Тема 14. деловая культура и этика в международном бизнесе
Деловую культуру можно определить как систему ценностей и норм, сформированных в пределах национальных границ, являющихся основой коммерческой деятельности и формирующих поведение людей и компаний в данной стране.
При исследовании национальных деловых культур наиболее важны: язык и образование, социальные ценности и отношения, социальные институты, религия и материальная культура. Эти элементы встречаются в любом обществе, но их проявление в отдельной стране и, следовательно, воздействие на ведение международного бизнеса с ее представителями может быть уникально. Взаимодействие национальных деловых культур актуально для переговорного процесса при экспорте и импорте товаров (услуг), при инвестировании за рубежом, при заключении внешнеэкономических контрактов, для коммуникативного процесса внутри СП или филиала с многонациональным персоналом.
Составными частями деловой культуры являются этика делового общения и деловой этикет. Термин этика происходит от греческого слова ethos — обычай, нрав. В более широком плане этим термином называют учение о нравственности и морали. При этом под нравственностью в традиционной трактовке понимается внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
В процессе ведения бизнеса происходит формирование делового общения. Оно представляет собой определенный тип социальных отношений и выражается в установлении и развитии необходимых контактов, обмене информацией, обусловленных потребностями совместной экономической деятельности.
Факторами, обусловливающими различия в деловой культуре разных стран, являются социальная культура, религия, политическая философия, экономическая философия, образование, язык.
Вышеуказанные факторы деловой культуры отнюдь не являются исчерпывающими, хотя и достаточными для понимания ее места и роли в международном бизнесе. Влияние, например, политической и экономической философии на культуру проявляется в том, что в различных странах по-разному понимаются такие ценности, как свобода, справедливость, частная инициатива.
Одним из важнейших элементов деловой культуры является язык. В компании с представителями разных культур (например, в СП) языковой барьер может привести к несогласованности, а в более широком плане — отсутствию «духа команды». В последние десятилетия роль международного языка в бизнесе нередко выполняет английский язык.
Деловая культура находит яркое проявление в деловом общении. При переговорах в международном бизнесе знание национального стиля ведения переговоров может помочь понять подходы к формированию делегации на переговорах, специфику механизма принятия решения, степень делегирования полномочий и др. Знание национальной специфики ведения переговоров поможет избежать ошибок восприятия и произвести более благоприятное впечатление па партнера, установить с ним долгосрочные партнерские отношения. Среди наиболее ярко выраженных национальных стилей ведения переговоров различают западный, восточный, арабский и латиноамериканский. В то же время представители конкретных стран также могут иметь свои особенности при деловом общении.
Социальная структура общества зиждется на основах социальной организации. Несмотря на то, что социальная структура включает в себя различные аспекты, для более глубокого понимания деловой культуры необходимо подробнее проанализировать индивидуалистический и коллективный подходы к организации ведения бизнеса.
Каждая компания имеет свою деловую культуру. Она является суммой всех убеждений, способов мышления, ценностей и норм, на основании которых сотрудники компании принимают свои решения. Корпоративная культура компании формируется после основания фирмы в ходе ее развития. Ее основная задача заключается в том, чтобы осуществить внутреннюю интеграцию всех сотрудников и успешно работать на своих рынках.
В современной западной цивилизации первостепенное значение имеет индивидуалистический подход, а именно личные способности человека, его талант, возможности, в то время как принадлежность к определенному классу в обществе часто игнорируется. Такой подход может иметь как позитивные, так и негативные аспекты. В Соединенных Штатах Америки, большое значение уделяется предпринимательской инициативе, индивидуальным способностям, что обеспечивает лидерство этой страны в таких отраслях, как производство персональных компьютеров (Apple Inc.), программного обеспечения (Microsoft Corporation), розничная торговля (Wal-Mart Stores, Inc.), биотехнологии (Amgen Inc.), которые зачастую были основаны индивидуальными предпринимателями. Успех этих компаний обусловлен кроме всего прочего личностными качествами и способностями, талантом людей, их основавших.
Коллективный подход является принципиально отличным способом ведения бизнеса от рассмотренного выше. В Японии, стране восходящего солнца, личностный статус человека определяется статусом группы людей, к которой он (она) принадлежит. По мнению некоторых исследователей, японцы склонны ассоциировать себя с компанией или бизнес-структурой, на которую они работают, больше, нежели с видом своей профессиональной деятельности. Для японца весьма важным является факт принадлежности к той или иной группе, и эта особенность может быть успешно применена в менеджменте. При таком подходе человек (работник) очень тесно ассоциирует победы компании со своими личными достижениями.
Коллективный подход снижает мотивацию сотрудников менять место своей работы, поэтому в Японии существует механизм пожизненного найма и со временем это способствует накоплению опыта, репутации, а также налаживанию профессиональных связей исключительно в сфере специализации компании. Данный подход позволяет менеджерам, которые по мере своего личностного развития внутри компании должны пройти по всем ступеням карьерной лестницы (от самых начальных позиций до руководящих), выполнять свои функции наиболее эффективно и умело, поскольку они хорошо осведомлены о проблемах и возможностях своих организаций не только теоретически, но и практически.
Религия представляет собой особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Система этических и моральных норм и ценностей зачастую является продуктом той или иной религии.
Деловой этикет представляет собой более или менее строго регламентированный церемониал, оформляющий служебные отношения, складывающиеся в процессе ведения бизнеса и основанный на нормах поведения, принятых в конкретном обществе.
Эффективность международного бизнеса и достижение поставленных предпринимателями целей во многом зависят от умения грамотно строить межличностные отношения с партнерами, работниками и потребителями. Особое значение в этом процессе имеет учет особенностей делового поведения, обусловленного системой ценностей и этнокультурной спецификой другой страны.
Деловой этикет проявляется как на вербальном уровне (в речевом этикете, проявляющемся в приветствии, обращении, благодарности, извинении и т.п.), так и на невербальном (в бессловесном общении, в котором важное значение имеют выражение лица, разнообразные позы, жесты, движения человека и т.п.).
В деловом общении важное значение имеют невербальные способы коммуникации. Данный способ общения используется во всех культурах и языках мира. Самого разного вида жесты во многих странах могут быть восприняты по –разному.
Например, жест с поднятым большим пальнем вверх означает, что «все отлично», но в Бразилии или Греции этот жест рассматривается как неприличный или же непристойный. Другим примером может служить традиция установления зрительного контакта при переговорах. В западных странах считается, что если партнер не смотрит в глаза собеседнику, то он (она) что-то скрывает, в такой ситуации излишнее доверие неуместно. Напротив, в ряде азиатских стран прямой зрительный контакт с собеседником является как бы вызовом и свидетельствует об агрессивном настроении партнера.
Знание невербальных способов коммуникации и местной специфики очень важно, поскольку позволяет добиваться большего на переговорах, в бизнесе и помогает избегать лишних трудностей, а также недопонимания между партнерами.
Образование играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества. Современное образование позволяет людям приобретать навыки и умения, в том числе необходимые для ведения бизнеса. Образование дополняет роль семьи в обществе, ведь школа несет в себе не только учебную, просветительскую, но и воспитательную функцию. Школа помогает молодым людям усвоить нормы и моральную этику, принятую в обществе, осознать его социальное устройство, историю своей страны и т.д.
С точки зрения международного бизнеса образование играет важнейшую роль при определении конкурентных преимуществ той или иной страны. Наличие высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является важным детерминантом экономического роста любого государства. Майкл Портер отмечает, что после окончания Второй мировой войны Япония не обладала практически ничем, кроме высококвалифицированной рабочей силы. Однако Япония, по мнению Портера, имела богатое наследие в области образования, что позволило ей воспитать качественных специалистов и высококвалифицированную рабочую силу. В Японии, отмечал он, ежегодно из стен технических университетов выходит намного больше инженеров, чем в США. Образование в начальной и средней школе основывается на высоких стандартах в математике и естественных науках. Начальное и среднее школьное образование крайне конкурентоспособное. Японские школьники обладают такими же познаниями в математике, как и американские студенты в колледже.
Понятие этики относится к поведению отдельных индивидов. В узком смысле этика — это совокупность убеждений индивида относительно правильности его поведения и решений. Под влиянием этических норм, которыми руководствуются сотрудники компаний в процессе принятия отдельных решений (и в целом при ведении бизнеса), формируется этика бизнеса. Понятие этичного поведения в большинстве случаев обозначает поведение, которое согласуется с общепринятыми социальными нормами.
Кросс-культурные различия этики поведения компании по отношению к сотрудникам включают помимо вопросов найма и увольнения такие, как оплата труда и обеспечение условий работы. Например, компания должна соблюдать нормы, регулирующие продолжительность рабочего дня и оплаты труда, установленные национальным законодательством. Однако в Японии обычай требует, чтобы младшие сотрудники компании не уходили из офиса до тех пор, пока на работе остаются их старшие коллеги. В то же время в США как правило именно руководитель покидает офис последним.
Этические проблемы связаны и с тем, как сотрудники компании строят отношения друг с другом, с покупателями, конкурентами, акционерами, поставщиками, посредниками и др. Проблемы этического характера, например, возникают в таких сферах, как ведение переговоров, заключение контрактов и их реализация. Кросс-культурные различия в практике ведения бизнеса создают Дополнительные сложности этического плана для сотрудников компаний, вовлеченных в международный бизнес. Представители различных культур по-разному оценивают этичность тех или иных Действий. Так, в ряде стран небольшие взятки и подарки являются частью нормальной практики бизнеса. Не говоря уже о проблемах коррупции, которыми в большей или в меньшей степени «известны» отдельные страны и представители их делового мира.