Определение абсолютного изменения среднего уровня цены (общее и под влиянием отдельных факторов)
5.1. Общее абсолютное изменение средней (по двум формам торговли) цены товара под влиянием обоих факторов определяется исходя из индекса переменного состава (5.13) как разность между средней ценой товара в отчетном периоде и средней ценой в базисном периоде:
(5.17)
Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (5.17):
Вывод. Средняя цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 24,65 руб. в результате влияния двух факторов – изменения цены товара по каждой форме торговли и структурных сдвигов в объемах продажи.
5.2. Абсолютное изменение средней цены под влиянием первого фактора - изменения уровня цены товара по каждой форме торговли определяется исходя из индекса фиксированного состава (5.14) как разность
(5.18)
Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (5.18):
Вывод. Средняя цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 24,55 руб. в результате влияния первого фактора – изменения цены товара по каждой форме торговли.
5.3. Абсолютное изменение средней цены под влиянием второго фактора - структурного перераспределения в объемах продажи определяется исходя из индекса структурных сдвигов (5.15) как разность
(5.19)
Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (5.19):
Вывод.Средняя цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла на 0,10 руб. в результате влияния второго фактора - структурных сдвигов в объемах продаж.
5.4. Абсолютные приросты (изменения) средней цены связаны между собой следующим образом:
, (5.20)
т.е. общий абсолютный прирост средней цены за счет двух факторов равен сумме абсолютного прироста средней цены, сформировавшегося под влиянием роста цен, и абсолютного прироста средней цены, вызванного влиянием структурных сдвигов в объемах продаж(аддитивная связь).
Разложение абсолютных приростов средней цены товара по факторам (5.20):
24,65 = 24,55+0,10
Вывод. Под влиянием изменения цены товара «А» по каждой форме торговли средняя (по двум формам) ценатовараувеличилась в IV кв. по сравнению с III кв.на24,55 руб. В результате изменения в структуре объемов продажи средняя цена увеличилась на 0,10 руб. Совместное влияние двух факторов привело к росту средней цены товара на 24,65 руб.
Задача 5.2
Исходная информация представлена в табл.5.4. Требуется определить
относительное изменение физического объема товарооборота в целом по
двум видам товара.
Таблица 5. 4
Исходные данные
Вид товара | Единица измерения | Товарооборот базисного периода, млн. руб. | Относительное изменение количества реализованного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным (+,-), % |
А | шт. | 6,0+N | +66,7 |
Б | м | 12,0+N | -37,5 |
Для определения относительного изменения физического объема товарооборота обычно рассчитывают агрегатный индекс физического объема товарооборота
.
Однако, по приведенной в табл.5. 4 исходной информации этого сделать нельзя, так как неизвестен товарооборот отчетного периода в базисных ценах (числитель индекса ). Он может быть рассчитан на основе данных гр. 4 с использованием преобразования агрегатного индекса физического объема в средний арифметический взвешенный:
Для преобразования используют формулу индивидуального индекса физического объема[5], получая средний арифметический взвешенный индекс физического объема товарооборота (5.21):
( 5.21)
где – индивидуальный индекс физического объема;
– стоимость реализованных товаров (товарооборот) в базисном периоде.
1. Расчет индивидуальных индексов физического объема (количества) реализованного товара:
Товар А: = 166,7 % (100 + 66,7);
Товар В: = 62,5% (100 –37,5).
(результаты расчетов представлены в расчетной табл.5.5, гр.4, 5).
Таблица 5.5
Расчетная таблица
Товар | Единица измерения | Товарооборот базисного периода, млн. руб. | Индекс физического объема | Товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода, млн. руб. |
5=3*4 | ||||
А Б | шт. м | 6,0 12,0 | 1,667 0,625 | 10,0 7,5 |
Итого | 18,0 | 0,972 | 17,5 |
2. Расчет среднего арифметического индекса физического объема по формуле (5.21):
Вывод. Объем продажи разнородных товаров (физический объем товарооборота) сократился в отчетном периоде по сравнению с базисным в среднем на 2,8% (97,2 - 100).
Разность между числителем и знаменателем индекса физического объема характеризует сумму экономии, полученную в результате снижения физического объема продаж товаров:
Задача 5. 3
Исходная информация представлена в табл.5.6. Требуется определить
относительное изменение уровня цен в целом по двум видам товара.
Таблица 5.6
Исходные данные
Вид товара | Единица измерения | Товарооборот отчетного периода, млн. руб. | Относительное изменение цен (+,-), % |
А Б | шт м | 11,0 10,0 | +10,0 +33,3 |
Для изучения относительного изменения уровня цен на разнородные товары в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом обычно рассчитывают агрегатный индекс цен по формуле (5.3):
Однако по исходным данным, приведенным в табл.5.6, такой индекс рассчитан быть не может, так как отсутствуют данные о товарообороте отчетного периода в базисных ценах (знаменатель индекса Он может быть рассчитан на основе данных гр.4 с использованием преобразования агрегатного индекса цен в средний гармонический взвешенный[6]:
В результате преобразования получают средний гармонический взвешенный индекс цен (5.22):
(5.22)
где – индивидуальный индекс цен;
– стоимость реализованных товаров (товарооборот) в отчетном периоде.
1. Расчет индивидуальных индексов цен по каждому виду товара:
Товар А: = 110,0% (100 + 10);
Товар Б: = 133,3% (100 + 33,3).
(результаты расчетов представлены в гр.4 табл.5.7).
Таблица 5. 7
Таблица для расчета среднего гармонического индекса цен
Товар | Единица измерения | Товарооборот отчетного периода, млн. руб. | Индивидуальный индекс цен | Товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода, млн. руб. |
5=3/4 | ||||
А Б | шт. м. | 11,0 10,0 | 1,100 1,333 | 10,0 7,5 |
Итого | 21,0 | - | 17,5 |
2. Расчет среднего гармонического индекса цен по формуле (5.22):
Вывод.Цены по группе разнородных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом повысились в среднем на 20,0% .
Разность между числителем и знаменателем индекса цен характеризует сумму переплаты, полученную в результате повышения цен:
Литература