Кругооборот факторов производства(ресурсов), товаров и доходов в экономической системе
Основные субъекты экономики:
1. Домашние хозяйства – обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения , интересов и мотивов.
2. Фирмы- это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.
3. Государство- собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.
Кругооборот продукта:
1. Производство – процесс создания полезного продукта.
2. Распределение – звено, где устанавливаются количественные соотношения при производстве благ, размещение работников и орудий труда по видам хозяйственной деятельности.
3. Обмен – форма связи между людьми, обмен способностями и деятельностью.
4. Потребление - заключает этап движения продукта: удовлетворение личных нужд людей. То есть движение экономических благ возвращается к исходному пункту.
Кругооборот капитала. Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, находясь в постоянном движении.
Три стадии кругооборота:
1. Денежная – на этой стадии оборотный капитал из формы денежных средств переходит в форму производственных запасов.
2. Производственная – состоит в переходе капитала из сферы обращения в сферу продукции.
3. Товарная - состоит в реализации изготовляемой продукции и получении денежных средств. Оборотный капитал поступает из производства в стадию обращения и в процессе реализации принимает форму денежных средств.
Предприятия производят товары и услуги и направляют их на рынки продуктов, одновременно закупая природные и экономические ресурсы на рынке ресурсов. Домашнее хозяйства приобретают товары и услуги и поставляют на рынки ресурсов рабочую силу. Государство для содержания своего сектора экономики закупает товары и услуги на продуктовых рынках и ресурсы на рынках ресурсов.
8Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления
Ценность- это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу). Ценность имеет синоним - стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. Ценойназывается количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Т. о, цена товара опред-ся прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства. Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т. е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос.Изучение экономической теории предполагает рассмотрение условий, позволяющих выявить соответствие запланированного и реально проведенного исследования целям его проведения, которые заключаются в получении информации о характере причинно-следственных связей в структуре экономического явления. Причем условием данного соответствия является востребованностъ данной информации для установления взаимодействия экономического роста с интересами человека.
9. Рынок— этот способ взаимодействия потребителей и производителей товаров и услуг, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок покупателя — ситуация на рынке, при которой предложения производителей и продавцов товаров превышают спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются. (Рынок покупателя—рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными в поиске спроса приходится быть продавцам, на этом рынке предложение превышает спрос.) Рынок продавца — ситуация на рынке, при которой спрос на товар превышает предложение .продавцы имеют больше власти и где более активными в поиске подходящего предложения приходится быть покупателям.Рынок промежуточных продавцов — совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Рынок свободный — свободный товаропроизводитель поставляет в торговле свой товар по цене, обеспечивающей ему среднюю норму прибыли. Торговые предприятия сами ищут и находят нужные товары, а продавцы «зазывают» к прилавку покупателя и делают все, чтобы он не ушел с пустыми руками. Рынок спотовый — рынок краткосрочных разовых сделок с немедленной поставкой товара.К преимуществам рынка обычно относят: • эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг; • возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы; • высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;• быстрое использование достижений науки и техники;• свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
• относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Основными недостатками рынка являются:
Цикличность: чередование подъемов и кризисов в эканомике
• отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
• отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов; • отсутствие гарантий на труд;
• неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
• нестабильность развития и подверженность спадам произ-водства и инфляционным процессам.
10.Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
Формула:
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом,естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли. Тем не менее, модель совершенной конкуренции: позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;проясняет условия максимизации прибыли;является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
11.Рынок — экономическая система, в которой люди вступают друг с другом во взаимоотношения для торговли. Необходимо, чтобы на рынке выполнялись 3 основных условия: свободное предпринимательство, свободное установление цен, свободный выбор партнёра. В рыночной системе существуют следующие виды собственности:
- частная — собственность частного лица или группы лиц;
-государственная — собственность государства;
- общественных организаций.
Основными элементами рыночной инфраструктуры являются домашнее хозяйство, фирма, рынок ресурсов и рынок товаров. Сюда же можно отнести банки и кредитные учреждения, торговые и страховые организации.Государство регулирует рыночные отношения, руководствуясь интересами общества.Виды монополии:закрытая, защищённая юридическими запретами на конкурентов; Открытая, не защищённая монополия; Естественная, отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, когда одна фирма обслуживает весь рынок(газ, энергообеспечение).
Монополия, 1 производитель, 1 покупатель.Не смотря на то, что монополия, цены устанавливаются монополистом единолично. Монополисты сталкиваются с рядом ограничений:
- спрос на продукты
- государство
Регулируя процесс монополизации государство фиксирует для монополии цену = долгосрочным издержкам
- собственные издержки. (= “обычные” издержки + дополнительные издержки монополии)
Фирма получает только нормальную прибыль в том случае, когда цена равна предельным издержкам. В условиях монополии фирмы не придерживаются этого правила, получая экономические сверхприбыли. При ценообразовании монополист выбирает одну из нескольких стратегий: 1)стратегия снятия сливок. Снимая сливки с рынка монополист получает большой объем краткосрочных экономических прибылей, которые направляет на исследовательские цели, например компакт диски, MD диски – SONY,PHILIPS; 2)стратегия устойчивого проникновения. Фирма устанавливает минимально возможную цену сразу после выпуска товара и не снижает её; 3)Стратегия лоббирования. В этом случае фирма тратит средства на создание властных барьеров для проникновения в отрасль(лобби), получая при этом экономическую прибыль. При лоббировании используются следующие инструменты:А) Лицензирование деятельности; Б) Гос. контроль; В) квоты; Д) создание общественных организаций.4)Стратегия диверсификации, ориентированная на краткосрочное установление монополизации. 5) Стратегия дембинговых цен. Монополист устанавливает ниже средних издержек. 6) Стратегия ценовой дискриминации.
Монополист выбирает одну из нескольких стратегий. Гос. в свою очередь стремиться ограничить сверх прибыли монополиста, устанавливая директивно цену равную долгосрочным средним издержкам. В результате на рынке монополии как правило складывается ситуация когда цена определяется кривой спроса, не кривой предельного дохода (MR=MC).
12.Рынок — экономическая система, в которой люди вступают друг с другом во взаимоотношения для торговли. Необходимо, чтобы на рынке выполнялись 3 основных условия: свободное предпринимательство, свободное установление цен, свободный выбор партнёра.
В рыночной системе существуют следующие виды собственности:частная— собственность частного лица или группы лиц;; государственная — собственность государства;общественных организаций.
Основными элементами рыночной инфраструктуры являются домашнее хозяйство, фирма, рынок ресурсов и рынок товаров. Сюда же можно отнести банки и кредитные учреждения, торговые и страховые организации. Государство регулирует рыночные отношения, руководствуясь интересами общества. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».
13.
Спрос на товар или услугу – желание и возможность покупателя купить определенное количества товара по определенной цене в определенный период времени. Объем спроса – количество товара, который потребители готовы купить по определенной цене. Цена спроса товара–максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за единицу товара. Закон спроса – между объемом спроса и ценой существует обратная зависимость( т.е. при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких).Различают:
1. изменение спроса – смещение кривой спроса либо влево, либо вправо под действием неценовых факторов спроса.
2. изменение величины спроса – движение точки по кривой под действием изменения цены.
Эффект замещения-указывает на то, что при более низкой цене у чел-ка появляется стимул приобрести дешевый товар вместо анологичных товаров, которые дороже. Эффект дохода –указывает на то, что при более низкой цене чел-к может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо необходимых товаров. Эф. Дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большое кол-во продуктов по более низкой цене.
14 Неценовые детерминанты спроса:
· вкусы и предпочтения покупателя (мода, изменение потребительской парадигмы)
· доходы покупателей и число покупателей – рост доходов покупателя, как правило, приводит к увеличению спроса на товар. Существуют нормальные и низшие товары.
Нормальные товары – спрос, на которые возрастает при увеличении доходов потребителей.
Низшие товары – спрос, на которые падает при увеличении доходов потребителей.
· Цены на товары-заменители (субституты) и товары дополнители (комплементы)
Субституты – товары, которые удовлетворяют туже потребность. Повышение цен на субституты приводит к увеличению спроса на товар. Повышение цен на комплементы (фотоаппарат и пленка) приводит к снижению спроса.
· Ожидания покупателей и сезонные изменения.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем. Рыночный спрос – спрос, предъявляемый всеми покупателями на рынке этих товаров – сумма индивидуальных спросов.
Эластичностью спроса является степень изменения объёма спроса в зависимости от изменения:
· Цены (ценовая эластичность спроса)
· Дохода (эластичность спроса по доходу)
Различают товары эластичные по цене и не эластичные. К не эластичным товарам относят предметы первой необходимости. К эластичным товарам относят такие товары как бытовая техника, одежда и тд. Существуют товары отрицательной эластичности.
Факторы влияющие на эластичность:
· Структура товара (предмет роскоши, первая необходимость).
· Наличие субститутов.
· Удельный вес цены товара и доходы потребителей.
· Фактор времени (чем больше времени для потребления тем эластичнее спрос).
18.факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Труд– совокупность физ. И интеллектуальных возможностей чел-ка, для достижения какого-либо рез-та. Зар. Плата – доход от использования труда. Капитал – 2 вида: производственный (относятся все средства пр-ва, созданные чел-м: здания, оборудования) ; к финансовому капиталу – денежные ср-ва, которые привлекаются для приобретения производственного капитала. Доход- проценты. Земля –все естественные рес-сы, которые применяются в производственном процессе. Плата за землю- рента. Предпринимательство- способности , которые проявляются в умении рационально управлять всеми другими факторами пр-ва. Доход-прибыль. Производственная функцияописывает взаимосвязь между количеством использованных ф-ров пр-ва и максимально возможным при этом выпуском продукции. Она похожа на функцию потребления, поскольку по отношению к ресурсам фирма явл. потребителем. Её присущи общие св-ва: существует придел увеличения объема пр-ва который может быть достигнут увеличением одного ресурса при прочих неизменных. Это значит , что на фирме при данном кол-ве станков и производственных помещений есть предел увеличения пр-ва путем привлечения большого количества рабочих.