Эластичность спроса и предложения
Основные понятия: Микроэкономика и ее методы. Спрос, кривая спроса, функция спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые детерминанты спроса. Эффекты Гиффена, Веблена, информационной асимметрии и ценовых ожиданий. Предложение, кривая предложения, функция предложения, закон предложения, неценовые детерминанты предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит, избыток, выигрыш потребителя и выигрыш производителя, чистый общественный выигрыш. Типы равновесия. Воздействие государства на равновесную цену. Эластичность спроса и предложения: виды и факторы.
2.1. Микроэкономика и методы микроэкономического анализа. Ценообразование на отдельном рынке. Законы спроса и предложения. Эффекты, воздействующие на законы спроса и предложения.
Микроэкономика изучает процесс принятия решений и взаимодействия на рынке фирм и домохозяйств.
Анализ в микроэкономике основан на методологии атомизма, индивидуализма и субъективизма.
Проблема ценообразования одна из важнейших проблем экономической теории, связанная с оценкой и распределением ресурсов и благ.
Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени (рис. 2.1).
В качестве факторов, воздействующих на спрос, выделяют ценовые факторы (зависимость спроса от цены) и неценовые.
Ценовой фактор изменяет только величину спроса, не меняя самой данной функциональной зависимости (идет движение внутри кривой спроса: большей цене соответствует меньшая величина спроса и наоборот).
Неценовые факторы (доходы потребителей, цены на товары-заменители, вкусы и предпочтения, инфляционные ожидания, конкуренция среди покупателей и т.п.) изменяют саму кривую спроса, сдвигая ее вверх (увеличение спроса) или вниз (уменьшение спроса).
Закон спроса сохраняет свое действие при действии всех факторов и гласит, что, чем меньше цена, тем больше товара будет куплено.
Но очень часто рост цен на рынке не сопровождается уменьшением покупаемого товара, обратная зависимость между ценой и спросом не срабатывает. И мы наблюдаем при росте цен увеличение спроса на товар (рис.2.2).
Подобные ситуации объясняются воздействием на закон спроса различных эффектов, которые не нарушают саму суть закона, но определяют условия и причины его нереализации на рынке данного товара в данное время. Можно выделить пять таких эффектов:
1. Эффект (парадокс) Гиффена. Действие этого эффекта основано на относительных изменениях цен при абсолютном их росте. Назван этот эффект по имени экономиста, описавшего его. В Англии 19 века наблюдалась парадоксальная ситуация: рост цен на картофель сопровождался ростом спроса на него. Объяснение подобного поведения потребителей было простым: цены на другие товары были еще выше, поэтому сработал эффект замещения: потребители ушли с рынков более дорогих товаров на рынок более дешевых.
2. Эффект Веблена основан на мотивации престижного, статусного потребления, когда высокая цена на товар свидетельствует о его редкости, недоступности для широких масс и автоматически делает обладателя данного товара избранным потребителем. Рост цены воспринимается на рынках статусных товаров как сигнал к росту потребления.
3. Эффект информационной асимметрии основан на недостатке информации о качестве товара у потребителя, и он вынужден ориентироваться только на цены: высокая цена обозначает для него и высокое качество.
4. Эффект ценовых ожиданий основан на относительном изменении цен во времени. Покупатель, ожидая, что в будущем цены будут расти, увеличивает свое потребление даже при текущем росте цен, так как для него сегодняшние цены все равно меньше, чем будущие. В результате, рост цен на товар сопровождается ростом спроса на него.
5. Эффект роста богатства характерен для товаров, способных служить активами, т.е. сберегать и приумножать вложенные в них деньги. В этом случае рост цен на них воспринимается как сигнал увеличивать их покупку.
Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Аналогично выделяют ценовые и неценовые факторы предложения, изменяющие величину предложения и само предложение.
К неценовым факторам предложения относят цены на экономические ресурсы, воздействие налогов и субсидий, изменения технологии, конкуренцию среди продавцов.
Закон предложения устанавливает прямую зависимость между ростом цен и ростом предложенного на рынок товара.
В зависимости от временного периода и действия технологических законов характер кривой предложения может меняться.
1. Мгновенный период, который представляет собой некий текущий слепок рынка, при этом все факторы производства рассматриваются как фиксированные. В результате неизменности факторов производства, предложение также становится фиксированным, несмотря на изменения цен (Рис.2.3). Если же товар способен храниться с минимальными издержками, то предложение может вырасти с ростом цен за счет продажи товара со складов.
2. Короткий период, который характеризуется неизменностью постоянных ресурсов (оборудования, производственных зданий) и изменением переменных ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы). В результате, до некоторого объема производства (Qmax на Рис. 2.4) предложение может расти, но затем постоянный ресурс исчерпывается (все станки полностью задействованы) и рост производства становится невозможным - предложение товара становится неизменным несмотря на рост цен.
3. Длительный период, в котором все факторы производства могут изменяться (появляются новые станки, строятся новые производственные здания, нанимается рабочая сила, закупается сырье и материалы). При этом характер предложения может иметь несколько разновидностей:
а) стабильное предложение (Рис.2.5), обусловленное действием закона пропорциональной отдачи, т.е. с ростом объемов производства издержки на единицу выпускаемой продукции не изменяются, и продавец может увеличивать выпуск при одной и той же цене. Подобная ситуация достаточно редка, поскольку в долгосрочном периоде стабильность условий производства обеспечить сложно. Как возможный пример может выступать ситуация с удержанием цен фирмами-олигополистами, которые стабилизируют рынок, контролируя свои издержки.
б) предложение при возрастающих затратах (Рис.2.6) возникает благодаря действию закона возрастающих затрат, который гласит, что, начиная с некоторого объема производства, на производство одной дополнительной единицы продукции требуется все большее количество ресурса (из-за исчерпания подходящих для производства данной продукции ресурсов). Таким образом, затратность производимой продукции растет и требует для увеличения объемов производства соответствующего роста цен.
в) предложение при убывающих затратах (Рис.2.7) возможно как результат применения ресурсосберегающих технологий или роста масштабов производства, позволяющее уменьшать издержки на дополнительно выпускаемую единицу продукции.