Процедура разработки американского национального стандарта
Процедура разработки американского национального стандарта (ANS) включает свыше десятка этапов.
( Прежде всего Исполнительный совет по стандартизации Американского национального института стандартов (ANSI) должен аккредитовать разработчика предлагаемого на рассмотрение объекта стандартизации. При этом общественность извещается о внесенных запросах по аккредитации.
( Аккредитация предоставляется, если все полученные отзывы от заинтересованных организаций признаны удовлетворительными, а процедуры разработки, представленные заявителем, соответствуют
требованиям ANSI.
( На предварительной стадии разработки стандарта в Административный отдел ANSI по процедурам и стандартам (Procedures and Standards Administration department) в соответствии с Системой уведомления ANSI об инициировании проекта (Project Initiation Notification System) предоставляются документы о разрабатываемом или пересматриваемом стандарте. С этого момента эксперты по данному вопросу уже могут начать работу по разработке проекта текста.
( После завершения данного этапа проект должен быть
представлен на общественное обсуждение и внесение замечаний. Разработчик предоставляет в ANSI специальную форму ANSI BSR-8 (просьбу об общественном обсуждении), и проект рассылается на рассмотрение всем заинтересованным сторонам.
( О разработанном и представленном проекте дается уведомление в бюллетене ANSI Standard Action.
( Стандарт также представляется на голосование в согласительный орган (например, членам комитета, организации, имеющим право голоса, или заносится в “Реестр по выявлению числа сторонников”).
( После общественного обсуждения и голосования в согласительном органе разработчик стандарта должен решить возникшие в процессе обсуждения вопросы и ответить на все замечания. Если в текст вносятся значительные изменения, то он еще раз может быть представлен на обсуждение. Могут также потребоваться проведение нескольких туров голосования.
( Чтобы предоставить возможность всем членам согласительного органа еще раз выразить свое мнение, подтвердить или изменить свой голос, проводится повторное направление в согласительный орган неучтенных замечаний и комментариев, полученных в ходе общественного обсуждения и обсуждения в согласительном органе.
( Те, кто представил отрицательный отзыв, по которому не было принято решение, уведомляются об их праве обратиться непосредственно к разработчику стандарта.
( После рассмотрения всех апелляций разработчик заполняет форму ANSI BSR-9, которая включает окончательный подсчет голосов членов согласительного органа и сопроводительную документацию, свидетельствующую о достигнутом консенсусе и соблюдении установленных процедур. Вся эта документация представляет в ANSI.
( Если не поступило возражений, стандарт утверждается Советом по рассмотрению стандартов ANSI (ANSI Board of Standard Review) или органом, уполномоченным ANSI.
Стандарт получает статус американского национального стандарта и заносится в реестр бюллетеня ANSI Standards Action и в электронный каталог американских национальных стандартов.
( После публикации стандарт сразу же переходит в категорию документов, подлежащих ведению (каждые 5 лет он рассматривается на предмет возможного пересмотра, повторного утверждения или отмены).
( Утверждение американского национального стандарта может быть опротестовано в ANSI, что предусмотрено в разделе 6 “Процедур ANSI по разработке и координации американских национальных стандартов”.
В начало
--- Цена – это то, что вы платите. Стоимость – то, что вы за это получаете (Роберт Карпентер)
Цена – это то, что вы платите. Стоимость – то, что вы за это получаете” – американский специалист о цене и стоимости стандартов
Роберт Р. Карпентер — президент и главный администратор Information Handling Services (IHS-Group) размышляет о предмете, вынесенном в заголовок настоящего материала.
Р.Карпентер подчеркивает, что видит свою задачу в том, чтобы пользователи осознали реальную стоимость стандартов для основных процессов своей деятельности.
По мнению президента IHS-Group, “несмотря на то, что исторически деятельность по стандартизации вполне определилась по своей миссии и назначению, многие органы по стандартизации в настоящее врем
я пересматривают применяемые ими стратегию и существующие связи в современном высокодинамичном мире. Технология открыла двери новым процессам как в части разработки, так и применении стандартов.”
Глобализация рыночных интересов компаний увеличивает потребность во все большем количестве стандартов для возрастающего числа объектов. Технология дает возможность конкурировать фирмам среднего размера так, как они не могли это делать ранее, и они действуют в мировом масштабе.
В этой связи возрастает значение авторского права. Нарушения прав интеллектуальной собственности в настоящее время возникают в существенной степени из-за легкости распространения электронных документов. Иногда ситуации с передачей документов можно было бы считать достаточно “невинными”. Во многих случаях пользователи искренне удивляются, узнав, что на стандарты распространяется авторское право, что стандарты защищены законом об авторских правах, и их использование определяется договорами и условиями продавцов и распространителей. Некоторые случаи распространения представляют собой вопиющие нарушения авторского права, предпринятые для обхода процедуры приобретения стандарта в розничной торговле или в компьютерной сети. Большинство ситуаций получения стандартов без оплаты будет устранено, когда SDO и официальные распространители стандартов начнут использовать цифровое маркирование и технологии блокировки документов. До тех пор доходы и бюджеты SDO будут подвергаться определенному риску.
Для рыночного успеха конкретных SDO необходимо, считает Р.Карпентер, разрешить четыре основополагающие проблемы:
- обеспечить понимание значения “содержания” (content) стандарта;
- добиться надлежащей оплаты работы по разработке стандартов;
- проведение тщательного отбора партнеров и каналов распространения стандартов;
- совершенствовать процесс разработки стандартов.
Богатство содержания стандартов аккумулирует в себе миллионы человеко-часов, вложенных в эти документы за десятки и даже сотни лет. И эти документы, в свою очередь, разнообразными способами касаются судеб многих людей. Этот громадный объем информации представляет собой дорогостоящую интеллектуальную собственность, которая должна быть соответствующим образом оценена и защищена.
Крайне важно, чтобы на стандарты, как рыночный продукт, были установлены обоснованные цены. Это нужно не только для того, чтобы SDO могли иметь доход и, соответственно, средства для продолжения работ по разработке стандартов, но также и для того, чтобы отражать реальную ценность стандарта.
Р.Карпентер предупреждает: “Сейчас, по-видимому, оказывается значительно давление с целью сделать бесплатный доступ к стандартам на Веб-сайтах. Это давление иногда связано с желанием быстро распространить конкретный стандарт в качестве “стандарта отрасли промышленности” – чаще всего в интересах какой-либо компании или группы компаний. В других случаях это давление проистекает из попыток определенных компаний обеспечить себе “бесплатный проезд”, не вкладывая время или какие-либо усилия в процесс разработки стандартов.”
Философия целесообразности “бесплатности” стандарта часто опирается на мнение, что бесплатность стандарта будет в существенной степени способствовать его использованию. На самом деле принятие и использование стандартов ускоряется тогда, когда высока установленная ценность стандарта, а не тогда, когда цена низка или равна нулю. Это связано с тем, что стоимость приобретения стандартов существенно ниже, чем стоимость их внедрения в основные процессы деятельности и приложения.
“Следует еще раз подчеркнуть, говорит Р.Карпентер, что ценность стандартов не в низкой стоимости приобретения; ценность стандартов для подавляющего числа компаний в их воздействии на основы процесса деятельности.”
Стандарт как документ при продаже имеет некоторую цену. “Но какова, спрашивает Р.Карпентер, будет цена э
того стандарта для компании, которая потеряла громадный контракт из-за того, что ее продукция не сертифицирована на соответствие этому стандарту? Или какова цена некоторых стандартов для компании, которая должна потратить огромные суммы на переработку или
переделку продукции, которая изготовлена не в соответствии с требованиями стандартов в другой стране или стоимость разработки необходимого только для внутреннего использования специфического для данной компании стандарта? Ценность стандартов в их влиянии н
а основные процессы деятельности, продукцию и услуги!”
Для понимания ключевого момента проблемы оценки стоимости стандартов следует иметь в виду, что стоимость стандарта мала до тех пор, пока не используется для создания продукции, обеспечения безопасности, рационализации производственных процессов, улучшения качества, чтобы избежать переконструирования, для ускорения поступления товара на рынок. Поскольку это представляет собой стоимость использования и интеграции стандарта в эти процессы – стоимость стандарта реализуется только при существенных окончательных улучшениях в этих процессах. Следовательно, цена стандарта должна отражать стоимость, которую он создает для пользователей стандарта.
Чтобы понять ценность, обеспечиваемую стандартами, включенными в наиболее важные ключевые процессы, требуются не просто хорошие партнеры по бизнесу, а выдающиеся партнеры. Это и есть третья проблема для SDO: выбор удачных партнеров и направлений деятельности.
Р.Карпентер предупреждает, что SDO должны быть осторожны при вы
боре распространителей стандартов. SDO целесообразно выбирать партнера, который может обеспечить дополнительную “прибавочную” стоимость к цене комплекта стандартов и предоставит пользователям дополнительные, увеличивающие стоимость услуги, такие как консультации, внедрение и обучение. “SDO хотелось бы посоветовать выбирать партнеров, которые имеют глобальную инфраструктуру и, что еще более важно, которые понимают и чувствуют себя обязанными защищать ценность стандарта как интеллектуальной собственности.”
Наконец, чтобы поддержать ценность стандартов в глазах пользователей, весьма существенно, чтобы SDO продолжали пересматривать и улучшать процедуры разработки стандартов и привлекать внедренные технологии, чтобы достичь этого.
Р.Карпентер заключает: “Когда мы, SDO и IHS, слушаем пользователей и действительно стараемся удовлетворить потребности и запросы заказчиков, возникающие в их повседневных деловых операциях, проблема цены теряет свою актуальность и на первый план выходит инвестирование.”
В начало
--- Слушания в Конгрессе на тему “Стандарты и конкурентоспособность США”
В Комитете по науке Палаты представителей Конгресса США состоялись 10-е, начиная с 1995 г., Слушания, посвященные проблеме стандартизации.
Председатель Подкомитета по окружающей среде, технологиям и стандартам Комитета по науке указал на важную роль стандартов в поддержке мирового экономического развития и конкурентоспособности. По его мнению, стандарты являются третьим
элементом, входящим в сферу деятельности Подкомитета, и равнозначным по важности компонентом “трехножного стула”, на котором базируется юрисдикция США.
Председатель Совета директоров Американского национального института стандартов (ANSI) О.Смут отметил, ч
то ANSI готов рассмотреть проблемы изменяющегося мира и возникающие в связи с этим потребности национального сообщества путем реализации “агрессивной” Национальной стратегии по стандартизации (NSS). NSS отражает укрепление позиций США в области стандартизации, в основе которой лежат рыночные отношения и отраслевой подход при поддержке динамичной инфраструктуры. ANSI поддерживает гибкость отраслевого подхода и ссылается в этой связи на достижения в области информационных технологий. Благодаря своей подвижности и способности к быстрому внедрению новых технологий эта область имеет возможность использовать “официальные процессы стандартизации”, которые предлагает ANSI, а также альтернативные методы, применяемые консорциумами компаний для удовлетворения постоянно
меняющихся потребностей последних. Официальные процессы стандартизации, по мнению О.Смута, играют важную роль в разработке стандартов в области информационных технологий, и консорциумы также используют их. При этом пользователь сам определяет, каких стандарты следует разрабатывать.
Член Совета директоров ANSI Дж. Риттербуш, являющийся также директором отделения стандартов и регламентов компании Caterpillar, Inc., крупнейшего в мире производителя строительного и горнодобывающего оборудования, дизельных и га
зовых двигателей и промышленных газовых турбин, заявил, что эта отрасль признает необходимость двух подходов к стандартизации ( официального и альтернативного, используемого консорциумами. Он также отметил, что в области информационных технологий было приз
нано значение альтернативных механизмов для разработки стандартов.
Директор отделения стандартизации компании Sun Microsystems отметил наличие глубокой пропасти между процедурами консорциумов и официальным процессом, указав, что она нигде более так не очевидна, как в области правительственных закупок. Кроме того, ему хотелось бы, чтобы Национальный институт стандартов и технологий (NIST) играл более активную роль в деле координации стандартов консорциумов.
Члены Подкомитета, в свою очередь, задали вопросы,
касающиеся методов повышения доверия к стандартам и осознания их важности для развития промышленности. Представители ANSI указали на то, что процесс стандартизации на основе консенсуса, особенно на международном уровне, является наиболее важным для реализации официального процесса с точки зрения экономии времени, так как он позволяет объединить взгляды всех лиц, заинтересованных в развитии конкретной отрасли.
Выступивший в заключение Слушаний председатель Подкомитета заявил, что общественность все еще недооценивает сложность процесса стандартизации, а также подчеркнул, что стандарты играют большую роль в повседневной жизни американцев. Все участники этих Слушаний признали важность стандартов для развития мировой экономики и высказались за их всестороннюю поддержку.
В начало