Характерные особенности малых предприятий.
Лекция № 1
Тема: «Понятие, основные признаки и роль малого предпринимательства в обществе»
Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 2 часа
План лекции
1. Сущность малого предпринимательства, основные критерии, определяющие малое предприятие
2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.
Содержание лекции
1. Сущность малого предпринимательства, основные критерии, определяющие малое предприятие
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в розничной торговле — 15. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской
2. Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.
Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериапьных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». Также как и в Российской Федерации к наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия.
Так называемая «комиссия Боултона» определяет три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предприятие к малому:
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;
- управление предприятием, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.
Устав Международной организации экономического сотрудничества и развития использует следующие критерии отнесения предприятий к малым: предприятия с числом работников до 19 человек обозначаются - весьма малые, от 20 до 99 человек -малые, от 100 до 499 человек - средние и свыше 500 человек – крупные.
Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки относит к малой промышленности предприятия с численностью занятых от 5 до 50 человек. В документах оговаривается, что такие предприятия должны использовать современные орудия труда, производить традиционные товары или осуществлять производство на основе субподрядных отношений или в рамках высокой социализации. Для Азии и Тихоокеанского региона комиссия предлагает для данного региона считать малой промышленностью предприятия с числом занятых до 50 человек и не использующие двигатель; и до 20 человек, использующие двигатель. Для стран Африки аналогичная Комиссия придерживается упрощенного критерия - до 1000 человек занятых.
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.
В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Формирование инфрастурктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно технических разработок и технологий.
Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства.
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также других источников.
Характерные особенности малых предприятий.
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
! Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности.
!!Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.
2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
В настоящее время малый бизнес играет важную роль в международной, внешней и внутренней экономике и занимает очень большую долю на рынках.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений (Владелец малого бизнеса более свободен в своих действиях, нежели предприниматель, который руководит крупным предприятием. В таком случае у бизнесмена есть шанс самому следить за ситуацией и принимать решения, а также корректировать уже принятый план действий);
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность для реализации идей, проявить свои способности;
низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
Таким образом, как и у всех видов бизнеса, у малого предпринимательства есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если предприниматель сможет грамотно построить свое дело с учетом всех особенностей этого вида бизнеса, то он обязательно добьется успеха на рынке.
3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:
· Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
· Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;
· ·Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством , куплей-продажей;
· Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
· ·Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.
В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ говорится, что серьезными препятствиями на пути развития малого предпринимательства являются:
o Избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, к том числе контролирующих, органов;
o Негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
o Недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
o Недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая консолидация усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства указывается, с какими проблемами сталкиваются субъекты малого предпринимательства: несовершенство нормативно-правовой базы малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.
По результатам социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской Ассоциацией малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы малого бизнеса в России: законодательство; инфляция; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; бюрократия; недостатки производственных площадей, офисов; действия правительства и властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, предприятий; трудности с арендой, налоги и многие другие.
Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще (малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике), которое позволяет предпринимательству стать ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а
70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.