Способы выхода предприятий на внешний рынок
В зависимости от ситуации на мировых рынках, торговых обычаев в стране импортера, объемов производства и реализации продукции на предприятии его выход на внешний рынок может осуществляться напрямую или с использованием услуг посредников.
При осуществлении прямых связей экспортер и импортер самостоятельно находят друг друга различными путями. В этом случае на фирме обычно создается внешнеэкономический отдел, ведущая роль в котором принадлежит службе маркетинга. Это связано с необходимостью изучения конъюнктуры рынка, условий сбыта продукции в стране импортера, проведения других маркетинговых исследований.
Внешнеэкономический отдел занимается следующими основными вопросами:
научно-производственное сотрудничество с зарубежными партнерами;
проведение аналитических исследований, подготовка прогнозов сбыта экспортной продукции;
выработка политики ценообразования на экспортную продукцию;
подготовка планов и заключение договоров на реализацию продукции;
осуществление мер по стимулированию сбыта (реклама и т. п.);
организация протокольных мероприятий.
Главная задача внешнеэкономического отдела предприятия — поиск постоянных покупателей, заключение и регулирование долгосрочных отношений с зарубежными контрагентами.
Организация прямых связей может включать и создание собственной сбытовой сети за границей. Это требует от экспортера хорошего знания рынка, предполагает содержание штата постоянных представителей, организации собственных сбытовых оптовых баз, складов и т. д. Такой вариант работы целесообразен, если экспортная продукция будет поступать регулярно, объем продаж окажется значительным, а срок окупаемости затрат на создание сбытовой сети невелик.
Другой способ прямого выхода на внешний рынок — налаживание производства продукции полностью или частично в стране импортера. Это выгодно, если данный рынок сбыта для экспортера чрезвычайно перспективен, а производство или доработка товара на месте может дать ощутимые экономические преимущества (экономия средств на транспортных и таможенных расходах, обход нетарифных ограничений, использование более дешевого сырья и рабочей силы и т. д.).
В настоящее время широкое распространение получило использование услуг различного рода посредников на внешнем рынке — фирм или отдельных лиц, содействующих реализации товаров. Во внешнеторговой практике сложилась следующая их классификация:
простые посредники (брокеры), которые подыскивают заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами непосредственного участия в сделках не принимают;
торговые агенты, сотрудничающие с экспортером или импортером на основе агентского соглашения; они имеют право заключать сделки от своего имени или от имени другой стороны и за ее счет;
поверенные, совершающие сделки от имени и за счет доверителей (экспортера или импортера) в соответствии с договором поручения;
комиссионеры, заключающие с экспортером или импортером договор комиссии, продающие и покупающие товары от своего имени, но за счет другой стороны;
консигнаторы, строящие свои правоотношения с продавцом на основе договора консигнации и реализующие товары со своего склада от своего имени, но за счет экспортера;
сбытовые посредники, которые от своего имени и за свой счет заключают контракты купли-продажи товаров как с продавцами, так и с покупателями.
Принятое в российском законодательстве понятие посредничества несколько отличается от сложившегося в международной практике. Инструкция Государственной налоговой службы № 4 от 6 марта 1992 г., основанная на Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», так определяет посредническую деятельность: «К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.
В соответствии с действующим законодательством по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение».
Согласно российскому законодательству, к посреднической не относятся такие виды деятельности, как заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая, осуществляемые, как правило, на основе договоров купли-продажи. В мировой практике все они считаются посредническими.
За период самостоятельной работы на внешнем рынке многие отечественные предприятия пришли к выводу, что для осуществления экспортной деятельности выгодно иметь дело с внешнеторговыми фирмами со статусом юридического лица. Такие фирмы обычно создавались на базе внешнеэкономических отделов крупных предприятий, и их учредители строят отношения с ними на основе договоров (поручения, комиссии и др.). Кроме того, они получили возможность выполнять внешнеторговые поручения и других предприятий. Со временем многие из таких фирм полностью обособились от своих учредителей и превратились в типичных торговых посредников.
Самостоятельные внешнеторговые фирмы создавали не только предприятия, но также межотраслевые государственные и научно-технические комплексы. Хотя предприятия, входящие в эти комплексы, располагают правом создавать собственные внешнеторговые службы, тем не менее они находят более целесообразным передать внешнеторговые функции одной специализированной внешнеторговой организации. Так, предприятия отраслевого объединения «Агрохим» ведут внешнеторговые операции через внешнеэкономическое объединение «Агрохимэкспорт».
Следует упомянуть также специализированные внешнеэкономические объединения, подчинявшиеся ранее МВТ и ГКЭС СССР, а позднее — Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Сейчас в системе Министерства экономического развития и торговли РФ их осталось чуть более 20; они реорганизованы в акционерные общества закрытого типа, но контрольный пакет акций по-прежнему находится в руках государства.
Большую самостоятельность по сравнению с внешнеэкономическими объединениями получили холдинги с коммерческими банками и единым управлением. Типичным примером такого холдинга может служить «АТ-ЭКС», который поглотил старые и новые внешнеэкономические объединения бывших Минтракторо-сельхозмаша, Минавтопрома, а также предприятия и организации других министерств и ведомств.
Мелкие и средние предприятия для выхода на внешний рынок создают ассоциации делового сотрудничества (АДС). Еще со времен принятия Советом Министров СССР Постановления от 27 января 1988 г. «Об ассоциациях делового сотрудничества с зарубежными странами» такие ассоциации создавались несколькими предприятиями как альтернативные структуры, которые должны были расширить возможности их участия во внешнеэкономической деятельности и одновременно ограничить влияние специализированных внешнеэкономических посредников. АДС действуют на принципах полного хозрасчета, самофинансирования и валютной самоокупаемости, создаются на долевых началах и объединяют предприятия разных форм собственности. Они представляют интересы своих членов за рубежом и получают вознаграждение за предоставляемые услуги.
Ассоциации делового сотрудничества могут организовываться по отдельным зарубежным странам и осуществлять деловые связи с ними. Помимо этого, АДС могут развивать международные экономические отношения по отраслевому принципу. Примером служит организация «Агропромсервис», которая объединяет агропромышленные фирмы.
Распространенным видом посредников в России являются брокерские фирмы. Брокеры в нашей стране бывают двух типов: биржевые и таможенные. Сделки на бирже осуществляются от имени клиента и за его счет по договору поручения. Если между брокером и клиентом заключен договор комиссии на продажу или покупку товара, то брокер выступает на торгах от своего имени, но за счет клиента.
Институт таможенного брокерства как специализированной деятельности по таможенному оформлению грузов был закреплен Таможенным кодексом РФ только в 1993 г., и нужно разработать еще целый ряд документов, регламентирующих эту деятельность.
Наконец, российские предприятия могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность и через иностранных посредников; они хорошо знают местный рынок, законодательство, торговые обычаи, нередко располагают развитой инфраструктурой, могут осуществлять техническое обслуживание экспортной продукции и оказывать содействие в других областях.
На международных рынках сложились определенные нормы взаимоотношений между предприятиями-экспортерами и посредниками, регулирующие их права и обязанности. Важнейшие элементы этих взаимоотношений — объем прав продажи и способ вознаграждения посредника.
Право продажи может быть неисключительным, исключительным и преимущественным.
При неисключительном праве продажи посредникам предоставляется возможность в течение установленного времени сбывать на оговоренной территории определенную номенклатуру товаров, но
продавец оставляет за собой право самостоятельно (или через других посредников) продавать на той же территории такие же товары без выплаты посреднику компенсации. При исключительном праве продажи продавец лишается такой возможности. Наконец, при преимущественном праве продажи соглашение предусматривает, что продавец обязан в первую очередь предложить товар посреднику и только после его отказа может продать его на договорной территории либо самостоятельно, либо через других посредников.
Оплата услуг посредников также осуществляется по-разному.
Вознаграждение в виде разницы цен при поставке и реализации требует от продавца хорошего знания уровня цен на местных рынках, иначе неизбежно занижение цен поставки и получение посредником сверхприбыли.
Вознаграждение в виде процентов с экспортных цен предполагает, что экспортная цена равна цене реализации; поэтому для увеличения своего заработка посредник заинтересован в относительном увеличении экспортных цен, а не в их снижении, как в предыдущем случае.
Смешанное вознаграждение заключается в сочетании обоих рассмотренных выше способов. Применяется продавцами в том случае, если они имеют возможность оперативно учитывать фактический уровень цен на рынке.
Вознаграждение по системе «Cost plus» предполагает, что посредник, выполнивший свои обязательства, представляет продавцу документы, подтверждающие его расходы, а продавец оплачивает их, увеличивая на согласованный ранее процент.
Помимо перечисленных способов, возможно также дополнительное поощрительное вознаграждение посредников, вознаграждение в виде фиксированной (заранее оговоренной) суммы и т. д.
Использование услуг посредников дает предприятию-экспортеру определенные преимущества — экономятся средства на создание собственной сбытовой сети, привлекается капитал посреднических фирм для финансирования сделок, повышается оперативность сбыта экспортной продукции и т. д.