Классификация и виды цен
Цены на товары и услуги, действующие в народном хозяйстве, тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Они имеют общий порядок формирования, сходный состав и структуру. Повышение или снижение цен в одной отрасли народного хозяйства, как правило, вызывает их изменение в других отраслях экономики.
В переходный период от командной к рыночной экономике государство принимает меры по регулированию цен. Цель регулирования - обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях народного хозяйства и создать предпосылки для их успешного функционирования. Степень государственного вмешательства зависит от вида и социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, а также от того, является ли данная продукция отечественного или импортной. Задача состоит в том, чтобы защитить отечественного производителя, обеспечить ему более благоприятные условия развития.
С точки зрения регулирования все цены на продукцию и услуги можно подразделить на три группы: фиксированные, регулируемые и свободные.
Фиксированные - это твердые государственные цены, зафиксированные в прейскурантах и обязательные для всех продавцов. Они установлены на изделия ликероводочные и табачные, из драгоценных металлов и др. В лесном хозяйстве к фиксированным можно отнести цены на древесину на корню (лесные таксы). Совсем недавно такими же были цены на продукцию лесозаготовок.
Регулируемые - это цены, по которым государством установлен верхний (нижний) предельный уровень, превышать который предприятия не имеют права. Они устанавливаются на энергоносители (нефть, газ, моторное топливо, электро- и теплоэнергию, услуги связи и т.п.). Нижний предельный уровень цен установлен и на древесину, поставляемую на внешний рынок. Нельзя также превышать цены на топливные дрова для населения, утвержденные облисполкомами.
Свободные - договорные цены, устанавливаются на основе соглашений между продавцом и покупателем. Учитывая, что предприятия лесного хозяйства на рынке лесных товаров занимают монопольное, или доминирующее, положение, на них распространяется порядок декларирования цен. При поставке продукции на внутренний и внешний рынок важным фактором ценообразования выступает цена продукции, предлагаемая конкурентами. По существу цена продукции конкурентов является исходным началом при определении цены собственной продукции, поставляемой на рынок.
В соответствии с «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов », цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли, с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. С точки зрения содержания и структуры цен последние включают следующие элементы: издержки производства и реализации продукции, прибыль предприятия, сбытовые наценки (издержки и прибыль торговых организаций), налог на добавленную стоимость, отчисления во внебюджетный фонд регулирования цен (ФРЦ).
В зависимости от набора перечисленных элементов, т.е. стадии реализации товара, различают следующие виды цен:
• отпускная предприятия-изготовителя продукции применяется в расчетах со всеми покупателями, кроме населения. Включает издержки производства и обращения, прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость, акцизы, отчисления в ФРЦ. Устанавливается по соглашению сторон или декларируется в органах ценообразования, которые регистрируют эти цены;
• оптовая включает цену предприятия, сбытовые наценки оптово-сбытовых организаций и налог на добавленную стоимость, создаваемую оптовиками. Оптовая надбавка образуется в оптовой сфере обращения. Устанавливается по соглашению сторон, но может регулироваться правительством или органами ценообразования;
• розничная (фиксированная или свободная), по которой товар реализуется населению. Включает оптовую цену, торговую надбавку и налог на добавленную стоимость торговых предприятий. Торговав надбавка устанавливается торговыми предприятиями при реализации товара населению. Предназначается для покрытия расходов, связанных с продажей товаров в розницу, и получения прибыли от этих операций. Может регулироваться правительством и органами ценообразования .
Цены различаются еще и условиями продажи и порядком возмещения затрат, связанных с перевозкой товаров от поставщика к потребителю, и.пи по типам франко (франко-лесосека, вагон-станция отправлении, вагон-станция назначения, предприятие и т.п.). В соответствии с действующим положением отпускные цены (тарифы) формируются на условиях франкостанция (порт, пристань) отправлении, однако по условиям договоренности сторон могут быть приняты и другие условия доставки продукции (товара). При одногороднем отпуске цены устанавливаются франко-склад изготовителя.
Для обоснования отпускных цен предприятия-изготовители независимо от форм собственности составляют плановые калькуляции на выпускаемую продукцию, которые согласуются с предприятиями-потребителями (покупателями). Информацию об уровне отпускных цен предприятие-изготовитель направляет в органы ценообразования для контроля. Краткий обзор порядка и методики ценообразования показывает, что они достаточно сложны и требуют со стороны предприятий большого внимания. Учитывая переходный период от командной к рыночной экономике, государство пока сохраняет за собой широкие возможности государственного регулирования цен, в том числе и в лесном хозяйстве. Государственные органы по-прежнему распределяют широкий ассортимент лесных товаров, ограничивая тем самым возможность установления цен на основе рыночных регуляторов. Например, значительная часть древесины распределяется через Министерство экономики по нерыночному принципу. Этот метод распределения вовлекает в решение проблемы доходности лесного хозяйства организации, не связанные с отраслью и далекие от нее, что ведет к искажению ценообразования. В результате цены на древесину на корню устанавливаются не на конкурентной основе, а путем нерыночных сделок. Из-за несовершенства механизма реализации значительная часть древесины и других продуктов леса фактически никогда не продается и не заготавливается, сокращая тем самым общий объем ее производства и предложения.
Нам следует идти по пути установления рыночных цен, отказаться от различного рода ограничении, в том числе и в отношении уровня рентабельности предприятий. Исключение составляют цены на те виды продукции, по которым лесхозы выступают в качестве естественных монополистов. Цены должны обладать большей гибкостью и учитывать коньюнктуру рынка, а стратегия ценообразования - увязываться с общими целями экономического развития лесохозяйственных предприятий.
Анализ действующих в лесном хозяйстве цен и методов ценообразования показывает, что они страдают существенными недостатками. Цены на лес на корню (лесные таксы) не отражают фактические затраты на лесохозяйственное производство. Они также намного ниже мировых цен, что является одной из причин убыточности отрасли.