Используемых терминов и их определения
1. Инженерная защита территории и населенных пунктов. Комплекс заблаговременно проводимых инженерных мероприятий, направленных на предотвращение (смягчение последствий) воздействия поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуации на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
2. Источник чрезвычайной ситуации. Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ 22.0.02-94).
3. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по доведению до населения сведений о возможных источниках и масштабах последствий чрезвычайных ситуаций, мерах по смягчению их последствий и обучению населения действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.Локализация зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций. Комплекс заблаговременных и оперативных мероприятий, направленных на смягчение последствий воздействия поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
5. Мониторинг окружающей среды. Система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения (ГОСТ Р 22.1.02-95).
6. Нормативно-методическое регулирование процесса управления техногенным и природным риском. Создание необходимой и достаточной нормативно-технической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач по управлению техногенным и природным риском.
Примечание: Основу нормативно-технической базы составляют СНИПы, ГОСТы, Положения, Руководства и т.п. Основу нормативно-методической базы – методические рекомендации, методики и т.п.
7. Оперативная подготовка к природным чрезвычайным ситуациям. Комплекс заблаговременно проводимых оперативных мероприятий по защите населения и материальных ценностей от воздействия поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуаций, а также подготовка органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации их последствий.
8. Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях. Комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его работы с учетом риска его возникновения источников чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
9. Последствия чрезвычайных ситуаций. Социальный и экономический ущерб в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
10. Пострадавший в чрезвычайной ситуации. Человек пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).
11. Правовое регулирование процесса управления техногенным и природным риском. Создание необходимой и достаточной законодательной и нормативной базы правовой базы, составляющей юридическую основу решения задач по управлению техногенным и природным риском.
Примечание: Основу нормативной правовой базы составляют законодательные и подзаконные нормативные правовые акты федерального и территориального уровней.
12. Предупреждение чрезвычайной ситуации. Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно в направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
13. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника и в прошлом и в настоящем.
Примечание: Прогнозирование может носить досрочный, краткосрочный или оперативный характер (ГОСТ Р 22.1.02-95).
14. Рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории. Комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по размещению потенциально опасных объектов экономики и населенных пунктов на территории региона с учетом риска возникновения на ней источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций[7].
15. Риск возникновения источников чрезвычайных ситуации Вероятность (частота) возникновения в течение определенного промежутка времени источника чрезвычайных ситуаций с фиксированными параметрами поражающего фактора.
16. Риск возникновения чрезвычайной ситуации. Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02-94).
17. Риск индивидуальный. Вероятность или частота возникновения в определенный период времени поражающих воздействий определенного вида (смертельный исход, нетрудоспособность, серьезные травмы без потери трудоспособности, травмы средней тяжести и незначительные повреждения) для индивидуума в определенной точке пространства (где может находиться индивидуум), возникающих при реализации определенных опасностей.
18. Риск социальный. Вероятность нежелательных событий или частоты их возникновения, определяемая поражением определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям при реализации определенных опасностей.
Примечание: Риск социальный характеризует масштаб катастрофичности реализации опасности.
19. Риск приемлемый. Уровень риска, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологических факторов.
Примечание: Величина приемлемого риска для каждого вида деятельности определяется исходя из экономических, социальных и экологических аспектов. Любая деятельность в области приемлемого риска является объектом контроля для регулирующего органа.
Предельно допустимым уровнем риска является максимально допустимый риск, который не должен превышаться, независимо от экономического или социального вида деятельности.
Риски, превышающие предельно допустимый уровень риска, составляют область чрезмерного риска. Любая деятельность, характеризующаяся уровнем риска из этой области, недопустима, если даже она выгодна для общества в целом.
20. Смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью снижения масштабов и уровня воздействия аварий и катастроф природного и техногенного характера на человека, общество и окружающую природную среду.
21. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Комплекс мероприятий, направленных на уменьшение индивидуального и социального риска до или ниже предельно допустимого уровня, установленного соответствующим органом исполнительной власти с учетом экономических и социальных факторов.
22. Социальный ущерб. Ущерб, нанесенный жизни, здоровью и благополучию людей, выражающийся в росте смертности, заболеваемости, утрате трудоспособности, снижении уровня жизнеобеспечения, а также проявлении озабоченности и тревоги у индивидуума по поводу возможного нарушения здоровья.
23. Ущерб. Потери и издержки, которые нанесены (могут быть нанесены) обществу в результате чрезвычайных ситуаций.
24. Управление техногенным и природным рискам чрезвычайных ситуаций. Разработка и реализация оптимальных программ деятельности органов представительной и исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуации на население, объекта экономики и окружающую природную среду.
25 Чрезвычайная ситуация. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь дли повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
26. Экономический ущерб. Материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики и нарушениями производственно-кооперационных связей.
27. Экономическое регулирование процесса управления техногенным и приодным риском. Создание действующего эгономического механизма, доставляющего нормативную правовую основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском.
Примечаниe: Основу экономического механизма составляют источники, объекты и условия финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
К основным источникам финансирования мероприятий относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.