Государственная программа формирования «Электронного правительства» в РК на 2005-2007 годы от 10.11.2004г.
Тема №12. Информационно - коммуникационные технологии в системе государственного приложения
Цель: Понять, что в современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного управления.
Задачи обучения:Ознакомление студентов с целями и задачами Программы формирования «Электронного правительства» в РК, анализом современного состояния информатизации в государственных органах и основным направлениям и механизму реализации программы.
Организационная часть - 5 мин
Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, кто не готов к занятию, проверка конспектов.
Количество формируемых компетенций:коммуникативные,правовая компетенция.
Основные вопросы темы: - 45 мин
- Понятие информационно-коммуникационных технологий.
- ИКТ и эффективность государственного управления.
- Определение электронного правительства (ЭП).
- Возникновение концепции развития электронного правительства.
5. Услуги ЭП в соответствии с Государственной программой формирования ЭП в РК.
- Цели и задачи Государственной программы формирования ЭП в Республике Казахстан 2005-2007 годы.
- Основные направления и механизмы реализации государственной программы формирования «Электронного правительства».
- Нормативно-правовые основы для внедрения и функционирования систем ИКТ в государственном управлении в Казахстане. Совершенствование законодательной базы.
- Инфраструктура «Электронного правительства».
Задания:
№ | Практические навыки: | Балл |
Основные направления и механизмы реализации государственной программы формирования «Электронного правительства» | ||
Открыть WEB-портал Республики Казахстан (www.e.gov.kz) провести поиск документа «Государственная программа формирования «Электронного правительства» в РК на 2005-2007 годы». | ||
В WEB-портале Республики Казахстан (www.e.gov.kz) провести поиск документа «Государственной программы формирования «Электронного правительства» в РК на 2008-2010 годы». | ||
Архитектура ЭП. | ||
Информационный этап. | ||
Интерактивный этап. | ||
Транзакционный этап. | ||
Нормативно-правовая база: | ||
Найти по Интернету законы РК - «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информатизации». | ||
Дайте понятие формированию и развитию е-услуг государственных органов. | ||
Перечислите услуги оказываемые электронным правительством РК гражданам, частному бизнесу, государственному аппарату. |
Перерыв - 10 мин
Методы обучения и преподавания: работа в малой группе. «Сooperation Learning». АКТ №217 17.03.15г.
Методы контроля формируемых на занятии компетенций:
ü коммуникативные навыки оцениваются с помощью оценочного листа.
ü оценка правовой компетенций проводится в виде письменного опроса по закону информатизации РК.
Термином «электронное правительство» (e-Government) обозначают единую систему, которая объединит все государственные органы и позволит им оказывать услуги населению с помощью Интернета, электронных терминалов или даже мобильного телефона. Причем не только физическим лицам, но и компаниям или предпринимателям. Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами и составляют основные модели внутри электронного правительства: G2C (государство-граждане), G2B (государство-бизнес) и G2G (государство-государство).
Идея создания электронного правительства в Казахстане была инициирована главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Десятого ноября 2004 года программа по внедрению электронного правительства была утверждена Указом Президента “О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы”[1].
Всего на портале оказывается более 2000 информационных услуг, представленных в нескольких тематических разделах по экономике, образованию, культуре, труду, здоровью, спорту, туризму и другим сферам жизнедеятельности человека. Например, в разделе «Образование» вы найдете полную информацию об образовательном законодательстве, ведущих учебных заведениях страны, результатах Единого национального тестирования и полезные ссылки на Интернет-ресурсы казахстанских ВУЗов, образовательных программ и государственных органов.
Однако портал не является лишь информационным ресурсом, его пользователям предлагаются различные электронные сервисы государственных органов. Уже сегодня совсем необязательно ассоциировать получение государственных справок с длинными очередями и напрасной тратой времени - многое можно сделать, сидя за собственным компьютером. На сегодняшний день на портале «электронного правительства» оказываются 74 интерактивные услуги министерств юстиции, образования, внутренних дел, сельского хозяйства, труда и социальной защиты, а также Верховного суда и Налогового комитета. Всего же к 2014 году в рамках "электронного правительства" в виртуальную форму планируется перевести не менее половины всех социально-значимых государственных услуг.
Прежде чем воспользоваться электронными услугами портала, нужно пройти несложный процесс регистрации нового пользователя: ознакомиться с пользовательским соглашением, ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и придумать пароль. В списке электронных услуг, предоставляемых населению электронным правительством, многие пункты помечены иконкой с изображение ключа. Это значит, что для получения данной услуги требуется электронная цифровая подпись пользователя (ЭЦП). Иконка с изображением монеты означает, что за данную услугу необходимо оплатить государственную пошлину согласно Налоговому кодексу РК.
В 2011 году порталу исполнилось 5 лет. За эти годы формирование портала преодолело три этапа - информационный, интерактивный и транзакционный, увеличилось количество интерактивных сервисов и услуг на портале, стало возможным проведение онлайн-платежей налогов и штрафов. Как результат, по индексу развития «электронного правительства», согласно рейтингу ООН, Казахстан вошел в 50 самых «продвинутых» стран в мире - 46 место из 192 возможных. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
На первом этапеформирования электронного правительства- публикация и распространение информации.
Второй– предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
Третий– транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
Четвертый– формирование информационного общества. Программа стартовала в 2005 году, и за 2 года её реализации была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз, электронный межведомственный документооборот, удостоверяющие центры, единая транспортная среда. Также в 2007 году в постоянную эксплуатацию введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры. Было реализовано 20 интерактивных услуг государственных органов через веб-портал, который стал единой точкой доступа к электронным услугам государственных органов. В 2007 году была принята Программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 - 2010 годы, в которой ставились задачи расширения и развития базовой инфраструктуры ЭП и механизмов доступа; развитие базовых компонентов ЭП с целью повышения качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально-значимых государственных услуг. «Прорывом» на третьем, транзакционном этапе стало создание ИС «Электронные государственные закупки». Отныне предприниматель, не выходя из офиса, может участвовать в тендерах. С 1 января 2010 года все госзакупки способом запроса ценовых предложений производятся только в электронном формате, на веб-портале государственных закупок www.goszakup.gov.kz.
В 2009 году началось внедрение проекта «Е-лицензирование»,который в основном предназначен для субъектов предпринимательства. Это упрощение процедур получения предприятиями различных лицензий и разрешений на осуществление лицензируемых видов деятельности. Е-лицензирование дает возможность человеку, который подает заявку на получение лицензии, отслеживать всю процедуру ее рассмотрения. При этом полностью исключается контакт между лицом, которое рассматривает заявку, и тем, кто ее подает. Он имеет огромную эффективность в области борьбы с коррупцией. Развивается ирегиональное направление госпрограммы.В регионах внедрена Единая система электронного документооборота, с сентября 2009 года все акиматы пользуются оперативностью электронного документооборота. Разработан прототип системы "Электронный акимат"на 5 выбранных услуг, произведено внедрение в опытную эксплуатацию в акимате Павлодарской области. В декабре 2009 года запущен в промышленную эксплуатацию в пилотной зоне по городу Астана проект «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат»,задача которой обеспечить своевременную и достоверную отчетность о нотариальных действиях, эффективную работу нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с министерством юстиции РК. Населению в свою очередь предоставляются качественные, правовые нотариальные услуги. Внедрить Единую нотариальную информационную систему по всей республике планируется в 2010-2012 годах [2].
В 2010 году развитие электронного правительства РК получило высокую оценку Организации Объединенных Наций. Согласно данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к электронному правительству, подготовленного Департаментом экономического и социального развития ООН, Казахстан неуклонно демонстрирует прогресс, поднявшись за последний год в мировом рейтинге с 81 на 46 позицию, оставив позади Россию (59 место), Беларусь (64 место) и Украину (54 место).
Цель создания электронного правительства — эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.
В мире существуют следующие уровни электронных систем правительственного управления:
1) однонаправленные коммуникации для предоставления информации о некотором подразделении или аспекте деятельности правительства;
2) двунаправленные коммуникации, позволяющие получать ответную реакцию граждан;
3) трансакционные системы для поддержки правительственной деятельности;
4) специализированный портал, позволяющий осуществлять все необходимые трансакции между гражданами и государственными учреждениями.
Первая стадия создания электронного правительства — разработка информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административнотерриториальном образовании.
На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.
На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу лицензий и т. д.
Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе. Портал призван обеспечить “доставку” прямо на рабочие места сотрудников данных из подведомственных учреждений, новостей из различных источников, распоряжений руководства и пр.
Взаимодействуя с серверами: налоговым, торгово-закупочным, информационно-справочным и т. д., портал электронного правительства позвот ляет обрабатывать информацию (показатели производства, данные об уплате налогов и многое другое), планировать работы и контролировать график их исполнения, назначать совещания, обмениваться электронной почтой. За корректностью перемещения документов между органами управления, а также между ними, гражданами и организациями следит сервер документооборота.
Широкое распространение технологий электронного правительства может существенно снизить уровень бюрократизма в государственных службах.
Задачи электронного правительства
Электронное правительство:
1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
5. снижение воздействия фактора географического местоположения;
Электронное правительство обеспечивает:
• эффективное и менее затратное администрирование;
• кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
• совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
Виды взаимодействия
• Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
• Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
• Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
• Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Электронное государство (электронное правительство) — способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, а также новый тип государства, основанный на использовании этой технологии. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»). При описании соответствующих методов управления, в отличие от электронного государства как такого иногда удобно также использовать понятие цифровое управление[источник не указан 225 дней].
В России деятельность по созданию «электронного государства» осуществляется в рамках ФЦП Электронная Россия и направлена на то, чтобы повысить качество государственного управления.
Электронное государство является субъектом электронной экономики.
Другие определения «электронного государства»
• «Электронное государство» представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Однако из этого определения вовсе не следует, что переход к «электронному правительству» должен ознаменоваться ростом числа компьютеров в кабинетах чиновников. Напротив, согласно этому определению, он должен привести к изменению взаимоотношений между государственными служащими и остальными гражданами» [2] (директор Центра демократии и технологий (Center for Democracy and Technology, CDT) Джеймс Демпси).
• «Электронное правительство — система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации» (Глоссарий.ru).
• «Электронное государство» – это объективная реальность, отражающая проявление и саморазвитие электронных государственных институций, возникающих в информационном обществе. Развитие электронных государственных институций приобретает сегодня безусловный характер и направлено на удовлетворение социальных потребностей и благополучия членов общества. Порождаемые на основе «электронного государства» причинно-следственные связи и виртуальная реальность находят практическую реализацию на основе электронных хозяйственных сетей. Это приводит к становлению новой формы общественного развития, опирающейся на широкое использование нематериальных активов (прежде всего, личностных качеств, знаний и информации), а также на бескризисное развитие, реализуемое на основе создания нерыночного постдефицитного типа экономики, базирующейся на контролируемом обществом электронном управлении потребностями.
Глоссарий
№ | На казахском языке | На русском языке | English |
Атқарушы орган | Исполнительный орган | Executiveagency | |
Ақпараттық теңсіздік | Однопартийное правительство | The one-party government | |
АКТ(ақпаратты коммуникациялық технология) | ИКТ (инфармационно-коммуникационные технологий) | ICT (informative communicative technologies) | |
Бір партиялық үкімет | Однопартийное правительство | Theone-party government | |
Заңдардың орындалуын қамтамасыз ету | Обеспечение исполнения законов | Enforcing the laws | |
Коммерциялық ұйым | Коммерческая организация | Commercial organization | |
Құқық саясаты | Политика права | Law’spolicy | |
Министрлер кеңесі | Совет министров | Council of Ministers | |
Министрлер кабинеті | Кабинет министров | The Cabinet of Ministers | |
Мемлекеттік кеңес | Государственный совет | The Council of State | |
Министр | Министр | The Minister | |
Мемлекет пен мемлекет арасындағы өзара байланыс | Государственные и межгосударственные связи | State and interstaterelations | |
Мемлекет пен азаматтар арасындағы байланыс | Взаимодействие государства с гражданами | The interaction with the citizens of the state | |
Мемлекеттік меншік | Государственное имущество | State property | |
Одақтасқан үкімет | Объедененное правительство | The united government | |
Президент | Президент | Thepresident | |
Премьер-министр | Премьер-министр | PrimeMinister | |
Республикалық бюджет | Республиканский бюджет | Republicanbudget | |
Реинженеринг | Реинженеринг | Reengineering | |
Төменгі палата | Нижняя палата | Lower Chamber | |
Үкімет | Правительство | Government | |
Үкімет мәлімдемесі | Правительственное заявление | Government statement | |
Үкiмет қаулылары | Постановления Правительства | GovernmentResolutions | |
Үкіметтік өкілеттілік | Полномочий правительства | PowersoftheGovernment | |
Үкімет құрамы | Состав правительства | The composition of the government | |
Үкіметтік коалиция | Коалиция правительства | Coalitionof the Government | |
Үкiмет қызметi | Функций Правительства | Governmentfunctions | |
Үкімет аралық келісімдер | Межправительственные договора | Inter government al agreement | |
Электрондық-цифрлық қолтаңба | Электронно-цифровая подпись | Digital Signature | |
Электрондық үкімет | Электронное правительство | E-government |
Литература:
Государственная программа формирования «Электронного правительства» в РК на 2005-2007 годы от 10.11.2004г.