Автоматизированные кадровые системы и автоматизированное рабочее место кадровика

Кадровый учет – одно из основных направлений автоматизации службы по персоналу. Однако по данным исследования компании «БОСС. Кадровые системы» на первое место предприятия ставят подбор персонала, на второе – обучение и развитие сотрудников, и только на третье – проблемы формирования системы компенсаций, мотивации и кадрового делопроизводства. Именно поэтому сегодня все специализированные программные продукты расширяют свою функциональность за счет дополнительных модулей.

Созданием корпоративной кадровой системы занимается сейчас ГИВЦ Москвы, в программном продукте «АиТ-Софт» появилась возможность проводить аттестацию персонала. Система управления персоналом «БОСС-Кадровик» – один из самых известных на российском рынке продуктов для чар-менеджмента – наиболее всеобъемлющая. Помимо стандартных модулей кадрового делопроизводства и расчета зарплаты он включает модули подбора и планирования персонала, аттестации и обучения, материальной и нематериальной мотивации, а также позволяет вести учет кадрового резерва и мобильного персонала. Система «БОСС-Кадровик» предназначена главным образом для управления персоналом на крупных предприятиях, имеющих холдинговую структуру или филиальную сеть. Работа над унифицированными решениями по управлению персоналом в холдингах является одной из ключевых компетенций компании.

Примерно в одной ценовой нише с «БОСС-Кадровик» находятся программные продукты «Company Media – Управление персоналом» от «Интер Траст» и «Компас: Управление персоналом» от петербургской компании «Компас».

«Company Media – Управление персоналом» представляет собой единый модуль, который может быть интегрирован с одноименной системой документооборота, а также взаимодействовать с бухгалтерскими системами и системами управления предприятием других организаций. В блоке «СМ – Управление персоналом» реализована поддержка процессов организации конкурсов на вакантные должности и сбор информации о кандидатах. Система хранит и обрабатывает документы, которые подают кандидаты для участия в конкурсе на вакантную должность, справки и заявления сотрудников, приказы по личному составу, больничные листы и т.д. Таким образом, с ее помощью можно прослеживать движение сотрудников по иерархической структуре организации, начиная от приема на работу и заканчивая увольнением. В системе также предусмотрена возможность поиска кандидатов в Интернете с автоматическим размещением заявок на специализированном сайте по подбору персонала.

«Компас: Управление персоналом» представляет собой модульный комплекс, и заказчики могут приобретать необходимые им пакеты, постепенно вкладывая средства в покупку продукта. Блок «Кадровые системы» имеет довольно большой набор функций управления трудовыми ресурсами, куда относятся возможности управления обучением персонала и разработка оптимального плана обучения с учетом выделенного бюджета, оценка персонала и автоматическое проведение мероприятий по оценке персонала, рекрутинг и учет здоровья сотрудников.

В современных информационных технологиях организации выделяют автоматизированное рабочее место специалиста кадровой службы. Автоматизированное рабочее место (АРМ) работника кадровой службы – совокупность организационно-программных технических ресурсов, обеспечивающих специалисту по персоналу сбор данных и автоматизацию управленческих функций в области управления персоналом.

АРМ оснащено программными, техническими, методическими разработками. Комплекс задач по управлению персоналом, решаемых на базе АРМ, включает учет приема, перемещения и увольнения персонала; оформление приема кадров, перевода, отпуска, командировки, увольнения; ведение базы данных (БД) кандидатов на вакантные должности; наполнение БД по кандидатам; получение отчета по заявке на вакантную должность и отчетной документации; ведение штатного расписания.

На практике реализация в информационной системе организации функций управления персоналом требует наличия следующих составляющих программного обеспечения. 1. Модуль кадрового учета – для поддержки непосредственной работы менеджера кадровой службы. 2. Модуль управления штатным расписанием – для планирования численности работников и фонда заработной платы. 3. Модуль расчета заработной платы – для распределения и расчета заработной платы. 4. Система управления документами (СУД) – для документального обеспечения управления персоналом. 5. Юридическая справочная система – для соблюдения всех правовых норм и выполнения инструкций. 6. Экспертные системы – для проведения аналитических исследований.

Среди разнообразных справочно-информационных систем, содержащих юридическую информацию для работников кадровых служб, наибольший интерес и практическую ценность представляют справочно-информационные системы законодательных актов «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Компания «Гарант» – одна из крупнейших российских информационных организаций. Направление деятельности — производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно-правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций. Система ГАРАНТ – это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 140 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 84 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных арбитражных судов. Соблюдение высших стандартов качества – это непреложное правило компании «Гарант», и в нем не существует исключений.

Общероссийская сеть «КонсультантПлюс»– крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Основной деятельностью сети является распространение правовой информации. Координационный центр сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют региональные информационные центры (РИЦ), являющиеся самостоятельными компаниями. К услугам пользователей как информационные банки, содержащие нормативные документы федерального законодательства, так и банки аналитических и консультационных материалов. Кроме того, в 83 субъектах РФ силами РИЦ сети «КонсультантПлюс» ведутся информационные банки по региональному законодательству.

Менее чем за полвека прошел стремительный процесс эволюции сети Интернет– от военно-стратегической разработки Министерства обороны США до значительнейшего достижения всего человечества, которое можно сравнить с появлением книгопечатания. Используя наиболее общепринятые категории, Интернет и его основные сервисы можно представить как средство массовой коммуникации, средство массовой информации, а также как гигантский информационный архив, библиотеку электронных документов.

Все более широкое распространение Интернета в России открывает перед кадровыми службами новые возможности в решении профессиональных задач. Для подбора персонала сотрудники кадровой службы могут обратиться в базы данных служб занятости или профсоюзных организаций через глобальную сеть. Кроме того, организация может разместить объявления о вакансии на соответствующем сайте в Интернете. В ответ на рекламу все заинтересованные лица подготавливают необходимый пакет документов и направляют его в кадровую службу организации, которая регистрирует эти документы и заполняет базы данных претендентов на вакансии. Если при реализации инвестиционного плана встает вопрос об обучении сотрудника или его перемещении, то служба управления персоналом также обращается в созданную соответствующую базу данных. Большие возможности открываются при использовании информационных технологий для проведения деловой оценки персонала.

Библиографический список

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник/ М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368 с.

2. Десслер Г. Управление персоналом: учебник / Г. Десслер. – М.: БИНОМ, 2004. – 799 с.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.

4. Макаренков Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие / Н.Л. Макаренков [и др.] – М.: Акад. проект, 2005. – 464 с.

Контрольные вопросы

1. Какие системы автоматизации рабочего места персонала кадровой службы вы знаете?

2. В чем преимущества работы с АИС-кадры?

3. Что включает комплекс задач по управлению персоналом АРМ-кадровика?

4. Какие информационно-правовые системы вы знаете?

Наши рекомендации