Образец оформления титульного листа

Макроэкономика

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и тематика курсовых работ

для студентов всех форм обучения

по направлению 080100.62 «Экономика» всех профилей

Владивосток

Утверждено редакционно-издательским советом Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Авторы: Т.Т. Олишевская, Л.И. Похил

Рецензент – канд. экон. наук, доцент кафедры «Мировая экономика», директор Института заочного обучения В.К. Досмагамбетов

ВВЕДЕНИЕ

Учебными планами вуза предусматривается написание студентами курсовых работ по макроэкономике, которые являются важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, в приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний. Всё это необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

Глубокие перемены в различных сферах жизни общества являются чертой современного этапа его развития. Такое положение не может не отразиться на экономической теории и экономическом образовании, дающем необходимые базисные навыки для профессиональной деятельности.

Написание и защита курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» одновременно является первой ступенью научно-исследовательской работы, и позволяет каждому студенту:

– глубоко изучить избранную тему;

– осваивать методы научно-исследовательской работы, подбора и критического анализа литературы и фактического материала;

– приобретать навыки грамотного оформления работы и ее научного аппарата;

– выработать умение участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свои позиции.

Несостоятельность сложившихся в экономической науке взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это общемировая тенденция, которая отмечается многими выдающимися умами не только в России, но и за рубежом. Так, Дж. Гэлбрейт отмечал, что «экономика, оставаясь в узких рамках микро- и макроанализа, не перестает быть наукой, составным звеном экономической мыски». Это крайне необходимо понимать студенту, приступающему к написанию курсовой работы. С самого начала он должен уяснить, что потребуется серьезная мыслительная деятельность в процессе самостоятельного изучения.

Подготовленная студентом, проверенная и оцененная преподавателем курсовая работа выносится на защиту.

Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к курсовой работе как с точки зрения ее содержания, так и оформления, оценки и порядка защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории. Эта работа чрезвычайно трудна.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации, и ее написание имеет большое значение. Во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, дает навыки поиска основных положений, относящихся к избранной проблеме, подбора, обработки и анализа конкретного материала, составления таблиц и диаграмм. И главное, на этой основе делать правильные выводы. Во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой. В-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по макроэкономике.

Курсовая работа – это подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она должна привить студенту «вкус» к научно-исследовательской работе, способствовать приобретению навыков ее ведения. Курсовая работа является также итогом самостоятельного изучения студентами одной из проблем макроэкономики.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявленным требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей.

Основными требования, предъявляемыми к курсовым работам, являются:

1. Высокий научно-теоретический уровень.

2. Актуальность проводимого исследования.

3. Связь теоретических положений с практикой, конкретными фактами и проблемами макроэкономики.

4. Наличие элементов научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к дискуссионным проблемам.

С учетом этих требований студенческая научная работа может быть выполнена в различных формах:

– анализа отдельной научно-практической проблемы;

– автореферата либо авторской рецензии какой-либо научной монографии, статьи, экономической программы и т.п.;

– разработки практических рекомендаций исходя из определенных теоретических предпосылок;

– научного анализа конкретной экономической ситуации;

– экономического прогноза и т.д.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела (главы). Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует воспринимать как необходимость всестороннего и подробного описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

– изучить научные работы российских и зарубежных видных ученых по данной проблеме;

– изучить постановления Правительства страны, решения сессий парламента и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

– ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

– изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Экономист» и др., в еженедельнике «Экономика и жизнь».

Порядок подготовки курсовой работы включает следующие основные этапы:

а) Определить тему курсовой работы на основании таблицы, приведенной в четвертом разделе данных методических указаний. Принцип определения очень прост: найдите строку, в которой помещена первая буква вашей фамилии, и выберите одну из двух тем, ориентируясь на свои интересы, а также возможности получения необходимых материалов.

б) Определив тему, ознакомьтесь с ее примерным содержанием на основе программы курса (раздел второй методических указаний) и составьте примерный план.

Руководствуясь целями, отраженными в плане, следует приступить к подбору литературы. При самостоятельной работе для этой цели следует использовать систематические каталоги научных библиотек, периодические информационные издания, например, библиографических указатель ИНИОН, реферативные сборники и т.п. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием научных журналов за последние несколько лет, в которых рассматриваются вопросы экономической теории и практики.

в) Процесс изучения литературы целесообразно сопровождать записями в той или иной форме, фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, а также заслуживающий внимания фактический материал. Этот навык значительно облегчит дальнейшую работу, сделает ненужным повторное обращение к источнику.

г) Составить развернутый план. В процессе изучения литературы и самостоятельного осмысления проблемы первоначальный план может подвергнуться необходимым корректировкам, дополнениям, а тема – стать более узкой и точной. Перед написанием текста следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Эту работу закончить разработкой основных тезисов.

д) Написать полный текстовый вариант работы. На этом этапе необходимо помнить ряд важных моментов:

– не допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно и свидетельствовать о том, что автор разобрался в сути рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и может ясно и убедительно ее изложить. Это не исключает возможности цитирования, но каждая цитата должна сопровождаться указанием источника;

– каждый фактический пример должен иметь сноску, где указывается источник, из которого он заимствован. Если расчет производится вами самостоятельно, то следует указать, на основе каких данных производился расчет;

– следует избегать двух крайностей. Во-первых, голого теоретизирования, оторванного от реальной жизни. Во-вторых, излишнего увлечения фактами без должного теоретического осмысления первичного материала;

– сноски, ссылки на различные источники и примечания оформляются в строгом соответствии с существующими правилами оформления научного аппарата.

Курсовая работа по макроэкономике независимо от темы включает:

1. Титульный лист (приложение 1).

2. Содержание (приложение 2).

3. Введение.

4. Основную часть, включающую несколько разделов.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы (приложение 5).

7. Приложения.

Структура курсовой работы по согласованию с преподавателем может изменяться в зависимости от темы и ее сложности. Структура работы может быть примерно следующая.

Во введении необходимо показать актуальной избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (1-2 стра-ницы).

В разделе 1 необходимо дать определение экономической категории, ее характеристику, историю возникновения, цели, задачи, значение.

В разделе 2 рассматриваются структура, строение, функции, состав экономических категорий, ее виды, типы, взаимосвязь с другими экономическими категориями.

В разделе 3 дается анализ экономической категории, экономической проблемы в России.

В разделе 4 можно рассмотреть особенности экономической категории в другой стране (по выбору студента).

Разделы должны раскрывать сущность проблемы. Увеличивать их число не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному увеличению объема курсовой работы. Изложение каждого раздела надо четко разграничивать, чтобы было ясно видно, где начинается и где заканчивается их освещение.

Заключение содержит выводы, которые вытекают из материалов курсовой работы, и обоснованные предложения. Заключение нужно писать кратко, на 2-3 страницах.

Список используемой литературы содержит перечень используемых источников и составляется в определенной последовательности.

Приложения – это материалы (таблицы, рисунки, копии документов, фрагменты документов и т.д.), дополняющие основное содержание курсовой работы, но не включенные в тесты разделов из-за своего большого размера или вспомогательного, иллюстрирующего назначения. Курсовая работа может быть без приложения. Страницы приложения нумеруются, но не учитываются в общем объеме работы.

Основные критерии оценки курсовой работы вытекают из предъявляемых к ней требований:

1) глубины теоретического анализа, умения разобраться в основных проблемах темы, знания и понимание основных точек зрения и дискуссионных проблем;

2) самостоятельности изложения, творческого подхода к рассматриваемой проблеме, умения излагать и аргументировать свою точку зрения;

3) взаимосвязи теоретических и практических сведений, использования новейшего статистического и фактического материала;

4) полноты решения всех задач, которые в работе поставил сам автор;

5) логичности и грамотности изложения материала;

6) качества оформления работы.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в макроэкономический анализ

Предмет макроэкономики, субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике. Кругооборот доходов и расходов. Особенности макроэкономического анализа. Современные теории в макроэко­номике: неоклассические и кейнсианские.

Тема 2. Система национальных счетов. Основные макро­экономические показатели

Система национального счетоводства, основные принципы по­строения системы. Валовой внутренний продукт и методы его рас­чета, номинальный и реальный ВВП, потенциальный ВВП.

Взаимосвязь показателей системы национальных счетов. ВВП и чистое экономическое благосостояние.

Тема 3. Рынок и государство

Причины неэффективности рыночного механизма, необходи­мость государственного регулирования. Цели и инструменты госу­дарственного регулирования, лаги регулирования.

Тема 4. Теория общественного выбора

Теория общественного выбора: «новая политическая эконо­мия». Парадокс голосования (парадокс Кондорсе). Теорема о не­возможности К.Эрроу. Политика, как разновидность рынка. Проти­воречия государственного регулирования.

Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение: мо­дель AD-AS

Классическая модель макроэкономического равновесия. Сово­купный спрос и его структура, эффект процентной ставки, эффект реальных денежных запасов, эффект импортных закупок. Совокуп­ное предложение, модели классиков и кейнсианцев. Макроэконо­мическое равновесие в модели AD-AS.

Тема 6. Кейнсианская модель макроэкономического рав­новесия

Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход–совокупные расходы». Функции потребления и сбережения. Уп­рощенная модель. Автономные инвестиции. Модель «сбережения–инвестиции». Эффект мультипликатора. Инфляционный и дефля­ционный разрывы. Парадокс бережливости.

Тема 7. Рынок денег

Сущность и функции денег. Деньги и денежные агрегаты. Предложение денег, создание денег банковской системой. Депо­зитный и денежный мультипликатор Спрос на деньги, уровень цен. Равновесие на рынке денег.

Тема 8. Совместное равновесие на рынках благ и денег. Модель IS-LM

Условие совместного равновесия. Взаимодействие рынков благ и денег при изменении различных факторов. Последствия эконо­мической активности государства. Функция совокупного спроса.

Тема 9. Экономические циклы

Понятие экономического цикла. Цикл и тренд. Фазы цикла. Теории экономических циклов. Продолжительность экономических циклов. Механизм распространения циклических колебаний. Мо­дель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Монетар­ная концепция экономических циклов. Модель Калдора. Основные принципы государственной стабилизационной политики.

Тема 10. Макроэкономическая нестабильность: безработи­ца и инфляция

Безработица и ее формы. Теория естественной безработицы. Конъюнктурная безработица. Закон Оукена. Инфляция, ее измере­ние и виды. Инфляционные ожидания. Инфляция спроса и инфля­ция издержек. Социально-экономические последствия инфляции.

Взаимосвязь инфляции и безработицы: модель Филлипса.

Антиинфляционная политика государства.

Тема 11. Кредитно-денежная политика

Структура современной денежно-кредитной системы. Основ­ные цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Дискреционная и автоматическая кредитно-денежная политика.

Тема 12. Налоги и их функции в рыночной экономике

Налоги и их виды, принципы налогообложения. Прогрессив­ное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Модель Лаффера.

Тема 13. Налогово-бюджетная политика

Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефи­цит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреци­онная налогово-бюджетная политика. Автоматические, или встроенные, стабилизаторы. Государственный долг и его социаль­но-экономические последствия.

Тема 14. Социальная политика.

Проблема справедливого распределения в рыночной эконо­мике. Личные и располагаемые доходы. Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма эффективности и справедливости.

Тема 15. Экономический рост

Экономический рост и его факторы. Модели экономического роста. Посткейнсианские модели. Производственная функция и исследовании экономического роста. Дезагрегирование факторов экономического роста. Модель экономического роста Р. Солоу.

Тема 16. Макроэкономическое равновесие в открытой эко­номике

Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая эко­номика. Теория сравнительных преимуществ и ее модификации. Теория тарифов и проблема протекционизма в международной тор­говле. Платежный баланс и внешнеэкономическое равновесие. Об­менный курс валюты: номинальный и реальный. Теория паритета покупательной способности. Системы обменного курса валюты. Модель Манделла-Флеминга.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Модель экономического кругооборота и экономические системы.

2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.

3. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики,

4. Научно-технический прогресс – материальная основа формирования отраслевой структуры производства.

5. Теневая экономика, сущность, формы, проблема учета.

6. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

7. Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход – совокупные расходы».

8. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия с учетом всех компонентов автономных расходов.

9. Эффект мультипликатора, инфляционный и дефляционный разрывы, парадокс бережливости.

10. Инвестиционные процесс в экономике.

11. Иностранные инвестиции в экономике России.

12. Деньги в рыночной экономике.

13. Рынок денег и его равновесие.

14. Структура современной кредитно-денежной системы.

15. Финансы, сущность и роль в обеспечении экономического роста.

16. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке.

17. Кредитно-денежная политика, сущность, формы и противо-речия.

18. Экономический цикл, сущность, формы и модели.

19. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики.

20. Роль человека в современной экономике.

21. Инвестиции в человеческий капитал, формы, следствия.

22. Концепции занятости населения.

23. Безработица, сущность, формы, регулирование.

24. Инфляция в рыночной экономике.

25. Антиинфляционная политика государства.

26. Инфляция и безработица.

27. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.

28. Налогово-бюджетная политика государства и ее инструменты.

29. Фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки.

30. Экономический рост, понятие, подходы к анализу.

31. Прямые и косвенные факторы экономического роста.

32. Кейнсианские модели экономического роста.

33. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

34. Социальная политика государства.

35. Доходы населения, их виды, источники формирования. Уровень жизни.

36. Социальная защита населения, формы и модели.

37. Проблемы социально-экономической политики в современной России.

38. Платежный баланс. Макроэкономическая политика и состояние платежного баланса.

39. Валютный курс. Системы валютных курсов.

40. Теории переходной экономики.

41. Закономерности переходной экономики России.

42. Институциональные преобразования в переходной эконо-мике.

43. Приватизация в России: проблемы и перспективы.

44. Проблемы и противоречия экономических реформ в России.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТЕМ

Буква алфавита, с которой начинается фамилия Номера тем Буква алфавита, с которой начинается фамилия Номера тем
А 1, 23 Н 12, 34
Б 2, 24 О 13, 35
В 3, 25 П 14, 36
Г 4, 26 Р 15, 37
Д 5, 27 С 16, 38
Е 6, 28 Т 17, 39
Ж, З 7, 29 У 18, 40
И 8, 30 Ф, Х 19, 41
К 9, 31 Ц, Ч 20, 42
Л 10, 32 Ш, Щ 21, 43
М 11, 33 Э, Ю, Я 22, 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М. : «Дело и сервис», 2006. – 447 с.

2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М. : Интер, 2008. – 285 с.

3. Мэнкью, Н.Грегори. Принципы макроэкономики : Учебник для вузов / Н.Грегори Мэнкью. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2010.– 544 с.

4. Кисилёва, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Кисилёва. – М. : Кнорус, 2008. – 384 с.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика : Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – 8-е изд. – М. : Кнорус, 2006. – 608 с.

6. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, И.П. Гребенников, А.И. Леусский. – М. : Юрайт, 2012. – 686 с.

7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТУ

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Кафедра мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственный бюджет как основной элемент

финансовой системы страны

Исполнитель __________________ студентка группы ДЭК-21

Иванова И.И.

Руководитель __________________ канд. экон. наук, доцент

Петрова П.П.

Владивосток

Приложение 2

Наши рекомендации