Лидерство как система фреймов
Фрейм - это особый ракурс восприятия лидером мира. Понятие системы фреймов включает:
· Способы сбора информации.
· Способы принятия решений.
· Способы использования власти.
Виды фреймов
· Структурный фрейм.
· Фрейм человеческих ресурсов.
· Политический фрейм.
· Символический фрейм.
Система фреймов
4.2. Власть, влияние и лидерство
Власть - это потенциальная способность индивида влиять на других людей для достижения поставленных целей.
Влияние - это воздействие индивида на установки, ценности, убеждения и поведение других людей.
Исследования показали, что влияние и власть в равной степени зависят от способностей лидера, от личности, на которую оказывается влияние, и ситуации. Эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти. Как недостаток власти, так и злоупотребление ею приводят к снижению эффективности.
Уровни власти
Личная деятельность |
Эффективная
Неэффективная
Отсутствие Злоупотребление
власти властью
Неадекватная Достаточная Чрезмерная
личная власть |
Типы власти лидера
· Легитимная власть - власть, источником которой является формальная должность.
· Вознаграждающая власть - власть, источником которой являются полномочия вознаграждать других людей.
· Принуждающая власть - власть, источником которой является право наказывать.
· Экспертная власть - власть, основанная на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, порученных подчиненным.
· Референтная власть - власть, основанная на личностных характеристиках лидера.
· Информационная власть - власть, основанная на возможности доступа к информации.
Типы реакций подчиненных на применение власти
· Подчинение - выполнение сотрудниками указаний лидера вне зависимости от их отношений к этим указаниям.
· Сопротивление - невыполнение указаний лидера.
· Одобрение - признание концепции лидера и выполнение его указаний.
Ключевым аспектом власти является зависимость, которая возникает в результате контроля за распределением ресурсов. Подчиненность определяется тремя характеристиками ресурсов: значимостью, ограниченностью и незаменимостью.
Характеристики ресурсов, влияющих
на подчиненность и власть в организации
Лидер имеет контроль над: | Лидер имеет контроль над: | |
· ресурсами, которые воспринимаются как малозначимые | Значимость | · ресурсами, которые воспринимаются как высоко значимые |
· общедоступными ресурсами | Ограниченность | · над ограниченными ресурсами |
· ресурсами, которые легко заменить | Незаменимость | · над незаменимыми ресурсам |
Низкая степень подчиненности лидеру = незначительная власть лидера | Высокая степень подчиненности лидеру = значительная власть лидера |
Источники власти лидера
· Официальная позиция в организации.
· Зависимость отделов (сотрудников) друг от друга.
· Доступ к ресурсам.
· Устранение неопределенности.
Стратегии влияния
С целью трансформации власти во влияние лидеры должны:
1. Правильно оценить мотивационную основу человека.
2. Определить, какими источниками власти они располагают, и оценить силу этих источников.
3. Уметь перестроить привлекательность последствий активности подчиненных, которые являются решающими для осуществления влияния.
4. Учитывать ситуационные факторы, способствующие или препятствующие эффективному применению стратегии влияния.
5. Знать динамику власти в организации.
6. Правильно определить баланс власти.
Соотношение групп потребностей в теориях мотивации
Теория Маслоу | Теория Алдерфера | Теория Макклелланда | Теория Герцберга | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
Методы корректировки поведения
Методы корректировки | Характеристика |
Позитивное подкрепление (поощрение) | Обеспечение благоприятных для индивида последствий, способствующих повторению образцов поведения (поощрение, признание, вознаграждение и т.п.). По мере приближения индивида к желаемому поведению интенсивность положительного подкрепления увеличивается. |
Негативное подкрепление | Устранение нежелательных последствий поведения. Образец поведения, позволяющий избавиться от негативных последствий, повторяется и, как правило, поощряется. |
Наказание | Управление неблагоприятными последствиями, цель которого состоит в предотвращении (пересечении) нежелательного поведения. Если данный тип поведения не поощряется руководителем, то индивид прекратит вести себя нежелательным образом. |
Торможение | Сдерживание положительных последствий. При отсутствии подкрепления желаемого поведения достигнутый эффект постепенно угасает |
Ситуационными факторами, влияющими на выбор стратегии влияния, являются:
· Соотношение влиятельности двух лиц - того, кто оказывает воздействие, и того, на кого оно направлено.
· Степень зависимости и взаимозависимости сторон.
· Нужный результат (вынужденное подчинение или сознательная приверженность).
· Резерв времени.
· Степень сходства взглядов и представлений сторон об основополагающих ценностях.
· Интенсивность эмоций, связанных с ситуацией.
· Природа взаимоотношений между сторонами.
· Возможность влияния.
На динамику власти в организации влияют три фактора:
· Разнообразие членов организации - различие стремлений, целей, ценностей, принципов и восприятия событий.
· Взаимозависимость - степень зависимости людей друг от друга в процессе совместной деятельности.
· Ограниченность ресурсов.
Менеджеры, чтобы определить свой потенциал борьбы за власть и повлиять на ситуацию, должны:
· Хорошо знать мотивы поведения членов организации.
· Структуру организации, в том числе структуру распределения власти.
· Предвидеть различные действия членов организации в борьбе за власть.
· Знать ресурсы, которыми располагают члены организации в организации в целом.
Специалисты по проблемам власти и влияния предложили ряд рекомендаций для анализа динамики власти в организациях и эффективного их использования, которое включают ответы на следующие вопросы:
1. Каковы мои цели?
2. Чья помощь мне необходима, чтобы достичь этих целей?
3. Чья поддержка для этого мне нужна?
4. На кого могут повлиять мои планы:
а) в отношении власти и статуса?
б) в отношении оценки работы и поощрений?
в) в отношении того, как люди выполняют свою работу?
5. Чье сопротивление может поставить под угрозу выполнение плана?
6. Кто является друзьями и союзниками этих влиятельных людей?
7. Каковы цели, ставки, предположения, восприятия и чувства этих влиятельных людей?
8. Каковы мои источники власти и влияния?
9. Какие у меня есть «валюты»(ресурсы), которые могут заинтересовать этих людей?
10. Какие ситуационные факторы могут снизить эффективность моей стратегии влияния:
а) какие существуют взаимозависимости в организации?
б) каково взаимное распределение власти?
в) сколько у меня есть времени, чтобы оказать влияние?
г) разделяем ли мы общие ценности? В какой степени?
д) насколько сильные эмоции вызывает эта ситуация?
е) каков характер моих отношений с этими людьми?
11. Какая стратегия влияния будет наиболее эффективной, учитывая ситуационные факторы?
12. Когда, где и каким образом мне следует использовать свою стратегию влияния?
Ответы на эти вопросы позволят проанализировать конкретную проблему и составить эффективный план действий с целью оказания воздействия на других людей.
Дескриптивная модель действий власти по Картрайту и Кипнису
Овладение источником власти.Простое обладание источниками власти и ее ощущение может быть конечной целью, приносящей удовлетворение. Желанными источниками власти могут быть престиж, статус, материальное положение, руководящая должность, возможность контроля над информационными потоками.
Способности.Разные люди имеют разную степень развития способности к быстрому и безошибочному определению мотива поведения другогочеловека относительно своих источников власти. Однако подобного рода способностям характерен манипулятивный оттенок. К манипулятивным профессиям, согласно тестированию, проведенному Уинтером (1973), относятся профессии, связанные с воспитанием людей, оказанием на них влияния и их изменением (учителя, священники, журналисты, психологи, офицеры полиции). Шнакерс и Кляйнбек (1975) установили, что люди с высоким мотивом власти сильнее влияют на других людей, чаще манипулируют и с самого начала нацелены на выигрыш.
Склонности к реализации власти.Само использование имеющихся источников власти, позволяющих воздействовать на мотивы поведения другого человека, может приносить удовлетворение некоторым людям. Существуют индивидуальные различия в склонности к реализации власти для оказания влияния на поведение других людей. Это существенный момент, позволяющий различать «сильных» и «слабых» лидеров. Индивидуальные различия существуют также в выборе тех или иных средств воздействия. Исследования Гудштадта и Хьелле (1973) подтвердили, что люди с внешним локусом контроля (такие люди считают, что их жизнью управляют внешние силы) гораздо чаще используют принуждение и наказание. Люди с внутренним локусом контроля (эти люди считают, что они сами способны управлять своей жизнью) сначала прибегают к уговорам и убеждениям.
Моральные ценности.Индивидуальные различия проявляются в целях достижения власти. Люди с низкими моральными ценностями испытывают приятные ощущения от подчинения других своей воле и их беспомощности. В то же время применение власти может иметь "благие цели", которые оцениваются участниками ситуации как "хорошие", "законные". Макклелланд (1975) различает два вида власти - личностноориентированную и социоориентированную. Женщины-руководители в большей степени склонны к применению социоориентированной власти, чем мужчины.
Страх перед последствиями использования власти.Индивиды различаются тем, в какой степени последствия применения ими власти вызывают у них опасения. Различают пять видов страха перед:
1)разрастанием своих источников власти;
2)потерей источников власти;
3)использованием власти;
4)ответным применением власти;
5)безуспешностью своего воздействия на других.
Сфера применения власти.В различных сферах своей жизни люди по-разному используют власть. Они могут ограничиваться сферой личной жизни (воздействие на членов семьи), профессиональной (воздействие на подчиненных и коллег), общественной (воздействием на членов сообществ) и т.д.
Стратегии влияния
Основными стратегиями влияниями являются:
· Наказание.
· Сотрудничество.
· Убеждение.
Примеры стратегий влияния
Наказание (устранение, принуждение) | |
Общая формула: | "Если вы не выполните моих распоряжений, вы серьезно пожалеете об этом" |
Угроза: | "Если вы не подчинитесь, я буду вынужден наказать вас" |
Социальное давление: | "Все участники группы согласились, каково ваше решение?" |
Достаточно: | "Я перестану придираться к вам, если вы согласитесь со мной" |
Воспринимаемая нехватка и давление времени: | "Если вы не приступите к немедленным действиям, вы упустите возможность / случай решить проблему для блага других" |
Забота о других: | "Ваше несогласие может принести вред/неприятности другим" |
Сотрудничество (обмен и объединение усилий) | |
Общая формула: | "Если вы хотите сделать Х, то получите Y" |
Обещание: | "Если вы справитесь с работой, я награжу вас" |
Уважение: | "Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать о вас лучше (хуже), если вы пойдете (не пойдете) на уступки" |
Предварительное условие: | "Если я выполню ваши пожелания, согласитесь ли вы это сделать ради меня?" |
Обязательство: | "Надеюсь, вы помните о том, сколько я для вас сделал?" ("Хотя я это и подозреваю, надеюсь, это не приведет к появлению в будущем у меня обязательств?") |
Взаимный компромисс: | "Мне пришлось снизить начальную цену, чтобы добиться вашего согласия" (сколь бы необоснованной ни была моя исходная позиция) |
Расширение обязательств: | "Мне нужно только небольшое одолжение" ("Но позже я обращусь за большим одолжением") |
Убеждение (основано на фактах, потребностях и индивидуальных ценностях) | |
Общая формула: | "Я хочу, чтобы вы сделали Х, поскольку это согласуется с/ хорошо для/, необходимо для ..." |
Доказательство: | "Эти факты/ мнения специалистов наглядно демонстрируют правильность моей позиции/ требования" |
Потребность: | "Именно это мне и нужно. Не хотите ли мне помочь?" |
Достижение цели: | "Если вы согласитесь со мной, вы скорее достигните своих личных целей" |
Соответствие принятым ценностям: | "Эта работа соответствует вашим обязательствам по отношению к Х" |
Способность: | "Эта попытка будет успешной, если мы учтем ваши способности/опыт" |
Лояльность: | "Поскольку мы друзья/представители меньшинства, не хотите ли вы сделать это?" |
Альтруизм: | "Группа нуждается в вашей поддержке, так что сделайте это на благо всех нас" |
Принципы усиления влияния лидера
· Использовать рациональные доводы.
· Вызвать симпатию окружающих.
· Следовать правилу взаимности.
· Формировать альянсы.
· Просить то, что вы хотите получить.
· Не забывать о принципе ограниченности.
· Расширять формальную власть, основываясь на собственных профессиональных знаниях и доверии окружающих.
Важным аспектом использования власти являются вопросы этики. Соблюдая этические нормы, лидеры должны ставить корпоративные интересы выше личных, уважать права сотрудников и поступать с ними по справедливости.
Критерии этичного использования власти
Тема 5. Межличностные аспекты лидерства
План
5.1.Наставничество, консультирование и поддерживающие коммуникации
5.2. Мотивация деятельности персонала
5.3. Предоставление прав и делегирование полномочий
5.4. Создание эффективных команд и работа с командой
5.5. Управление разнообразием