В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме. 1.Как изменятся предельный доход конкурентной фирмы при увеличении выпуска продукции?

1.Как изменятся предельный доход конкурентной фирмы при увеличении выпуска продукции?

а) возрастает; б) снижается быстрее цены; в) снижается медленнее цены; г) не изменяется.

2.В краткосрочном периоде экономическую прибыль могут получить:

а) олигополисты; б) фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции; в) фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции; г) любая фирма в любой рыночной структуре.

3.Для гарантированного получения чистой прибыли фирмы должны:

а) бороться против монополий; б) дифференцировать свою продукцию;

в) вступить в сговор с другими фирмами; г) нет никаких гарантий.

4. Экономическая прибыль:

а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде; б) существует, когда предельный доход превышает предельные издержки; в) равна нормальной бухгалтерской прибыли; г) всегда имеет место в процветающей отрасли.

5.Когда говорят, что совершенно конкурентная фирма является ценополучателем, это означает, что:

а) фирма получит максимальную прибыль или минимальный убыток, если скорректирует объем производства, а не цену;

б) фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства;

в) фирма будет принимать решение о расширении производства только на основании данных о величине предельных издержек;

г) рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.

6. Если P<ATC, то фирма должна:

а) остановить производство; б) производить продукт в объеме, когда P = MC и P>AVC; в) сократить накладные расходы; г) продолжать производство, пока P>AFC.

7. По мере роста объема продаж (Q) предельный доход совершенно конкурентной фирмы (MR):

а) возрастает; б) не изменяется; в) падает быстрее цены; г) падает медленнее цены.

8. Достаточное условие максимизации прибыли сводится к тому, что:

а) MR=P; б) MR>P; в) кривая SMC пересекает линию MR=P снизу; г) кривая SMC пересекает линию MR=P сверху.

Темы эссе:

1. Действительно ли альтернативны альтернативные теории фирмы?

2. Особенности концентрации производства в современной российской экономике.

3. Предпринимательские риски в российской экономике (на конкретных примерах).

4. Методы страхования предпринимательских рисков в российской экономике.

5. Как и для чего рассчитывают экономическую прибыль?

Тема № 10. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в чистой монополии (4 часа)

Глоссарий

Конкуренция; совершенная конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; малый бизнес; ценовая дискриминация; х-неэффективность; естественная монополия; концерн, синдикат; трест; конгломерат; монопольная прибыль; антимонопольная политика.

ПЛАН

1. Модели альтернативных рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

2. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях совершенной конкуренции. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и общественная эффективность. Модель совершенной конкуренции и реальность.

3. Монополия. Монополия и концентрация производства и капитала. Ленинская теория монополии. Монополия и малый бизнес.

4. Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Прибыль и объем производства монополии в долгосрочным периоде. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

5. Монополия и общество. Х – неэффективность. Сопоставление равновесных цен и объемов производства при монополии и совершенной конкуренции. Монополия и технический прогресс.

6. Естественная монополия. Особенности фиксированных, средних и предельных издержек естественной монополии. Целесообразность естественной монополии для общества. Методы государственного регулирования естественной монополии. Методы государственного регулирования естественной монополии.

Вопросы для обсуждения

1. Формы и методы конкурентной борьбы в современной экономике.

2. Теория монополии В.И. Ленина и современность.

3. Пути преодоления монополистических тенденций в российской экономике.

4. Монополия и научно-технический прогресс.

5. Взаимодействие монополий и немонополистических компаний.

6. Естественные монополии в российской экономике.

Практические задания

1. Конкурентная фирма производит такой объем продукции, при котором средние постоянные издержки равны 10, средние переменные издержки – 20. Рыночная цена продукта составляет 25. Как поступит рациональный предприниматель в краткосрочном периоде? В долгосрочном периоде? При каком объеме производства предельная выручка конкурентной фирмы равна 15, а предельная издержки – 13. Как следует поступить рациональному предпринимателю, максимизирующему прибыль (минимизирующему прибыль)?

2. При равновесном объеме производства 30 единиц средние издержки фирмы равны 20, предельные издержки – 25. Определите размеры прибыли (убытков), которые реализуются фирмой.

3. Предельные издержки фирмы равны 6Q – 20, предельный доход равен 60 - 4Q

где Q – количество выпускаемой продукции.

Сколько единиц продукции должна выпускать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль?

4. Предельные издержки производства десяти единиц продукции – 9 долл., предельный доход – 18 долл.

Какое количество продукции будет выпускать фирма, максимизируя свою прибыль, если с выпуском каждой последующей единицы продукции предельные издержки возрастают на 1 долл., а предельный доход снижается на 2 долл.?

5. Предельные издержки фирмы – 20 долл., валовой доход – 100 долл.

Какое количество продукции будет выпускать фирма, максимизируя свою прибыль, если с выпуском каждой последующей единицы продукции предельные издержки возрастают на 1 долл., а предельный доход снижается на 2 долл.?

6. В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене товара, потому что:

а) кривая предельного дохода горизонтальна;

б) кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек;

в) кривая спроса горизонтальна;

г) кривая предельного продукта пересекает кривую спроса;

д) кривая предельного дохода вертикальна.

7. Если цена на продукцию фирмы превышает её предельный доход, а предельный доход – предельные издержки, то в целях максимизации прибыли фирма должна:

а) снизить цену и сократить выпуск;

б) уменьшить цену и увеличить выпуск;

в) сократить выпуск;

г) увеличить выпуск;

д) повысить цену.

8. Цена товара выше предельных издержек его производства тогда, когда:

а) спрос на товар эластичен;

б) спрос на товар неэластичен;

в) товар производится в условиях совершенной конкуренции;

г) товар производится в условиях несовершенной конкуренции;

д) предельный доход больше предельных издержек.

Укажите правильный ответ. (ОК-1, ОК-6)

Литература

Основная литература

1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

Дополнительная литература

2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.

3. Сажина М. А. Экономическая теория / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с

4. Микроэкономика: бакалавр / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Наши рекомендации