Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 35 страницы, 3 рис., 5 таблиц, 7 использованных
источников
ПОДШИПНИК, ШПОНКА, ДОПУСК, ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ, КОСВЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ, СЕРТИФИКАТ.
Цель работы: научиться определять предельные отклонения, предельные размеры, допуски и посадки гладких цилиндрических, шпоночных, шлицевых и резьбовых соединений; выполнить расчеты размерных цепей; научиться обозначать на чертежах и эскизах допуски и посадки; уметь выбирать универсальные средства для контроля размеров деталей; освоить выполнение расчетов предельных и исполнительных размеров гладких рабочих предельных калибров для контроля валов и отверстий. Метод выполнения работы состоит в решении задач индивидуального задания с использованием таблиц и ГОСТов, ЕСДП и других нормативных документов, сведенных в приложениях. Результатом выполнения работы являются: найденные величины предельных
отклонений, предельных размеров, допусков, видов и параметров посадок
различных соединений; построенные схемы расположения полей допусков,
выбранные универсальные средства для контроля размеров деталей, входящих в соединения; выполненные эскизы и чертежи различных соединений и деталей с указанием шероховатости поверхностей и параметров отклонений формы;
выполненный расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….…..……..4
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ……………..…………………………….……6
1.1 Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения………………………………………… ….6
1.2 Выбор посадок шпоночного соединения…………………… ..8
2 МЕТРОЛОГИЯ.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ ….14
2.1 Обработка результатов прямых измерений…………………… 14
2.2 Обработка результата косвенных измерений………….…….18
3 СЕРТИФИКАЦИЯ.…………………….…………………………… . 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………....… . .35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………..………...…………36
ВВЕДЕНИЕ
Метрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важнейшего аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Успех бизнеса определяется качеством продукции и услуг. Качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующихся на триаде – метрология, стандартизация и сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных технических регламентов, так и рекомендуемых требований стандартов. В этом смысле нормативный документ приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технологические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.
Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов – надо подкреплять выпуск товара и оказания услуг сертификатом безопасности или качества.
Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Метрология, стандартизация и сертификация становятся теми инструмен-
тами, использование которых позволяет производителю обеспечить качество выпускаемой продукции, работ и услуг, конкурентоспособность и эффективность производства.
Очень строго стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Целью курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» является приобретение знаний, умений и навыков:
- по обработке результатов прямых и косвенных измерений различных электроэнергетических величин и показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции (раздел по метрологии);
- по расчету предельных размеров, допусков, зазоров и натягов в соединениях при различных видах посадок, имеющих место при сборке электротехнических изделий (раздел по стандартизации);
- по экономическим расчетам в области аккредитации (раздел по сертификации).
СТАНДАРТИЗАЦИЯ.
РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ, СОПРЯГАЕМЫХ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ
Для узла, изображенного на рисунке, рассчитать и выбрать посадки для деталей, сопрягаемых с подшипниками и деталей шпоночного соединения.
Таблица 1
Номер подшипника | Радиальная нагрузка, кН | Диаметр вала | Конструкция шпонки |
dпод-0 | сегментная |
1) Определение конструктивных размеров заданного подшипника качения.
Конструктивные размеры подшипника (D, d, Bк, r) определяются по его номеру в соответствии с ГОСТ 8338-85 /4/.
Таблица 2 Характеристика подшипника
Характеристики подшипника 308 | |||
Параметр | Обозначение | Значение | Единицы |
Внутренний диаметр подшипника | d | мм | |
Наружный диаметр подшипника | D | мм | |
Ширина подшипника | В | мм | |
Радиус монтажной фаски подшипника | r | 2,5 | мм |
Статическая грузоподъемность | C0 | Н | |
Динамическая грузоподъемность | C | Н | |
Масса подшипника | M | 0,625 | кг |
Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника - 6 кН;
2) Обоснование характера нагрузки подшипника.
Направление воспринимаемых нагрузок – радиальное и осевое в обе стороны. Осевое – до 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Могут работать под осевыми нагрузками при высокой частоте вращения. При нагрузке с сильными ударами, перегрузка до 300%.
3) Установление вида нагружения колец подшипника.
По чертежу узла определяем вид нагружения колец. В данном узле вращается вал, поэтому внутренне кольцо воспринимает радиальную нагрузку Р последовательно всей окружностью дорожки качения, т. е. имеет циркуляционное нагружение. Внешнее кольцо подшипника воспринимает радиальную нагрузку лишь ограниченным участком окружности дорожки качения, т. е. имеет местное нагружение.
4) Расчет и выбор посадки подшипника на вал и в корпус.
Определяем для циркуляционно нагруженного кольца (в нашем случае для внешнего) интенсивность радиальной нагрузки по формуле (3.1):
, (3.1)
где R – радиальная нагрузка, кН;
В – рабочая ширина кольца подшипника, В = (Вк - 2·r)∙n , мм;
Вк – конструктивная ширина подшипника, мм;
r – радиус закругления или координата фаски, мм;
Кn – динамический коэффициент посадки. Кn = 1-1,8.
F – коэффициент неравномерности распределения интенсивности нагрузки между рядами роликов в двухрядных подшипниках. При отсутствии осевой нагрузки F =1.
n – количество подшипников на первой опоре;
FA – коэффициент неравномерности распределения интенсивности нагрузки между рядами роликов в двухрядных подшипниках, при отсутствии осевой нагрузки FA =1
кН/м
При кН/м и d = 40 мм поле допуска вала к6. Условное обозначение соединения «внутренние кольца подшипника – вал» - для циркулярного нагруженного кольца (таблица П.19/4).
где L0–поле допуска внутреннего кольца подшипника нулевого класса точности.
При местном виде нагружения поле допуска корпуса для D=90 мм – H7. Условное обозначение соединения «корпус – наружное кольцо подшипника - (таблица П20/4)
где l0 – поле допуска наружного кольца подшипника нулевого класса точности.
5) Построение в условном масштабе схем полей допусков для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник-вал»
а)
б)
Рисунок 1 Схема расположения полей допусков соединений: а - поле допуска для посадки Ø 40L0/к6, б – поле допуска для посадки Ø 90Н7/l0