Энергетический кризис 70-х XX века и перераспределение доходов в мировой экономике.
Если 50-е годы именуются в экономической литературе Запада не иначе как «серебряные», а 60-е — как «золотые», то 70-е, безусловно, окрашены в темные тона.
Рассмотрим причины экономических затруднений:
- в 1970 году в большинстве стран Запада ускорился рост цен, спровоцированный избыточным ростом заработной платы в 1967—69 гг;
- ситуация усугубилась кризисом золото-долларового стандарта в 1971— 73 гг., приведшем к отмене фиксированного курса доллара по отношению к золоту и сокращению мировой торговли;
- в 1973 году крупнейшие производители нефти, за исключением США и СССР, подняли цену сырой нефти с 2,5—3 до 10, а впоследствии — до 30 долларов за баррель (более 200 долларов за тонну), страны Запада испытали настоящий «нефтяной шок».
Справка:Длительное время вплоть до 1973 г. на мировом рынке углеводородов фактически доминировала исторически сложившаяся группа англосаксонских нефтяных корпораций, известная под названием "семь сестер". Международные поставки нефти осуществлялись ими на основе справочной цены, установленной Техасской железнодорожной комиссией на уровне 2 долл. США за барр. Столь низкая стоимость основного энергоносителя во многом обусловила общие комфортные условия для быстрого хозяйственного развития Америки и ведущих европейских стран в первые послевоенные десятилетия.
В 1960 г. была создана Организация стран- производителей и экспортеров нефти (ОПЕК). Первое время она была неэффективной организацией, слабо влиявшей на процесс ценообразования на международном нефтяном рынке. Однако бурные события 1973 г., когда в ответ на поддержку Западом израильской агрессии против Египта и Сирии арабские государства ввели нефтяное эмбарго, что вызвало ценовой шок на рынке, принципиально изменили ситуацию. Справочная цена стала достоянием истории, а ОПЕК обрела столь желанное влияние в отрасли. Мировые нефтяные цены сразу выросли в четыре раза и в последующем продолжали повышаться. По всем нефтедобывающим странам прокатилась волна частичных и полных национализации иностранных нефтяных фирм. Возник феномен противостояния между базирующимися в западных столицах международными нефтяными корпорациями (international oil companies - IOCs) и вновь образованными национальными нефтяными компаниями (national oil companies - NOCs).
Наиболее действенным механизмом возвращения Западом себе инициативной роли в процессе ценообразования на нефть стала биржа. С тех пор как в 1983 г. впервые в истории одна техасская корпорация предложила свою нефть для торгов на Нью-йоркской товарной бирже (New-York Merchantile Exchange - NYMEX), инициатива в мировой нефтяной отрасли вновь перешла к западным государствам, причем не только к базирующимся в них IOCs, но и к многочисленным биржевым игрокам - брокерам, дилерам, хедж-фондам, пенсионным фондам, инвестиционным банкам, несметно обогащающимся на перепродаже деривативов (производных ценных бумаг, привязанным к биржевым контрактам на поставку нефти).
Таким образом, в последнее время нефть номинально стала "обычным" товаром, торгуемым на бирже подобно картофелю, мясу или молоку. Однако на самом деле она никогда не была и не может быть обычным товаром. Это невозобновляемый стратегический ресурс, от которого зависит сегодня и по крайней мере в среднесрочной перспективе будет зависеть нормальная жизнедеятельность мирового сообщества (в том числе разработка и производство многих альтернативных источников энергии). Тем не менее, сегодня в рамках биржевых механизмов еще не добытая нефть стала виртуально переходить из рук в руки порой десятки раз. В этом заключено одно из глубоких противоречий современного мирового рынка нефти и газа, негативно влияющее на реальные экономические процессы. С выходом нефти на биржу в ее цене появилась новая составляющая - спекулятивная, что стало причиной нешуточной головной боли у государственных деятелей и экономических экспертов во всем мире.
В заключение хотелось бы еще раз повторить ту простую, но часто игнорируемую мысль, что нефть (а теперь и природный газ) - это не обычный, а стратегический товар, с самого своего появления тесно переплетенный с политикой как на национальном, так и на международном уровне. Мир неизбежно делится на тех, кто имеет резервы этого ценного сырья, и тех, кто его не имеет вообще или имеет недостаточно. До сих пор взаимоотношения между производителями и потребителями углеводородов на международном уровне сводились в основном к противостоянию ОПЕК и Международного энергетического агентства. И в этом корень нерешаемости проблемы налаживания нормального сотрудничества. Импортеры всегда трактовали проблему энергетической безопасности только под углом зрения безопасности поставок для себя.
С середины 80-х годов страны ОПЕК осознали наличие проблемы "безопасности спроса". На саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге Россия предложила рассматривать энергетическую безопасность комплексно, то есть с точки зрения интересов не только потребителей, но и производителей. Однако Запад оказался пока не способен принять идею равноправного и равновыгодного энергетического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеводородов.
Если не удастся совместно выработать единый справедливый подход к этой проблеме, сформулировать и закрепить на международном уровне взаимоприемлемое соглашение и создать международный механизм контроля за его выполнением, то мир ожидает эпоха продолжения и углубления энергетических конфликтов. Нынешний мировой финансовый кризис подтолкнул многих (в том числе и Европу) к пониманию необходимости перестройки существующей мировой финансовой архитектуры.
Вслед за ценами на нефть выросли цены на бензин, авиационное топливо, электроэнергию, услуги транспорта. Темпы инфляции возросли до 8—14% годовых. Производство сократилось, а безработица существенно возросла. Усиленные нефтяным шоком циклические кризисы 1975—77 и 1980—82 годов обесценили кейнсианские рецепты экономической политики, основанной на выборе между инфляцией и безработицей, поскольку страны Запада столкнулись с явлением стагфляции — высоких темпов роста цен, при спаде производства и сокращении занятости, чего ранее никогда не наблюдалось.
В срочном порядке пришлось перестраивать экономические системы ведущих стран на ресурсосберегающие технологии.
От больших автомобилей пришлось отказаться, и наступила эпоха малолитражек. Японские автомобили начали теснить американские даже в самой Америке. Потребители включились в программу экономии энергии и сырья. Мощный импульс получили атомная энергетика и разработка «экзотических» способов получения энергии — ветряные, геотермальные, солнечные станции. Началась разведка и разработка ресурсов в ранее «неперспективных» районах — на Аляске, в Канаде, джунглях Амазонии, на шельфе Северного моря.
В экономической политике на смену кейнсианской школе пришла неолиберальная — монетаристская, рецепты которой состоят в снижении степени государственного вмешательства в экономику, снижении налогового бремени, сокращении избыточных социальных программ, поддержании стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, освобождении предпринимательской инициативы.
Для преодоления последствий нефтяного шока потребовалось около 10 лет, после чего ведущие страны Запада вышли на траекторию устойчивого экономического роста, на которой они находились 25 лет. Задействовав новейшие достижения науки, США сумели не только добиться очевидной и сокрушительной победы в экономическом соревновании с СССР, но и достичь невиданно высокого уровня жизни для 80% своего населения. Уровня жизни, к которому пока не может приблизиться ни одна крупная мировая или региональная держава.
Перераспределение доходов в мировой экономике. Повышение цен на нефть привело к временному перераспределению доходов в пользу стран, расположенных в зоне Персидского залива, где сконцентрирована половина мировых разведанных запасов нефти. Одни страны — Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Эмираты — успешно воспользовались сложившейся конъюнктурой, произвели модернизацию и шагнули из феодализма прямо в постиндустриализм. Этому способствовала не только грамотная экономическая политика правительств, но и относительно малое население этих стран. Другие — Иран, Ирак, Ливия использовали доходы от нефти для реализации милитаристских программ, что не позволило им покинуть «клуб» наименее развитых в экономическом и социальном отношении государств. Милитаризация же экономики и поддержка международного терроризма привели к бойкоту этих стран Соединенными Штатами, что в свое время привело в прямое военное вмешательство в их внутренние дела.