Национальная премия США по качеству им. М. Балдриджа
Национальная премия США по качеству им. М. Балдриджа (MB NQA) была утверждена конгрессом США в 1987 г. Предварительно была проведена большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию. Подобно японской премии им. Э. Деминга, она должна была содействовать повышению значимости качества в деятельности американских предприятий. С 1988 г. эта награда присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества и производительности как результат применения принципов TQM. Вручение награды обычно проводится Президентом США, что лишний раз подчеркивает значимость этой премии.
В соответствии с требованиями лауреаты премии должны делиться своим опытом о ходе и результатах работы по внедрению принципов TQM на предприятии через прессу, на ежегодных семинарах и конференциях. Такой обмен знаниями по использованию принципов TQM, по мнению создателей премии, должен приносить значительные практические результаты, выражающиеся в улучшении состояния экономики США.
Премия была названа именем М. Балдриджа, который, возглавляя с 1981 по 1987 г. Министерство торговли США, явился одним из инициаторов ее создания. В основу модели были положены идеи премии им. Э. Деминга, однако критерии ее более детализированы и иначе структурированы. Различие премий заключается в том, что оценка участников конкурса проводится по 32 показателям, сгруппированным по 7 критериям.
Структура модели национальной премии по качеству им. М. Балдриджа версии 2012 г. показана на рис. 3.2, где представлены наименования критериев и их взаимосвязь.
Рис. 3.2. Структура модели Национальной премии США по качеству (2012 г.)
Основные критерии модели связаны с важнейшими процессами руководства предприятием и их результатами. Рассмотрим критерии несколько подробнее.
Критерий «Лидерство» рассматривает персональную деятельность руководителей в качестве направляющей и поддерживающей силы для организации. Здесь также рассматриваются то, как организована система управления, как организация выполняет свои правовые, этические и социальные обязанности и несет ответственность перед обществом.
Критерий «Стратегическое планирование» рассматривает, как организация разрабатывает стратегические задачи и планы действия. Под этим также подразумевается то, каким образом эти задачи и планы реализуются и меняются в условиях изменения требований.
Критерий «Ориентация на потребителя» рассматривает, как организация привлекает своих потребителей и вовлекает их в свою деятельность для достижения долгосрочного успеха на рынке. Стратегия вовлечения включает в себя также то, каким образом организация слышит голос потребителя, как выстраивает отношения с потребителями и использует информацию от потребителей для улучшения деятельности и определения возможностей для инноваций.
Критерий «Измерение, анализ и управление знаниями» рассматривает, как организация собирает, анализирует данные и информацию, а также осуществляет управление знаниями и управление информационными технологиями. Также здесь рассматривается то, как организация улучшает свою деятельность на основе пересмотра результатов прошлого опыта.
Критерий «Ориентация на сотрудников» отражает работу высшего руководства, направленную на раскрытие и развитие потенциала сотрудников по реализации принципов менеджмента качества. Критерий также рассматривает то, как организация вовлекает и развивает своих сотрудников для того чтобы использовать весь их потенциал в соответствии с миссией, стратегией и планом действий.
В рамках критерия «Ориентация на процессы» рассматривается деятельность по созданию, управлению, улучшению системы управления и рабочих процессов. Эта деятельность необходима для добавления ценности для потребителя и для достижения успеха и устойчивости организации. Данный критерий также рассматривает готовность организации к чрезвычайным ситуациям.
Критерий «Результаты» рассматривает деятельность и улучшения организации во всех ее ключевых сферах: результаты процессов, результаты ориентации на потребителя, результаты ориентации на сотрудников, результаты лидерства, финансовые и рыночные результаты.
Национальная премия США по качеству им. М. Балдриджа подтвердила следующее:
- улучшение качества должно предшествовать повышению производительности.
- руководство процессом улучшения качества должно осуществляться на уровне организации.
- учет компетенции сотрудников, вовлечение сотрудников в связанную с качеством деятельность, а также применение статистических методов управления процессами ведет к улучшению качества процессов и выпускаемой продукции.