Место менеджмента в условиях рынка
Для того, чтобы уяснить место менеджмента в условиях рынка, напомним основные понятия и законы рыночной экономики.
Рынок— это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.(СЛОВАРЬ!!!)
Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства.
В развитых странах в некоторых отраслях (особенно - в отрасли сельского хозяйства) участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.
Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:
закон стоимости— в соответствии с которым продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, но по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей;
закон экономии ресурсов— предполагает постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек. Нарушение этого закона обусловливает невозможность полноценного действия закона стоимости;
закон равновесия— в соответствии с которым при прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок определяет такие объемы производства, при которых в любой момент времени потребности соответствующих покупателей могли быть удовлетворены в полном объеме, причем по приемлемым для покупателя ценам.
Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.
Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости — то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная. В принципе, в эту классификацию укладываются практически все существующие формы собственности, характерные для рыночной экономики (за исключением частной, отличие которой от личной собственности заключается в том, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Тем не менее можно заключить, что право собственности является необходимым, но недостаточным условием существования рынка.
Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).
Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).
Функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.
Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.
Таким образом, можно заключить, что, хотя рынок, как обмен продуктами, существует в любой общественно-экономической формации, собственно рыночные отношения возможны только при минимальном участии государства в регулировании процесса производства и обмена продукции. Следовательно, в условиях глобальной плановой экономики (существовавшей в нашей стране в чистом виде с конца 20-х до середины 80-х гг.) рынок, как экономическая категория существовать не может.
Уровни, на которых осуществляется управление деятельностью людей можно классифицировать по следующим признакам:
1. по уровню государственного управления
1.1. государство
1.2. экономический регион (в условиях России - субъекты Российской Федерации)
1.3. местное самоуправление (административный район, город и т.п. образование, аккумулирующее доходы местных бюджетов и осуществляющих руководство муниципальным хозяйством).
2. По производственно-отраслевому признаку
2.1. отрасль (министерство, ведомство и т.п.)
2.2. территориальные органы управления отраслью (в тех отраслях, где они имеются)
2.3. объединения предприятий и организаций (комбинаты, концерны, холдинги и т.п.)
2.4. предприятие, организация или учреждение
3. По организационно-правовой форме организации или предприятия
3.1. Хозяйственные общества
3.2. Хозяйственные товарищества
3.3. Дочерние и зависимые общества
3.4. Производственные кооперативы
3.5. Некоммерческие организации
3.6. Унитарные (государственные и муниципальные предприятия)
3.7. Объединения организаций на коммерческой основе (совместная деятельность, договор доверительного управления имуществом и т.п.)
3.8. Индивидуальные предприниматели (включая фермерские хозяйства)
4. По функциональным задачам структурных подразделений организации
4.1. Управление организацией (предприятием) в целом
4.2. Управление структурным подразделением организации (предприятия)
4.3. Управление направлением деятельности организации (производственная, торговая, рекламная и т.п.)
4.4. Управление производственным коллективом (цехом, производственной линией, бригадой рабочих и т.п.)
4.5. Управление рабочим местом
5. По виду ресурсов
5.1. Финансовые ресурсы
5.2. Материально-производственные ресурсы
5.3. Трудовые ресурсы
Таким образом в условиях рыночной экономики менеджмент (в смысле выполнения управленческих функций в процессе предпринимательской деятельности) не осуществляется в органах государственного управления, органах управления отраслью (федеральных и территориальных), но осуществляется на уровне предприятий и организаций и их объединений и более низких по иерархии производственных коллективов.
Классификация по функциональным задачам и видам ресурсов необходима для определения функций и принципов деятельности структурных подразделений, занимающихся менеджментом и отдельных менеджеров.