Роль спекуляции в экономике

Спекуляция – это деятельность, направленная на покупку товара с целью продажи его по более высокой цене. Купить товар подешевле, продать его подороже – в этом заключается основной смысл спекуляции. Важно отметить, что она связана с осознанным риском.

Спекуляция свойственна каждому из нас, поскольку все мы думаем о будущем. Например, высокие темпы инфляции заставляют нас запасаться материальными благами впрок. Мы платим за образование в надежде повысить квалификацию и, следовательно, продать свои трудовые услуги в будущем по более высокой цене.

Спекулянты выполняют важную функцию посредников, доставляя товары и услуги от тех, кто владеет ими с избытком, к тем, кто остро в них нуждается. Тем самым спекуляция приводит к перемещению потребления в пространстве. Более того, ей удается осуществить перемещение потребления и во времени. Так, закупая сельскохозяйственные продукты в урожайный год, спекулянты продают их в неурожайный. Вывод очевиден: они наживаются на стихийных бедствиях.

Однако, это вовсе не является плохим делом. Деятельность спекулянтов в урожайный год увеличивает спрос на рынке и поднимает равновесную цену. В неурожайный год созданные запасы увеличивают предложение и снижают цену.

Таким образом, спекуляция приводит к выравниванию цен и к сдвигу потребления от периода относительного изобилия к периоду относительной ограниченности потребительских благ. Благодаря спекулянтам выравниваются сезонные колебания цен. Так домашние хозяйки, занимаясь консервированием овощей и фруктов, уподобляются спекулянтам, заготавливая продукты летом и осенью с тем, чтобы потребить их зимой и весной. Ведь они покупают их, когда они стоят дешево, а потребляют тогда, когда они стоят дорого.

Безусловно, спекулянты рискуют. Но они расплачиваются за риск собственным благосостоянием. В надежде получить прибыль они покупают риск у тех людей, которые не склонны рисковать, и тем самым приносят пользу. Польза спекулянтов заключается, прежде всего, в передаче необходимой информации от тех, кто ею владеет, к тем, кто в ней нуждается. Спекулянты производят и поставляют информацию о тенденциях экономического развития. Их ожидание ценовых сдвигов чутко улавливает перелив ресурсов из одной отрасли в отрасль, изменения экономической и политической конъюнктуры. Цены, образующиеся в результате их деятельности, являются своеобразным барометром. Они подсказывают всему обществу перспективные направления развития. Дешево производя ценную информацию, они способствуют повышению эффективности производства и тем самым увеличивают богатство нации. Выполняя функцию посредников, спекулянты способствуют выравниванию цен, обеспечивая продавцов и покупателей лучшими вариантами сделок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем отличается риск от неопределенности?

2. Какие виды рисков Вы знаете?

3. Какие методы снижения рисков применяются на практике?

4. Можно ли снизить моральный риск?

5. Как полнота информации влияет на объем рыночной торговли?

6. Можно ли устранить асимметрию рыночной информации?

7. Охарактеризуйте «рынок лимонов».

8. С чем связан негативный отбор?

9. Какую роль играют на рынке аукционы?

10. Какова роль спекуляции в рыночной экономике?

Т Е С Т Ы

1. Среди механизмов, способствующих уменьшению неопределенности, не относят:

1)сбор информации о деловой конъюнктуре;

2) распределение неопределенности между различными альтернативами;

3) половую дискриминацию;

4) страхование.

2. Вознаграждение за риск является:

1) прибыль;

2) сумма денег, которую индивид не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска;

3) процент;

4) сумма денег, которую индивид, расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска.

3. Стоимость полной информации равна:

1) сумме ожидаемой стоимости какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимости , когда информация неполная;

2) разнице между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимость, когда информация неполная;

3) сумме постоянных и переменных издержек;

4) разности постоянных и переменных издержек.

4. Предприниматель получил ряд советов от своих друзей. Кто из друзей прав:

1) если застраховаться по всем рискованным мероприятиям, то размер ожидаемой прибыли возрастет;

2) страховка позволит получить гарантированный размер прибыли;

3) рискованные мероприятия никогда не принесут прибыль, независимо от наличия страховки;

4) страховка не позволит получить прибыль, удастся лишь избежать убытков.

5. Выберите вариант, описывающий метод объединения риска:

1) члены кооператива создали фонд наличности, который можно использовать для покрытия ущерба пайщиков в случае стихийных бедствий;

2) формирование портфеля ценных бумаг из рисковых активов;

3) разделение активов на рисковые и безрисковые;

4) все перечисленное верно.

6. Распределение риска-это метод, при котором:

1) риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики;

2) потребитель рассредоточивает свой риск между всеми остальными потребителями;

3) группа индивидов принимает на себя риск каждого из членов данного сообщества;

4) все перечисленное верно.

7. Из перечисленных вариантов выберите стратегии, направленные на диверенфикацию:

1) увеличение выпуска товаров;

2) расширение ассортимента товаров и ус луг;

3) развитие перспективного направления производства;

4) правильных ответов нет.

8. Выберите из нижеперечисленного спекулятивные контракты:

1) страхование на случай потери урожая от наводнения;

2) заготовка продуктов на зиму для дальнейшего потребления;

3) приобретение продуктов питания у производителей;

4) все перечисленное.

9. Дисконтирование - это:

1) приведение экономических показателей будущих лет к сегодняшней ценности;

2) привидение экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени виду;

3) процесс определения приведенной стоимости данного потока платежей;

4) все перечисленное верно.

10. Какое отношение индивида к риску иллюстрирует график, изображенный на рисунке:

Роль спекуляции в экономике - student2.ru TU

Роль спекуляции в экономике - student2.ru

Роль спекуляции в экономике - student2.ru 0

Доход

1) благосклонное;

2) нейтральное;

3) отрицательное;

4) очень высокое;

11. Индивид, склонный к риску, имеет следующие варианты размещения своих денежных средств:

1) в казначейские векселя (риск почти нулевой) с доходностью 20% годовых;

2) на депозитных счетах в коммерческом банке под 50% годовых (степень риска высокая);

3) диверсифицировать вложения:

-50% в казначейские векселя;

-50% в коммерческий банк;

4) держать свои денежные средства в «кубышках»;

З А Д А Ч И

Задача 1.

Вам предлагают купить акции предприятия, которое инвестирует средства в разработку новых технологий. Вероятность успеха ровна 1/3, а неудачи — 2/3. В случае успеха за акцию можно получить 60 рублей, в случае неудачи — 12 рублей. За какую цену Вы купите эти акции?

Задача 2.

Ваш доход составляет 20 тыс. рублей в месяц. Вам предложили новое место работы с негарантированным уровнем дохода. При благоприятном исходе дела Ваш доход может составить 60 тыс. рублей, при неблагоприятном — 15 тыс. рублей. Уровень общей полезности для Вас при доходе 20 тыс. рублей составляет 15 ед., при доходе 60 тыс. рублей — 20 ед., а при доходе 15 тыс. рублей — 12 ед. Вероятность исхода предлагаемого Вам дела равна 0,5. Определите ожидаемый доход и ожидаемую прибыль. Стоит ли принимать предложение о новом месте работы?

Список литературы

1. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Г.М. Гукасьян.– 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

2. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 3-е изд. – М.: Дело, 2002.

3. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006.

4. Липсиц, И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.

5. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: учебник для вузов / Н.Г. Мэнкью – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

6. Попов, А.И. Экономическая теория: учебник для вузов / А.И. Попов. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

7. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2007.

8. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2002.

9. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2006.

10. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурнина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд. – Киров: АСА, 2004.

11. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева. – 3-е изд. – М.: Владос, 2003.

12. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2005.

13. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005.

14. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / Под ред. И.Е. Рудаковой – М.: Инфра-М, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….....4
Тема1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ…........6
1.1 Экономические воззрения в традиционных обществах…..……….6  
1.2 Первые теоретические направления экономической мысли...................................................................................................15  
1.3 Формирование и эволюция современной экономической мысли………………………………………………………………...16    
1.4 Особенности развития экономической науки в России………….24  
1.5 Традиции экономико-математической школы в России и в СССР………………………………………………………………....27 Контрольные вопросы……………………………………………...31 Тесты………………………………………………………………...31    
Тема2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА………………...39
2.1 Предмет экономической теории………………………………...…39  
2.2 Различия в названиях экономической науки…………………...…43  
2.3 Функции и методы экономической теории…………………….....45  
2.4 Позитивная и нормативная экономическая теория……………....47  
2.5 Экономическая теория и система экономических наук………….48  
2.6 Экономическая стратегия и экономическая политика…………...51  
2.7 Модели человека в экономике……………………………………..52 Контрольные вопросы……………………………………………...54 Тесты………………………………………………………………...54  
Тема3 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………61
3.1 Экономические блага и их классификация……………………….61  
3.2 Потребности………………………………………………………...63  
3.3 Факторы производства……………………………………………..65  
3.4 Знания и информация как экономические ресурсы………………68  
3.5 Производство и стадии его развития……………………………....70  
3.6 Экономические ограничения: граница производственных возможностей…………………………………………………….…71    
3.7 Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей………………………………………….....................73    
3.8 Экономический выбор………………………………………….…..75  
3.9 Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом……………………………………………………...........76 Контрольные вопросы……………………………………………...77 Тесты………………………………………………………………...78 Задачи………………………………………………………………..84    
Тема4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА……………....86
4.1 Экономические отношения………………………………………...86  
4.2 Общая характеристика экономической системы………………....87  
4.3 Собственность как основа экономической системы……………..90  
4.4 Права собственности………………………………………………91  
4.5 Формы собственности……………………………………………...93  
4.6 Формы хозяйствования………………………………………….…95  
4.7 Типы экономических систем……………………………………....97  
4.8 Экономические интересы, цели и средства их достижения……100  
4.9 Координация выбора в различных экономических системах………………………………………………..…………..101  
4.10 Трансакционные издержки……………………………………….103 Контрольные вопросы…………………………………………….105 Тесты……………………………………………………………….105  
Тема5 ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ТОВАР И ДЕНЬГИ………111  
5.1 Натуральное хозяйство и его признаки………………………….111  
5.2 Товарное производство и его типы………………………………112  
5.3 Товар и его свойства………………………………………………116  
5.4 Теории стоимости…………………………………………………121  
5.5 Закон стоимости и его функции………………………………….123  
5.6 Происхождение, сущность и функции денег……………………124  
5.7 Закон денежного обращения……………………………………...128 Контрольные вопросы…………………………………………….129 Тесты……………………………………………………………….130 Задачи………………………………………………………………137  
Тема6 РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА…………….139
6.1 Рынок: условия его возникновения и функционирования……...139  
6.2 Экономические агенты……………………………………………141  
6.3 Функции и структура рынка……………………………………...143  
6.4 Инфраструктура рынка……………………………………………145  
6.5 Экономический кругооборот. Потоки и запасы………………....147  
6.6 Основные элементы рынка……………………………………......150  
6.7 Механизм функционирования рынка…………………………….152  
6.8 Типы рыночных структур………………………………………...154  
6.9 Преимущества и недостатки рыночной организации…………...156 Контрольные вопросы…………………………………………….158 Тесты……………………………………………………………….158  
Тема7 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………...165  
7.1 Предмет микроэкономической теории…………………………..165  
7.2 Спрос и факторы, влияющие на него…………………………….166  
7.3 Предложение и факторы, влияющие на него……………………168  
7.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие…………………………………………………….........170    
7.5 Краткосрочный и долгосрочный периоды рыночного равновесия…………………………………………………….........173    
7.6 Теория эластичности спроса и предложения…………………....175  
7.7 Последствия установления государством неравновесных цен…………………………………………………………………..183    
7.8 Влияние налогов на рыночное равновесие……………………....185  
7.9 Излишки потребителя и производителя……………………...….186 Контрольные вопросы…………………………………………….189 Тесты……………………………………………………………….190 Задачи………………………………………………………………197  
Тема8 ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………………....203
8.1 Теория предельной полезности…………………………………..203  
8.2 Закон убывающей предельной полезности……………………...205  
8.3 Потребительский выбор. Равновесие потребителя……………...207  
8.4 Кривые безразличия………………………………………….........210  
8.5 Бюджетная линия………………………………………………….213  
8.6 Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»…………..214  
8.7 Эффект дохода и эффект замещения……………………………..216 Контрольные вопросы…………………………………………….219 Тесты……………………………………………………………….219 Задачи………………………………………………………………227  
Тема9 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ОГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ………………...231  
9.1 Структура бизнеса…………………………………………………231  
9.2 Предпринимательство и его основные признаки………………..234  
9.3 Предпринимательство как экономический ресурс……………...237  
9.4 Общая характеристика предприятия……………………………..239  
9.5 Экономическая природа предприятия…………………………...241  
9.6 Цели и эффективность деятельности предприятия……………..243  
9.7 Конкурентоспособность, внешняя и внутренняя среда предприятия ……………………………………………………….246    
9.8 Организационно-правовые формы предприятий………………..248  
9.9 Диверсификация, концентрация и централизация производства…………………………………………………….....252  
9.10 Открытие, банкротство, санация и закрытие предприятия……..254 Контрольные вопросы…………………………………………….256 Тесты……………………………………………………………….257 Задачи………………………………………………………………262  
Тема10 ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………...264
10.1 Издержки: бухгалтерские и экономические……………………..264  
10.2 Постоянные, переменные и валовые издержки………………….265  
10.3 Средние и предельные издержки…………………………………267  
10.4 Издержки предприятия в долгосрочном периоде……………….271  
10.5 Эффект масштаба производства………………………………….273  
10.6 Закон убывающей отдачи…………………………………………276  
10.7 Денежные доходы предприятия………………………………….277  
10.8 Прибыль: бухгалтерская, экономическая и нормальная………..279 Контрольные вопросы…………………………………………….280 Тесты……………………………………………………………….281 Задачи………………………………………………………………286  
Тема11 ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………....290
11.1 Общая характеристика рынка совершенной конкуренции……..290  
11.2 Поведение совершенно конкурентного предприятия в краткосрочном периоде…………………………………………...291  
11.3 Равновесие совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде……………………………………………………………..296  
11.4 Поведение совершенно конкурентного предприятия в долгосрочном периоде…………………………………………….298    
11.5 Достоинства и недостатки рынка совершенной конкуренции……………………………………………………….300    
11.6 Оптимальность по Парето. Экономика благосостояния………..301 Контрольные вопросы…………………………………………….303 Тесты……………………………………………………………….303 Задачи………………………………………………………………309  
Тема12 ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...314  
12.1 Чистая монополия и монопольная власть………………………..314  
12.2 Поведение монополии в краткосрочном периоде……………….316  
12.3 Поведение монополии в долгосрочном периоде………………..320  
12.4 Ценовая дискриминация…………………………………………..321  
12.5 Естественные монополии…………………………………………322  
12.6 Антимонопольная политика государства………………………..325  
12.7 Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………….327  
12.8 Поведение предприятия в условиях олигополии………………..331  
12.9 Барьеры входа в отрасль и выхода из отрасли…………………..335  
12.10 Сравнительная эффективность рыночных структур……………337 Контрольные вопросы…………………………………………….339 Тесты……………………………………………………………….339 Задачи………………………………………………………………346  
Тема13 РЫНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ……………..348
13.1 Производственная функция………………………………………348  
13.2 Спрос на производственные ресурсы…………………………….350  
13.3 Теория предельной производительности факторов производства………………………………………………….........351  
13.4 Равновесие предприятия, предъявляющего спрос на один переменный фактор………………………………………………..354  
13.5 Оптимальные пропорции использования факторов производства…………………………………………………….....357  
13.6 Рынок труда и заработная плата………………………………….358  
13.7 Компромисс между потреблением и досугом индивида………..362  
13.8 Рынок капитала…………………………………………………....363  
13.9 Фактор времени и дисконтирование………………………….….364  
13.10 Рынок земли……………………………………………………..…368 Контрольные вопросы…………………………………………….373 Тесты……………………………………………………………….373 Задачи………………………………………………………………380  
Тема14 ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ…………………………………...…386
14.1 Сущность внешних эффектов (экстерналий), издержки и выгоды……………………………………………………………...386  
14.2 Формы проявления внешних эффектов………………………….389  
14.3 Причины возникновения внешних эффектов…………………....392  
14.4 Государственное регулирование внешних эффектов…………...395  
14.5 Характеристика общественных благ……………………………..397  
14.6 Особенности чисто общественных благ…………………………399  
14.7 Проблема безбилетника…………………………………………...401 Контрольные вопросы…………………………………………….402 Тесты……………………………………………………………….403 Задачи………………………………………………………………412  
Т е м а 15 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ…….415  
15.1 Рыночная неопределенность в поведении экономических субъектов…………………………………………………...………415  
15.2 Экономические риски…………………..……………….………...416  
15.3 Методы снижения рисков……………………………….………...418  
15.4 Рынки с асимметричной информацией………………….…….....421  
15.5 Риск безответственности и негативный отбор…………..………422  
15.6 Меры борьбы с асимметрией информации……………..……….424  
15.7 Роль спекуляции в экономике…………………………………….426 Контрольные вопросы……………………………………………427 Тесты………………………………………………………………427 Задачи……………………………………………………………...429  
     
Список литературы…………………………………………………………….431
Содержание……………………………………………………………………...432

Наши рекомендации