правило определяется от производственной себестоимости, ли бо от полной себестоимости с учетом коммерческих расходов.
# номер порядковый | Наименование налога | Ставка налога | С чего исчисляется | Куда включается |
Отчисление в фонд социальной защиты населения | 34% | С фонда заработной платы | Себестоимость | |
Отчисление в фонд страхования от несчастных случаев и заболеваний | 0.1-2.4 (мб > и < в 1,5 | ФЗП | С/С | |
Платежи за добычу природных ресурсов | Расчет | Расчет | С/С | |
Экологический | Расчет | Расчет | С/С | |
Платежи за землю (земельный налог) | Расчет | Кадастровая оценка | С/С | |
Таможенные платежи. (платится за таможенное оформление, за хранение, за консультационные услуги). | Расчет | Таможенная стоимость | С/С | |
Государственная пошлина — плата за нотариальные действия, связанные с хозяйственной деятельности субъекта. | Расчет (% от базовой величины) | Базовая величина | С/С | |
Налог на недвижимость | Дтфференцированная | С/С | С/С | |
Отчисления в иновационный фонд | 0,25 | С/С | С/С | |
Акциз | Дифференцированная | А=выпучка от реал x Ст.А. / 100-Ст.А. | Отпускная цена | |
НДС | НДС=Отп.ц. x НДС / 100 | Цена |
Прямой метод расчета цены предусматривает определение цены реализации товара от затрат к конечному элементу.
Данный метод используется в условиях олигополизма, монополизма либо государственного регулирования, а так же в условиях уникальности или специфичности товара.
Обратный метод счета цены. Используется в условиях жесткой конкуренции и необходимости в любое время корректировки цены реализации под влиянием рыночных факторов.
Методология расчета предусматривает определение начальных элементов цены от известного конечного ее элемента (рыночной цены). Метод обратного счета или калькулирование позволяет определить целесообразность производства товара, еще до начала выведения его на рынок.
Алгоритм расчета начального элемента(ов) себестоимости прибыли, имеет следующий вид:
НДС= Розн.ц. х Ст.НДС / 100 + Ст.НДС
Определяется сумма розничной и оптовой надбавки:
Определяется отпускная цена.
При задействования привлеченного транспорта, определяется отпускная цена без транспортных расходов.
Определяется налог с выручки, то есть налог или налоги входящие в состав отпускной цены.
Выручка от реализации = Цопт - ТР - А.
Следующим определяется прибыль:
Пр. = Цопт - ТРпр. - А (- ТРсоб.) - с/с.
Для определения и распределения прав и обязанностей прав и сторон по транспортировке продукции используется либо условия франкировки (6 видов цен франка), и действуют только в условия РБ, либо система инкатернс.
Имеет право формировать отпускную цену с учетом или без учета транспортных расходов по доставки товаров.
Термин Франко применяется в договорах в сочетание с пунктом доставки и предусматривает доставку товаров в пункт назначения за счет продавца.
Франко вагон - станция отправления.
Расходы пунктом два + расходы по погрузке в вагон, берет на себя поставщик или производитель, остальные расходы несет покупатель.
В товаро-транспортных накладных указывается: отпускная цена отгружаемого товара с условием франкировки, отпускная цена производителя, увеличенная на сумму транспортных расходов и размер надбавки.
При формировании цены на условиях франко склад и франко отправление, производитель не учитывает ТР в цене, а предъявляет их к оплате сверх цены.
При приобретении товара последующим посредником, ТР включаются в торговые надбавки, и возмещается за счет нее.
При определении цены на условии франко-назначения производитель включает расходы на транспортировку товара в себестоимость в составе коммерческих расходов.
Тема: "Государственное регулирование цен"
?:
1) цели и задачи гос регулирования цен;
2) методы гос регулирования цен;
3) органы гос управления осуществляющие контроль за соблюдением законодательства в области ценообразования;
4) содержание контроля и задачи его проведения;
5) экономические санкции за нарушение государственной дисциплины цен;
6) инфляция и изменение цены.
Государственное регулирование — это воздействие на процессы формирования, установления и применения цен со стороны государственных органов власти посредством административных, бюджетно-финансовых, налоговых и иных мер, с целью стабилизации экономических процессов в государстве.
Цель гос регулирования — это стабилизация или стабильное развитие экономической системы.
Задачи:
- развитие сфер социального блока (образование, здравоохранение, культура);
- преодоление недостатков свойственных рыночной системе;
- сведение к минимуму социального неравенства;
- распределение доходов в соответствии с обложенным трудом и условием реализации товаров.
Государственное регулирование цен осуществляется в двух формах: косвенное регулирование цен и прямое регулирование цен.
Косвенное регулирование цен — воздействие, со стороны гос органов власти, не на саму цену, а на факторы ее формирующие (на спрос, предложение, уровень конкуренции и др.) посредством антимонопольного законодательства, налогового, финансового, посредством стимулирование малого предпринимательства и т.д.
Прямое регулирование цен — воздействие со стороны гос органов непосредственно на саму цену, через установление "ценового потолка", "ценового пола" и "ценового коридора".
В РБ в настоящее время, прямое регулирование цен осуществляется посредством применения следующих мер:
- установление фиксированных и предельных цен, применяется для предприятий занимающие доминирующее положение на рынке, а так же на отдельные социально-значимые товары, установление предельного уровня рентабельности, установление предельных индексов роста цен, установление предельных торговых надбавок, установление порядка формирования и применения цен;
- декларирование цен.
Определяя основные принципы ценообразования и правила вводя ограничение цен в специальные органы контроля осуществляют надзор за их соблюдением всеми субъектами хозяйствования.
Высшим исполнительным органом контроля, за ценами на республиканском уровне выступает департамент ценовой политики при министерстве экономики РБ, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления ценовой политики ОБЛ исполкома и ГОР исполкома г. Минска, а так же инспектора по контролю за ценами в районах и городах. В своей работе, органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильностью установления цен занимаются так же комитет гос контроля, налоговые инспекции, органы статистики.
В процессе контроля решаются следующие задачи:
- проверка соблюдения порядка формирования цен, их экономической обоснованности;
- социально-экономический анализ формирования цен, их динамики и соответствии реальным условия производства и реализации;
- проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств и качества продукции в цене;
- внесение в соответствующие органы управления предложение о введении или отмене гос регулирования цен;
- оказание помощи субъектам ценообразования;
- выдача обязательных для исполнения указаний об нарушении дисциплины цен;
- принятие решения о применении экономических санкций.
Нарушение установленных уровней регулирования цен (завышение или занижение цены, а так же уровня надбавок).
Нарушение установленного порядка, исчисление затрат.
Применение свободных цен и тарифов, а так же торговых надбавок на товары в отношении которых должны применяться регулируемые цены.
Нарушение установленного порядка декларирования цен и их применения.
За вышесказанные нарушения применяется санкция в виде взыскания бюджет выручки полученной в результате завышения цены или в размере недополученной при применении заниженных цен + штраф в таком же размере.
Нарушение дисциплины цен.
Штрафная санкция — изъятие выручки необоснованно полученное в результате нарушения + штраф в таком же размере.
Реализация за пределы РБ товаров по ценам ниже установленных. Штраф — изъятие средств в размере разницы между предполагаемой величины выручки, по предельно минимальным ценам и фактической выручкой, полученной субъектом + штраф в таком же размере.
Превышение предельного индекса роста цен — изъятие доходов в результате превышения цен и наложен е штрафа в двукратном размере полученного дохода.
Реализация товара с нарушением установленного порядка регистрации. Штраф до 30% стоимости реализованного товара, при повторном нарушении до 50%.
Реализация товаров, на которые установлены регулируемые цены, без экономического обоснования. Штраф до 30%. При повторном до 50%.
Нарушение установленного порядка формирования и применение регулируемых цен. Штраф до 40 базовых величин.
Неуказание или неправильное указание товарно-сопроводительных и платежных документов отпускной цены товаропроизводителя, его наименование, наименование товара, количественных и качественных показателей. Наложение штрафа как на поставщика, так и на получателя в размере 10% стоимости продукции.
В РБ с целью предотвращения потерей от инфляции предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним относятся:
1) индексация доходов населения с учетом инфляции;
2) индексация доходом в случае задержки их выплаты.
Индексация денежных доходов населения — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен.
Индексация является частью государственной системы защиты граждан.
В соответствии с пунктом 1.2 ТК индексация — это корректировка величин не носящий единовременного характера.
Индексация доходов, как правило, носит дифференцированных
Различают следующие типы индексации: ожидаемая — осуществляется с учетом прогнозируемого учета цен; ретроспективная — осуществляется по факту повышения цен за прошедший период.
Физические лица, получающие доходы из бюджетных источников, получают индексацию предусмотренную законодательством, посредством решения министерства экономики и указом президента. Физические лица получающие доходы в коммерческих организациях, получают индексацию в случае ее предписания коллективным договором.
Механизм определения дохода с учетом индексации следующее: Д2=Д1 x Ip.
Тема: Цены и антимонопольное регулирование.
?:
1) цены в системе антимонопольного законодательства;
2) регулирование цен на продукцию предприятия занимающее доминирующее положение на рынке;
3) декларирование цен;
4) виды монопольных цен;
5) ценовые соглашения. Цены и недобросовестная конкуренция.
В рамках антимонопольного регулирования в республике создана правовая база антимонопольного регулирования. Основным документом в данной области является указ президента #114 от 2011г. "О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования". Применяются меры по предотвращению создания новых монополий. Обеспечивается постоянный мониторинг товарных рынков и вырабатываются меры по улучшению конкурентной ситуации.
Не смотря на принимаемые меры, в любом государстве существуют монополизированные товарные рынки, которые требуют вмешательства со стороны гос органов власти. Различают два вида монополистов, для которых предусмотрено гос регулирование:
1) регулирование цен естественных монополий — это когда экономически сообразно и выгодно производство товаров или услуги в рамках отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства, минимизации издержек, при сосредоточении производства на одном предприятии, а так же если соответствующие товары не могут быть заменены другими. Естественная монополия, как правило, санкционируется государством;
2) регулирование цен искусственных монополий — это кошда экономически целесообразно и выгодно создание конкуренции на рынке, но существует монополия.
В мировой практике известно две модели для преодоления высоких цен монополистов. Рыночная и государственные модели.
Рыночная модель предусматривает снижение цен предприятия монополистов, за счет действия рыночных законов. То есть высокака цена, установленная монополистом ведет к стремлению со стороны другтх субъектов проникнуть на данный рынок, что естественно создает конкуренцию и ведет к постепенному снижению цены.
Государственная модель — предусматривает снижение цен посредством ограничения со стороны государственных органов. К основным способам или методам регулирования монополистов государством относится: установление предельного норматива рентабельности; установление предельного уровня цен; декларирование цен.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется следующими методами:
1) посредством установления фиксированных предельных цен и порядка их определения;
2) посредством определения категории потребителя, подлежащих обязательному обслуживанию субъектов естественной монополии.
К нарушениям антимонопольного законодательства относится:
- злоупотребление доминирующего положения;
- заключение соглашений, а так же осуществление согласованных действий, ограничивающий конкуренцию;
- недобросовестная конкуренция;
- уклонение от исполнения предписания, антимонопольных органов, а так же иных организаций;
- ненадлежащее и не своевременное выполнение предписаний, либо непредставление или представление заведомо ложной информации.
Декларирование цен — это регистрации цены гос органами на основании гос обоснования. Декларирование выступает средством контроля, за установлением цен реализуемыми монополистами с целью их неоправданного повышения.
С момента регистрации цены, производители обязаны заключать с потребителями дого. К обязательному декларирования подлежат цены предприятия монополиста, а так же тарифы на новые виды медецинских услуг.
Монопольная цена — это цена, которая устойчиво отклоняется от ее уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим ... Либо субъектом вступившим в сговор.
Различают следующие виды монопольных цен:
1) монопольно высокая цена;
2) монопольно низкая цена;
3) монопсоническая цена (монопсонически низкая цена).
Ценовые соглашения. Недобросовестная конкуренция.
С целью ограничения уровня конкуренции предприятия монополисты или олигополисты заключают ценовые соглашения, которые в Республике запрещены.
Различают следующие виды ценовых соглашений:
- горизонтальные;
- вертикальные.
Горизонтальное соглашение — это соглашение между предприятиями одного уровня.
Вертикальное соглашение — это соглашение между предприятиями разного уровня.
Ценовые соглашения ведут к недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимущественных прав предпринимательских деятельности, которые противоречат законодательству, требованиям добросовестности и причинили или создали угрозу возникновения убытков, либо могут нанести ущерб деловой репутации и хозяйственной деятельности.
Недобросовестная конкуренция может выражаться в следующих формах: некорректное сравнение товаров хозяйствующих субъектов; распространение ложной или неточной информации; умышленное введение потребителя в заблуждение; продажа товара с незаконным использование интеллектуальной собственности; разглашение сведений, представляющих собой коммерческую тайну.
Тема: "Методы и стратегии ценообразования"
?:
1) методы и разновидность;
2) рыночные стратегии ценообразования;
3) цена и жизненный цикл товара или услуги.
Методы ц/образования | ||
1. Затратные | 2. Парам | 3. Рыночные |
1.1 затратные | 2.1 метод удельных показателей | 3.1 метод тендеров или торгов |
1.2 агрегатный 1.3 структурные аналоги | 2.2 балловый | 3.2 метод следования за лидером |
1.4 точки безубыточности 1.5 прейскурантные. | 2.3 корелляционно-регресионный | 3.3 метод ощущаемой ценности товара или услуги |
1.1 Затратный метод является одним из самых распространенных как в отечественной так и в зарубежной практике.
Достоинства:
- достаточно точный;
- справедлив, как для производителя, так и для покупателя;
- если данным методом пользуются большинство товаропроизводителей, то ценовая конкуренция сводится к минимуму;
- данный метод позволяет определить затраты и прибыль достаточную для воспроизводства.
Недостатки:
- не учитывает конъюнктуру рынка;
- достаточно сложен в расчетах.
Различают два вида затратного метода:
1) метод полных издержек;
2) метод предельных издержек.
Предусматривает включен в себестоимость лишь условно переменных затрат. Условнопостоянные затраты при этом, либо распределяются на себестоимость другой продукции, либо покрываются за счет собственной прибыли.
1.2 Агрегатный метод ценообразования. Ц = Ц1 + Ц2 + Ц3 + ... Цn.
Этот метод предусматривает определение цены итогового изделия путем суммирования отдельно составляющих компонентов.
Достоинства:
- теже что и у затратного + производитель имеет возможность реализовать компоненты пользующиеся наибольшим спросом;
- рост прибыли;
- некоторый учет конъюнктуры рынка, т.е. спроса покупателя.
Недостатки:
- те же что и у затратного.
1.3 Метод структурной аналогии.Предусматривает определение цены нового изделия на основании цены ранее производимого товара, либо товара конкурента. То есть по имеющейся калькуляции осуществляется перерасчет статьи затрат, которая видоизменилась (шампунь - шампунь с кондиционером).
До перерасчета калькуляции, для определения эффективности вывода товара на рынок, цена может быть определена следующим образом. Цн = Зн / Дзн.
Дзн- доля затрат в цене нового изделия.
1.4 Метод точки безубыточности.
Данный метод предусматривает определение цены на уровне затрат, с включением в нее прибыли, достаточной для расчета по налогам. В данном случае важно рассчитать и определить количество производимого продукта.
Точка безубыточности может быть определена следующим образом:
1) при однотипном ассортименте выпускаемой продукции.
2) при широкой номенклатуре выпускаемой продукции;
1.5 Прейскурантный метод. Суть метода сводится к тому, что на оказанные услуги первоначально затратным методом определяется цена, которая в последущем оформляется в прейскурант. И все покупатели платят одинаковую цену.
Прейскурантная цена может изменяться по периодам времени, и цена при этом определяется следующим образом.
Параметрический метод.Используются в случаях, когда в цене важно и нужно учесть качественные параметры. Главный принцип всех параметрических методов: "Чем лучше качество - тем выше цена".
2.1 Метод предельных показателей используется при определении цены сложной продукции, где можно выделить качественный параметр, от которого будет зависеть цена. Расчет цены данным методом сводится к пропорции. На практике не используется по следующим причинам:
- позволяет учесть цене как правило лишь один изменяемый параметр, от других приходится абстрагироваться;
- простота расчета ведет к высокой степени погрешности, так как не учитываются рыночные составляющиеся;
- не учитывает конъюнктуру рынка, а так же психологическое восприятие товаров;
- расчет цены сводится к абсурду, если технический параметр имеет тенденцию снижения (вес телефона).
2.2 Баловый метод ценообразования.Позволяет учесть в цене потребительские свойства которые сложно подлежат количественные измерения и не имеют определенных показателей качества (вкус, цвет, запах, дизайн, аромат). Используется в парфюмерной промышленности, в автомобилестроении, винно-водочных изделиях. При использовании данного метода по каждому изделию определяются параметры к которым присваиваются баллы, как правило от 1-10 или от 10 до 100. Кроме того к параметрам продукции присваивается коэффициент весомости или значимости данного параметра для потребителей. (от 0.1 до 1).
Методология расчета цены баллового метода имеет следующий вид:
Причем если по каким либо параметрам новый товар лучше базисного, то дробь должна быть больше 1, если же наоборот, то меньше 1.
Достоинства баллового метода:
1) учитывает в цене свойства изделия, сложноподлежащих количественной или экономической оценки;
2) учитывает конъюнктуру рынка;
3) учитывает потребительское восприятие.
Недостатки— носит субъективных характер.
2.3 Метод корреляционно-регресивный.
Позволяет установить зависимость цены от нескольких качественных параметров и выразить ее в виде имперической формы. На практике не используется по следующим причинам:
- требует длительного периода наблюдения;
- отсутствие необходимости в высокой точности в связи с округлением итоговой цены до 10 рублей;
- носит субъективных характер;
- отсутствие в некоторых случаях прямой связи между ценой и параметрами продукции.
Рыночный метод ценообразования.Рыночные методы получили свое широкое распространение в силу возможности учетов в цене не только затрат, но и рыночных составляющих.
3.1Конкурс — одна из форм проявления торгов. Выигравшим конкурс является лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, предложило лучшее условие.
Использование метода конкурса является обязательным при закупке за бюджетные средства, в строительстве.
3.2 Метод следования за лидером.
Суть метода сводится к тому, что организации при назначении своих цен в первую очередь ориентируются на цену лидирующего производства. При этом продавец может отклонять свою цену от цены лидера.
3.3 Метод ощущаемой ценности.учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Разграничить ценность на осознанную и потенциальную. Необходимо определить ценность для контрольной категории потребителей. Определить роль цены для покупателя. Выявить возможность взаимозаменяемость товара.
Достоинство рыночных методов:
1) учитывают спрос и предложение и коньюнктуру рынка;
2) законодательно разрешены;
3) позволяют учитывать в цене психологическое восприятие;
4) позволяют отслеживать изменение рынка.
Недостатки:
1) сложны в использовании;
2) присутствует в некоторой степени субъективизм;
3) наличие факторов риска экономического характера.
2