Порядок контроля и приемки системы
6.1. Виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
6.2. Общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
6.3. Статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная)
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ К ВВОДУ СИСТЕМЫ В ДЕЙСТВИЕ
7.1.Приведение поступающей в систему информации (в соответствии с требованиями к информационному и лингвистическому обеспечению) к виду, пригодному для обработки с помощью ЭВМ;
7.2. Изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
7.3. Создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ;
7.4. Создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб;
7.5. Сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ
8.1. Согласованный разработчиком и Заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, соответствующих требованиям ГОСТ 34.201 и НТД отрасли заказчика;
8.2. Перечень документов, выпускаемых на машинных носителях; требования к микрофильмированию документации;
8.3. Требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД;
8.4. При отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.
9. Источники разработки документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.
10. ПРИЛОЖЕНИЯ
10.1 Расчет ожидаемой эффективности системы;
10.2 Оценку научно-технического уровня системы.
Приложение 4. ГОСТ 24.202-80. Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование создания АСУ»ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее – создания АСУ).
1.2. Документ ТЭО АСУ разрабатывают как самостоятельный документ при создании АСУ на действующих или реконструируемых (реорганизуемых) объектах или как раздел в составе ТЭО на проектирование и строительство объекта.
1.3. В зависимости от назначения и специфических особенностей создаваемых АСУ допускается включать в документ ТЭО АСУ дополнительные разделы, требования к содержанию которых не установлены настоящим стандартом.
1.4. Для вновь проектируемых и строящихся объектов управления исходные данные, необходимые для написания разделов и подразделов документа ТЭО АСУ, определяют на основе анализа объектов-аналогов.
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЭО АСУ.
2.1. Документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:
· введение;
· характеристика объекта и существующей системы управления;
· цели, критерии и ограничения создания АСУ;
· функции и задачи создаваемой АСУ;
· ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
· выводы и предложения.
(Измененная редакция, Изм № 1).
2.2. «Введение» должно содержать следующие сведения по технико-экономическому обоснованию создания АСУ:
· основание для проведения работ;
· наименование организации-заказчика;
· наименование организаций — участников работ;
· сроки начала и окончания работ;
· источники, объемы, порядок финансирования работ;
· перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО.
2.3. Раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:
· общую характеристику объекта;
· характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта;
· характеристику существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры;
· характеристику функций управления, используемых методов и средств управления;
· перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т. д.);
· оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
· характеристику готовности объекта к созданию АСУ.
Примечание. Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.
2.4. Раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:
· формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ;
· характеристику ограничений по созданию АСУ.
Примечание. Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения значении соответствующих показателей.
2.5. Раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:
· обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения;
· требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
· дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.6. Раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:
· перечень основных источников экономической эффективности получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных ресурсов, улучшение качества продукции, повышение производительности труда и т. д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
· оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
· ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.
Примечание. В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.
2.7. Раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:
· выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
· предложения по совершенствованию организации и управления;
· рекомендации по созданию АСУ.
Примечание. Подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» включают в раздел только при положительном решении вопроса о создании АСУ.
2.7.1. Подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:
· сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
· принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).
2.7.2. Подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:
· по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
· по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т. д.
Примечание. Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.
2.7.3. Подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:
· по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
· по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
· по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
· по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
· по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
· по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
· по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
· по обеспечению производственных условий создания АСУ;
· другие рекомендации по созданию АСУ.