Лекция 4 - Логистическая инфраструктура товародвижения
План:
1. Инфраструктура рынка и проблемы ее развития
2. Особенности организации товародвижения. Логистические основы управления инфраструктурой товарных рынков.
Одной из важнейших подсистем современного рыночного хозяйства является его инфраструктура, от уровня развития которой зависит эффективность функционирования всех его структурных элементов и их общего взаимодействия.
Инфраструктура товарного рынка - это совокупность видов деятельности и субъектов хозяйствования, которые обеспечивают бесперебойный оборот вещественных факторов производства и товаров народного потребления и предоставляют соответствующие услуги с целью повышения эффективности товарного обращения, рационального потребления товаров и как можно более полного удовлетворения спроса субъектов товарного рынка.
В современной казахстанской переходной экономике существует явное противоречие между предприятиями основной структуры и инфраструктуры рыночного хозяйства, что ощутимо проявляется в несоответствии их масштабов и активов, обеспеченности факторами производства и продуктивности, уровней специализации и концентрации, трансакционных и трансформационных издержек.
Эта ситуация сложилась и пока сохраняется довольно устойчиво, несмотря на включение разделов и блоков по формированию и дальнейшему совершенствованию инфраструктуры практически во все комплексные целевые программы и модели развития отечественной экономики разных уровней. Примером может служить Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года[1].
В Стратегии отражены сильные и слабые стороны территориального развития, задачи и стратегии действия в развитии различных видов инфраструктуры, но, к сожалению, имеющиеся результаты не способны удовлетворить требования казахстанской экономики. Проблем успешному развитию инфраструктуры достаточно. Основные из них - долговременное отставание данной сферы хозяйства, значительное разрушение старой инфраструктуры, слабая адаптация к новым условиям рыночного функционирования, отсталая материальная база, дефицит всех форм необходимого капитала и предпринимательского опыта, низкий уровень платежеспособного спроса на услуги и, конечно, недостаточность знаний об инфраструктуре как сложном системном явлении.
С точки зрения логистики:
а) товарный рынок - это система, обеспечивающая физическое перемещение товаров по каналам товародвижения и обслуживающие эти процессы финансовые и информационные потоки;
б) инфраструктура товарного рынка - комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота.
В центре внимания находится материально-техническая основа сферы обращения региона. Она создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.
К логистическим операциям на региональных товарных рынках относятся перемещение, преобразование, хранение, распределение материальных, финансовых и информационных потоков.
Логистика широко применяется к управлению материальными, финансовыми и информационными потоками для интеграции отдельных агентов региональных рынков в единую систему, способную быстро и эффективно доставить необходимый товар потребителю и обеспечить финансовые платежи. Концентрируясь на материально-техническом аспекте товародвижения, логистика не рассматривает согласования различных экономических интересов агентов рынка, крайне важного для обеспечения единства региональных рынков.
Развитие концепции пространственного распределения товарных потоков в 80-90 гг. происходило в трех основных направлениях [2, с. 25]:
- торгово-распределительная система региона в условиях возрастания конкуренции;
- региональное программирование распределительной системы;
- структура каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем (внутрирегиональных и межрегиональных).
Процесс товародвижение на товарном рынке представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, который включает в себя несколько этапов:
- выбор места хранения запасов готовой продукции и системы складирования;
- определение системы перемещения грузов (товаров) от цехов предприятия до мест упаковки (расфасовки) и на склады;
- внедрение автоматизированной системы управления запасами, особенно на складах, где хранятся массовая продукция и запасные части к машинам и оборудованию;
- выбор и внедрение автоматизированной системы обработки заказов;
- выбор способов и маршрутов транспортировки товаров до мест продажи;
- выбор и организация мест продажи товаров;
- все процедуры, связанные с предпродажным сервисом, включая упаковку, наладку и пуск, прежде всего машин, оборудования, сложной бытовой техники и других машиностроительных товаров культурно-бытового назначения.
Вышеперечисленные этапы товародвижения взаимосвязаны и взаимообусловлены, отсутствие любого их них приводит к разрыву цепочки распределения, снижает эффективность всей коммерческой деятельности.
Логистическая инфраструктура товарного рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.
Субъекты логистической инфраструктуры товарного рынка выполняют такие важные функции, как затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, определение оптимальных объемов поставок, транспортировка и доставка продукции и информационное обеспечение продвижения товаров от производителей до потребителей. По многим позициям уровень развития логистической инфраструктуры товарных рынков в Казахстане в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров, так как в ходе осуществления реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами связи, выросли издержки, цены и объемы нерациональных перевозок, нарушилась система оптовой торговли.
Развитие современной логистической инфраструктуры торговли сдерживается многими причинами объективного и субъективного характера (недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей, отсутствие в регионах четких стратегий формирования структуры розничной и оптовой торговли и др.).
Организацию региональной логистики определяют субъекты, которые представлены тремя звеньями: распределительное (преимущественно каналы распределения у товаропроизводителей), оптовое и розничное.
Распределительное звено, взаимодействуя с товаропроизводителями, а точнее с их коммерческими службами, формирует товаропотоки на входе макрологистических систем региональной торговли. Распределительные звенья могут располагать собственной системой розничной торговли, хотя последняя при этом не будет оказывать существенного влияния на реализацию целей данной группы торговых посредников.
Совокупность входных товароматериальных потоков логистики обусловлена составом регионального производства, интенсивностью и структурой внешнеторговой деятельности экономических субъектов региона.
В группу субъектов товарного предложения включены региональные товаропроизводители, а также вся совокупность экономических агентов, обеспечивающих поступление товаров на рынок региона. Субъекты спроса в данной модели ассоциируются с конечными и промежуточными покупателями, функционирующими на региональном рынке независимо от масштабов спроса и характера потребления. Сопряжение региональных входных и выходных потоков товароматериальных ценностей наиболее успешно реализуется субъектами логистики [3, с.109].
Логистизация региональных потоков направлена на эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, сокращение объемов нерациональных, встречных и дублирующих потоков и, в конечном счете, должна способствовать более успешному решению актуальных социальных и экономических проблем региона. В настоящее время сложились все условия для организационного оформления логистических систем региона.
На региональном уровне целесообразно создание государственных логистических структур по координации товародвижения. Основными функциями этих структур должны быть:
- прогнозирование развития товаропроводящих систем на региональном уровне и координация мероприятий по созданию макрологистических систем;
- мотивация и инициирование внедрения новейших технологий в области логистики региона;
- поддержка субъектов логистики, непосредственное участие в процессе региональных информационных систем, интегрированных в межрегиональные, межгосударственные системы баз данных;
- нормотворческая деятельность в области регулирования товародвижения;
- разработка методических указаний и рекомендаций по оптимизации региональных транспортных потоков, а также по применению и использованию рациональных схем организации товаропотоков;
- мотивация рационализации параметров региональных транспортных потоков через систему гибких тарифов за перевозки;
- формирование инвестиционной и инновационной политики в области региональной логистики;
- территориально-отраслевая координация деятельности торгово-посреднических предприятий и организаций, транспортно-складских терминалов и других субъектов региональной логистики;
- финансирование приоритетных с точки зрения региона научно-исследовательских проектов в сфере логистики;
- организация совместно с учебными заведениями и центрами процесса подготовки и переподготовки кадров для региональных структур логистики [4, с. 55].
Целями развития оптовой торговли являются:
- создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;
- обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;
- мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.
Потребности регионального рынка потребительских товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
• крупными оптовыми структурами общенационального (республиканского) масштаба. Эти организации должны обеспечить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Они должны сформировать структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции и создать благоприятные условия для выхода на казахстанский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Они должны выступать гарантом стратегической стабильности потребительского рынка в целом и решать многие проблемы развития внутренней торговли. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Это звено должно обеспечить устойчивость развития всей национальной оптовой торговой системы. Эти структуры могут стать основой формирования торгово-финансово-промышленных групп;
• оптовые предприятия областного (районного) масштаба. Эта структура представляет основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур (оптовые структуры регионального уровня). Оптовые предприятия регионального уровня (автономные или независимые структуры) должны закупать товары у оптовых предприятий республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей и доводить их до предприятий розничной торговли своей зоны обслуживания. В зоне деятельности этих структур имеются сбытовые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций. Главной задачей этого оптового звена является обеспечение товарами региональных товарных рынков и стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.
Наряду с независимыми оптовыми структурами в стране функционируют региональные оптовые торговые системы, которые создаются в виде сбытовых подразделений местных промышленных предприятий и оптовых структур местных крупных розничных организаций, в том числе и потребительской кооперации.
Из указанных видов оптовых структур основными на потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия. Они представлены как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальными предприятиями, и могут использовать различные методы обслуживания клиентов и предоставлять им разные виды оптовых услуг.
Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров колеблется в пределах 60-65%.
Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции и др. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как одного из элементов рыночной инфраструктуры. По опыту зарубежных стран доля таких структур на рынке услуг оптовой торговли может составлять 15-20%.
Особое значение имеют универсальные оптовые продовольственные рынки, которые позволяют реализовать интересы всех участников товародвижения и достичь таких целей, как обеспечение круглогодичного снабжения населения свежими и качественными продуктами питания, создание условий для сокращения потерь сельскохозяйственной продукции, обеспечение ускорения и упрощения процессов товародвижения, взаиморасчетов и платежей и т.д. Широкое развитие должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Одной из важных задач развития логистической инфраструктуры является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения. Концепция развития логистической инфраструктуры исходит из того, что приоритет в реализации потребительских товаров должен быть связан с ускорением развития магазинных форм продажи товаров населению.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о развитии крупных торговых корпораций, которые составляют фундамент их экономического могущества и конкурентоспособности на внутреннем рынке и на рынках других стран.
Многообразие задач, решаемых на товарном рынке, объективно требует формирования соответствующей логистической инфраструктуры региона, способной решать эти задачи.
Успешная организация развития логистической инфраструктуры региона невозможна без государственного регулирования, как на республиканском, так и на региональном уровнях.
Органы государственного управления в условиях реформируемой экономики призваны координировать интересы оптовых посредников и обслуживаемых ими предприятий и организаций, содействовать обеспечению взаимовыгодной экономии в системе их взаимодействия, снижению издержек товарообращения.
К настоящему времени новые формы и методы логистического обслуживания производства получают развитие в отдельных районах Казахстана и широко освоены в ряде зарубежных стран. При функционировании на рынках товаров производственного назначения новых логистических посредников достигаются цели:
- повышение уровня рентабельности и конкурентоспособности, относительное сокращение издержек товарообращения, диверсификация выполняемых функций и оказываемых услуг;
- снижение уровня коммерческих затрат у предприятий, обслуживаемых посредниками;
- ускорение оборачиваемости запасов продукции, повышение эффективности использования складских мощностей и подъемно-транспортных механизмов, обеспечение режима экономии в транспортно-складском процессе. Региональные органы исполнительной власти могут содействовать внедрению на предприятиях оптовой торговли следующих видов логистических услуг:
• консалтинговых - по организации хозяйственных связей, транспортно-складских процессов, рациональной организации транспортно-экономических связей, регулированию производственных и товарных запасов;
• информационных - по новым методам и технологиям отношений на товарном рынке, по его конъюнктуре, вопросам развития транспортно-складского хозяйства;
• транспортно-экспедиционных - при обеспечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции;
• складских - промышленным предприятиям (приемка, хранение, отправка продукции, организация и модернизация складского хозяйства).
Значение государственной поддержки оптово-торговых структур возросло. Она должна способствовать повышению эффективности и роли оптовых структур в обслуживании производства; экономической заинтересованности в расширении и интенсификации оказываемых услуг; обеспечению общей экономии финансовых и материальных ресурсов.
Объективная необходимость в государственной поддержке логистической структуры региона вызвана, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
- удовлетворяя собственные интересы, оптовые посредники должны обеспечивать с необходимым эффектом нужды обслуживаемых предприятий и организаций, ориентироваться на конечные результаты и, следовательно, опираться на поддержку со стороны органов управления;
- органы управления призваны координировать интересы оптовых посредников и обслуживаемых предприятий, содействовать обеспечению взаимовыгодной экономии при взаимодействии субъектов товарного рынка;
- в развитии системы услуг, оказываемых посредниками, заинтересованы сами органы управления (с учетом возможности получения дополнительной экономии и пополнения бюджета, совершенствования с участием посредников системы информационного обслуживания для регионов и т.д.).
Таким образом, логистика превратилась в объективный фактор, оказывающий решающее влияние на состав, содержание, место и роль элементов инфраструктуры, а также обусловливающий их взаимодействие и интеграцию между собой и другими элементами хозяйствующих систем. Логистические идеи и методы в настоящее время находят применение далеко за пределами области управления материальными потоками. Основной потенциал логистики заложен в оптимизации управления товародвижения. Функции, формы, методы и средства логистики в совокупности образуют логистическую инфраструктуру товарного рынка, которая выполняет роль организационного, информационного и коммуникационного обеспечения рыночной системы.
Список литературы:
1. Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года // Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167
2. Альбеков А.У., Федько В.П. Логистика коммерции: Учеб. пособие под ред. Федько В.П.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 264 с.
3. Баскин А.И. Маркетинг и логистика на рынке средств производства. - В сб.: Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 1993. -С. 108-117
4. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов-на-Дону: Эксперт, 1997. – 127 с.