ВОПРОС 46. Курс ВКП (б) и правительства на индустриализацию и коллективизацию кратко
Курс на форсированную индустриализацию. В аграрной стране средства можно найти внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет, не думая при этом о цене: крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности. В конце 1927 г. , на XV съезде ВКП(Б) возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.
Рывок из аграрной фазы развития в индустриальную мог стать возможным лишь путем модернизации всех сфер социально – экономической жизни. Итак, форсированная индустриализация требовала огромных денежных средства на закупку оборудования и новых рабочих рук. И то, и то решено было взять в деревне.
Коллективизация. 1929 г. стал годом сплошной коллективизации: на место индивидуальным кулацким (фермерским) хозяйствам приходили колхозы. Это давало возможность государству полностью контролировать все оборотные средства в деревне, а колхозника превратить из собственника продукции в бесправного батрака. В колхозах обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. Крестьяне-частники не охотно сдавали сельхозпродукцию государству, так как закупочные цены были низкие. Теперь же «в обмен» на сельскохозяйственную технику деревня в коллективно-обязательном порядке была должна кормить город. Происходит фактическое огосударствление деревенской экономики.
Форсированная модернизация требовала и значительных людских ресурсов. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, «ликвидации кулачества как класса». Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы ‑ весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн. хозяйств (средняя численность семей — 7—8 человек). Раскулаченные отправлялись на стройки, некоторые мигрировали в город, пополняя ряды промышленных рабочих. Городское население в годы первой пятилетки с 28 миллионов человек до 40, т.е. почти в полтора раза. Этими мерами решалась и проблема перенаселения в деревне.
Жестокая эксплуатация оставшегося и морально подавленного населения могла бы, по мнению руководства, поддерживать сельское хозяйство, не допуская массового голода до момента, когда промышленность сможет интенсифицировать аграрное производство за счет собственных средств. При этом неуклонно росли и объемы государственных поставок, и даже экспорт зерна из страны. В 1932—1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн. человек (по другим данным, до 8 млн). К 1933 г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. — около 93% .
Коллективизация была объявлена завершенной. Статистика свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению.
При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс ‑ колхозное крестьянство.
Индустриализация. Первые пятилетки. Периодом реализации форсированной модернизации стали Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) В результате первой пятилетки производство тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения в 4 раза. Вступили в строй энергетический гигант Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, в угольной промышленности – шахты в Донбассе и Кузбассе. Железнодорожной сетью были связаны восточные районы страны. Появились Сталинградский и Харьковский тракторные и Московский и Горьковский автомобильные заводы. В результате второй пятилетки страна превратилась в мощную индустриальную державу, не зависящую от внешних поставок. Широко развивалась собственное тяжелое машиностроение, авиастроение. Ценой неимоверных усилий СССР обогнал некоторые крупнейший государства мира.
С другой стороны, и цена индустриализации была очень высока: обескровленное сельское хозяйство, отсталая легкая промышленность, существенное снижение жизненного уровня населения, широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла. Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, ‑ это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной.
В период индустриализации был заложен экстенсивный принцип развития советской экономики, требовавшей огромного количества людских и материальных ресурсов. К результатам форсированной модернизации можно отнести и социально – демографические изменения.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=39780