Двойственные задачи и их решение

Каждой задаче линейного программирования ставят в соответствие другую задачу, построенную на основе тех же данных по определенным правилам.

Эти правила сводятся к следующему:

§ все ограничения исходной задачи приводят к одному виду: в случае Двойственные задачи и их решение - student2.ru ограничения должны иметь вид неравенств типа “ Двойственные задачи и их решение - student2.ru ”, в случае Двойственные задачи и их решение - student2.ru - типа “ Двойственные задачи и их решение - student2.ru ”. Неравенства, не соответствующие этому условию, умножают на (- 1);

§ выписывают матрицу коэффициентов при неизвестных Двойственные задачи и их решение - student2.ru и транспонируют ее Двойственные задачи и их решение - student2.ru ;

§ используют новые переменные (неотрицательные) и на основе транспонированной матрицы формируют ограничения двойственной задачи. Знак неравенств берут противоположным по отношению к знаку неравенств исходной задачи. В качестве правых частей ограничений используют коэффициенты целевой функции исходной задачи;

§ составляют целевую функцию двойственной задачи, беря в качестве коэффициентов правые части ограничений исходной задачи. Направленность целевой функции двойственной задачи будет противоположна направленности целевой функции исходной задачи.

Например, для задачи, решенной симплексным методом, составим двойственную, исходя из приведенных правил.

Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru   Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Переход от любой задачи к двойственной можно выполнить, используя табличную схему:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru  
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - 1 - 2 - 4  
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - 5 - 1 - 5  
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - 1  
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru - 2 Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Запись одной задачи идет по строкам, другой – по столбцам.

!Необходимо запомнить, что при решении одной из двух двойственных задач автоматически решается и вторая, и значения целевых функций у них совпадают. Решение двойственной задачи с обратным знаком содержится в Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строке последней симплексной таблицы в дополнительных столбцах.

Например, в рассмотренной задаче имели:

    Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строка   -8/3 -1/6 -7/6

Дополнительными были столбцы Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru , поэтому получаем:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Рассмотрение двойственных задач очень полезно, т.к. они имеют самостоятельный экономический смысл и позволяют изучать экономический процесс с разных сторон.


Анализ матричной игры

Теория игр – это математическая теория конфликтных ситуаций. Игра – конфликтная ситуация, регламентированная определенными правилами:

§ порядок выполнения ходов;

§ порядок выполнения каждого хода;

§ количественный результат игры.

Наиболее изучены матричные игры. Например,


Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

В этой игре два участника – сторона Двойственные задачи и их решение - student2.ru и сторона Двойственные задачи и их решение - student2.ru , у каждого участника по 3 стратегии. Будем полагать, что матрица характеризует выигрыш стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru (и соответственно проигрыш стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru ).

Решить игру – значит, дать рекомендации каждом из сторон относительно использования их стратегий. Предварительно игру анализируют по “принципу мини-макса”. Он состоит в выборе наиболее осторожной стратегии, исходя из наихудшего образа действия другой стороны.

а) Анализируем игру с позиций стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru . Если игрок выбирает стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то его гарантированный выигрыш (или самое худшее, что его ожидает) равен 3. Если он выбирает вторую стратегию, то гарантированная величина выигрыша равна 2. Наконец, если он использует стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то гарантирует себе выигрыш 2. Эти величины являются минимальными в строках. Очевидно, что из этих гарантированных выигрышей сторона Двойственные задачи и их решение - student2.ru постарается выбрать наибольшее значение – это 3. Данную величину называют нижней ценой игры или максимином и обозначают: Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

б) Анализируем игру с позиции стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru . Если игрок выбирает стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то самое худшее для него – проигрыш 5. Если он остановится на стратегии Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то худший исход – проигрыш 6. Если же он выберет стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то наихудший для него результат – проигрыш 5. Эти величины являются максимальными в столбцах. Конечно, игрок Двойственные задачи и их решение - student2.ru выберет стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru или Двойственные задачи и их решение - student2.ru , чтобы уменьшить гарантированный проигрыш – это число 5. Эту величину называют верхней ценой игры или минимаксом и обозначают: Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

в) Цена игры Двойственные задачи и их решение - student2.ru – это величина, отражающая объективное соотношение сил, она всегда удовлетворяет условию: Двойственные задачи и их решение - student2.ru . В данном примере: Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Если Двойственные задачи и их решение - student2.ru , то игра имеет решение в конкретных стратегиях, называемых оптимальными. Эти оптимальные стратегии являются устойчивыми, обеспечивают равновесие в игре, а цена игры называется “седловой точкой”. Если такой ситуации нет, то оптимальные стратегии будут выглядеть так:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

где Двойственные задачи и их решение - student2.ru – вероятности стратегий стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru ;

Двойственные задачи и их решение - student2.ru – вероятности стратегий стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Каждой матричной игре можно поставить в соответствие две двойственные задачи, отражающие интересы сторон. Для стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru задачу записывают по строкам, для стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru – по столбцам. В этих задачах переменные – это измененные на одну и ту же величину вероятности.

Анализ матричной игры проводится в два этапа:

§ формируются двойственные задачи, решают одну из них симплекс-методом и записывают решение обеих двойственных задач;

§ определяют решение игры.

1. Запишем две двойственные задачи на основе приведенной платежной матрицы:

а) для участника Двойственные задачи и их решение - student2.ru б) для участника Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Симплексное решение удобно проводить для первой задачи, т.к. в ней не будет искусственных переменных.

Данная задача приобретет вид:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru

В результате использования симплекс-алгоритма получим:

Базис Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 – 1 – 1
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строка
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 2/5 11/5 19/5 –3/5
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 3/5 24/5 16/5 –2/5
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 1/5 3/5 2/5 1/5
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строка –1/5 2/5 3/5 –1/5
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 2/19 11/19 5/19 –3/19
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 5/19 56/19 –16/19 2/19
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 3/19 7/19 –2/19 5/19
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строка –5/19 1/19 –3/19 –2/19
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 3/56 24/56 –11/56 –10/56
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 5/56 –16/56 19/56 2/56
Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 1 7/56 –7/56 14/56
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -строка –15/19 –8/56 –1/56 –6/56

Решение будет иметь вид:

а) Двойственные задачи и их решение - student2.ru

б) Двойственные задачи и их решение - student2.ru

2. Найдем решение игры:

а) определим цену игры, – эта величина характеризует количественный результат игры:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

б) найдем вероятности стратегий:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

в) составим оптимальные стратегии для участников

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Как видим, для достижения оптимального результата стороне Двойственные задачи и их решение - student2.ru рекомендуется из 15 раз стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru использовать 3 раза, стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 5 раз, стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru – чаще всего, а именно 7 раз. Для стороны Двойственные задачи и их решение - student2.ru стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru – рекомендуется использовать реже всего – 1 раз из 15, гораздо чаще нужно применять стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru – 6 раз из 15, и более всего – стратегию Двойственные задачи и их решение - student2.ru . Если кто-то из участников отклонится от этих рекомендаций, то он ухудшит только свое собственное положение.

Метод потенциалов

Этот метод используется для решения многих распределительных задач, содержащих большое число переменных и включающих в себя требование целочисленности решения. Такими, в частности, являются транспортные задачи, на них и будет проиллюстрирован алгоритм метода. Теоретические основы метода следующие:

§ необходимым и достаточным условием существования решения является баланс между спросом и предложением;

§ по загруженным клеткам определяют систему потенциалов:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ,

где Двойственные задачи и их решение - student2.ru – потенциал строки;

Двойственные задачи и их решение - student2.ru – потенциал столбца;

Двойственные задачи и их решение - student2.ru – тариф соответствующей клетки.

§ в оптимальном распределении сумма потенциалов строки и столбца не должна превосходить тариф соответствующей незагруженной клетки;

§ количество поставок должно быть равно величине Двойственные задачи и их решение - student2.ru , где Двойственные задачи и их решение - student2.ru - число поставщиков, Двойственные задачи и их решение - student2.ru - число потребителей.

Метод потенциалов осуществляется в три этапа:

1. Построение первоначального опорного плана (начальное распределение грузов).

2. 0ценка оптимальности распределения грузов с помощью системы потенциалов.

3. Улучшение плана перевозок, если оно возможно.

Второй и третий этапы повторяются до тех пор, пока решение не станет оптимальным.

I этап. Построение начального опорного плана

Начальное распределение можно выполнять различными способами: способом северо-западного угла, способом наименьших тарифов, двойного предпочтения, способом Фогеля, способом Лебедева-Тихомирова и др. Наиболее простым и легко реализуемым на ЭВМ является способ северо-­западного угла. Он заключается в том, что от каждого поставщика, начиная с первого, вывозят весь груз с учетом запросов потребителей. Распределение завершено, если весь груз от поставщиков вывезен, а каждый потребитель получил требуемый объем.

Рассмотрим пример: имеется три поставщика Двойственные задачи и их решение - student2.ru и три потребителя Двойственные задачи и их решение - student2.ru , указаны мощности поставщиков, спрос потребителей и тарифы на перевоз груза (табл. 1).

Таблица 1

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru 50 – + (4)
Двойственные задачи и их решение - student2.ru (3) (1) – 1
Двойственные задачи и их решение - student2.ru (2) 50 + – 200 – 2
  Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Установим, прежде всего, наличие баланса между спросом и предложением

250 + 150 + 250 = 650

200 + 250 + 200 = 650

Баланс есть. Теперь распределим груз, начиная с первой верхней клетки, отсюда и название способа - северо-западный угол. Распределение завершено, необходимо определить затраты (величину Двойственные задачи и их решение - student2.ru ) и оценить оптимальность решения.

Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

II этап. Оценка оптимальности решения

По загруженным клеткам составим систему уравнений для потенциалов, предварительно проверив количество заполненных клеток. Их должно быть Двойственные задачи и их решение - student2.ru . Именно столько и есть. Сумма потенциалов строки и столбца должна равняться транспортным тарифам загруженных клеток; на основе чего получаем систему для потенциалов:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ;

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Имеем систему из 5 уравнений с 6 неизвестными, поэтому один из потенциалов примем равным 0. Обычно берут Двойственные задачи и их решение - student2.ru и находят все остальные потенциалы:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Теперь необходимо проверить выполнение второго условия оптимального решения: сумма потенциалов для незаполненной клетки не должна превосходить величину тарифа в ней.

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru ;

Двойственные задачи и их решение - student2.ru ; Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Условие оптимальности ни для одной из пустых клеток не выполняется. Следует улучшить решение.

III этап. Построение нового распределения

Из всех клеток, для которых условие оптимальности не выполняется, выбирают ту, в которой расхождение наибольшее. Если таких клеток несколько, то выбирают клетку с меньшим тарифом. Ее отмечают знаком “+”. Начиная от выбранной клетки, строят прямоугольную фигуру, все остальные вершины которой располагаются в заполненных клетках. Знаки вершин чередуют.

Прямоугольные фигуры могут быть следующих видов:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Реже встречаются фигуры такого вида:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Вид фигуры предопределен распределением поставок.

Из всех клеток, отмеченных знаком минус, выбирают наименьший груз. Его перемещают вдоль прямоугольной фигуры, прибавляя, если стоит знак “+”, и, вычитая, если стоит знак “–”. Все изменения отражают в новой таблице. Величины, не участвующие в перераспределении, в новую таблицу переносят без изменения. Обратимся к примеру: в таблице 1 знаком “–” отмечены две клетки, выбирают наименьший груз 50 и перемещают его вдоль прямоугольной фигуры. Все изменения отражают в табл. 2. Получено новое распределение: необходимо оценить его, поэтому возвращаемся ко II этапу алгоритма.

Таблица 2

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru 200 – . + 50
Двойственные задачи и их решение - student2.ru (7) + – 150 (1)
Двойственные задачи и их решение - student2.ru (6) + 100 – 150
  Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Проверим число заполненных клеток, их по-прежнему 5. Вновь находим потенциалы, причем можно не составлять систему, а использовать правила:

1. В 1 строке берем 0.

2. Неизвестный потенциал столбца равен разности между издержками заполненной клетки и известным потенциалом строки.

3. Неизвестный потенциал строки равен разности между издержками заполненной клетки и известным потенциалом столбца.

Чередуя эти правила, найдем потенциалы.

Проверку оптимальности также можно проводить непосредственно в таблице, ставя “точку”, если условие выполняется, и, указывая в круглых скобках величину расхождения в случае невыполнения условия.

В нашем примере самое большое расхождение между суммой потенциалов и тарифами – в клетке (2;1). Строим прямоугольную фигуру и замечаем, что две клетки, отмеченные знаком “–”, имеют одинаковую наименьшую величину 150, – этот факт ведет к вырожденному распределению. И действительно, после перемещения получим таблицу 3, в которой число загруженных клеток равно 4.

Таблица 3

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru 50 – + (2)
Двойственные задачи и их решение - student2.ru l l – 4
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 0 + – 250 l – 4
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Вырожденность может появиться и исчезнуть при переходе от таблицы к таблице. Чтобы продолжить решение в случае вырожденной задачи, вводят нулевые поставки, соответствующие клетки считают условно заполненными. Нулей будет столько, сколько недостает поставок. Их вписывают в клетки, имеющие малые издержки, и при этом следят, чтобы не получался замкнутый цикл (прямоугольная фигура, во всех вершинах которой - заполненные клетки). В данном примере следует вписать один ноль и лучше всего в клетку (3; 1). В остальном решение обычное: находят потенциалы, проверяют условие оптимальности. После очередного перераспределения получим таблицу 4.

Таблица 4

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru l
Двойственные задачи и их решение - student2.ru l l – 2
Двойственные задачи и их решение - student2.ru l – 2
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Задача вновь стала невырожденной - число загруженных клеток равно 5. Условие оптимальности выполняется. Размещение грузов видно из таблицы. Найденные суммы издержек на каждом этапе решения: Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru . На каждом этапе получали решение лучше предыдущего.

Замечание 1. Если мы имеем дело с открытой транспортной задачей, то для ее решения необходимо первоначально обеспечить баланс между спросом и предложением. Для этого вводят дополнительного поставщика, если спрос превышает предложение, в противном случае вводят дополнительного потребителя. Если добавляют поставщика, то его “мощностью” будет величина, недостающая до баланса, транспортные тарифы берут равными нулю. Аналогично поступают, если добавляют потребителя. В дальнейшем решение проводят по изложенному выше алгоритму. Введение дополнительного поставщика или потребителя имеет вполне определенное экономическое объяснение. В первом случае мы определяем, какому потребителю выгоднее недопоставить груз, исходя из интересов всех участников, во втором случае – у какого поставщика целесообразнее всего оставить часть груза.

Замечание 2. Ранее был подробно рассмотрен способ северо-западного угла для начального распределения грузов. Число итераций (таблиц) можно уменьшить, если воспользоваться способом наименьших тарифов. Он заключается в анализе всей матрицы тарифов, выборе наименьших значений и максимальном заполнении соответствующих клеток таблицы. Эти действия выполняются до тех пор, пока не будет распределен весь груз и удовлетворен спрос всех потребителей. В результате заполнения одной из клеток исключается из рассмотрения какой-то поставщик или потребитель. При этом условные участники транспортной задачи принимаются во внимание в последнюю очередь.

Рассмотрим пример транспортной задачи.

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru        
Двойственные задачи и их решение - student2.ru        
Двойственные задачи и их решение - student2.ru        

Баланса между спросом и предложением нет, необходимо ввести условного поставщика с мощностью 150 тыс. единиц. Распределение выполним способом наименьших тарифов

Поставщики Мощность Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - - -
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - - -2
Двойственные задачи и их решение - student2.ru - - -  
Двойственные задачи и их решение - student2.ru -1 -

Полученный план не оптимален, следует перейти к лучшему. Это можно сделать на основе изложенного алгоритма.

Задачи о назначении

Проблема, состоящая в том, чтобы правильно распределить наличные людские ресурсы в соответствии с профессиональными требованиями, актуальна в разных сферах – в армии, в промышленности, в кадровой политике любой структуры. Математическое программирование является одним из важных инструментов в области рационального использования персонала. Центральное место в указанной проблеме занимает задача о назначении. В ней переменные интерпретируются как назначение соответствующего человека на определенную работу. Каждая переменная может принимать лишь значения, равные единице (претендент выбран) или нулю (претендент не выбран). Математическая структура этой задачи следующая:

Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Двойственные задачи и их решение - student2.ru , Двойственные задачи и их решение - student2.ru Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Двойственные задачи и их решение - student2.ru или Двойственные задачи и их решение - student2.ru ,

где Двойственные задачи и их решение - student2.ru – показатели затрат (или эффективности)

Например, если Двойственные задачи и их решение - student2.ru выражает время, необходимое человеку для того, чтобы сменить профессию, или затраты на переподготовку человека, то следует делать такие назначения, при которых общее время или затраты были бы минимальными. Если же Двойственные задачи и их решение - student2.ru характеризует профессиональный уровень в баллах или некоторую эффективность от использования работника, то целевая функция Двойственные задачи и их решение - student2.ru должна быть максимальной. Задача о назначении является задачей дискретного программирования, для ее решения могут быть использованы методы, ориентированные на распределительные проблемы. Если рассматривается задача о назначении с целевой установкой на минимум, то для ее решения может быть использован ранее рассмотренный метод потенциалов, при этом возникает ряд особенностей:

§ приходится вписывать большое число нулей, что вызывает некоторые затруднения;

§ прямоугольная фигура перераспределения величин иногда бывает достаточно сложной.

Пример.

Семь претендентов распределяются на 7 участков деятельности. Решается задача на минимум затрат. Последовательность использования претендентов и перераспределения отражены в таблицах 1 – 3.

Таблица 1

места   претендент Двойственные задачи и их решение - student2.ru
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 1          
          –3
          –1
+        
           
         
         
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Начальное распределение было выполнено по методу наименьших тарифов. Двойственные задачи и их решение - student2.ru . Данное размещение оказалось не оптимальным, что привело к необходимости улучшения решения.

Таблица 2

места   претендент Двойственные задачи и их решение - student2.ru
         
          –3
          –1
          –2
            –3
         
  +      
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

В таблице 2 распределение нуждается в улучшении. Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Таблица 3

места   претендент Двойственные задачи и их решение - student2.ru
         
         
            –1
         
           
         
       
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

В таблице 3 условие оптимальности выполняется, конкретные назначения видны. Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Если рассматривается задача на максимум эффективности использования персонала, то помимо указанных особенностей существенно меняется алгоритм метода потенциалов:

§ распределение следует вести по наибольшим показателям эффективности;

§ располагать нули также следует в клетки с большими тарифами;

§ условие оптимальности противоположно традиционному – сумма потенциалов для пустых клеток должна быть не меньше тарифа, именно в этом случае будет достигнут максимум.

Пример.Рассмотрим ту же самую матрицу тарифов, предполагая, что в ней указаны показатели эффективности.

Таблица 1

места   претендент Двойственные задачи и их решение - student2.ru
       
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 1          
           
Двойственные задачи и их решение - student2.ru 1          
         
        +
           
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Таблица 2

места   претендент Двойственные задачи и их решение - student2.ru
       
          –4
           
         
           
       
           
Двойственные задачи и их решение - student2.ru

Двойственные задачи и их решение - student2.ru .

Наши рекомендации