Ббк 65.290-80я73

ISBN 5-238-00106-1 © Г.Д. Крылова, 1999 © 000 "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Предисловие ко второму изданию

Нестабильность экономической ситуации в России, со­пряженная как с политическими факторами, так и с труд­ным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассмат­риваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений, необходимо совершен­ствование национальной экономики с учетом мировых дос­тижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сер­тификации во многом предопределило те трудности, кото­рые испытывают отечественные предприятия в условиях со­временной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между пер­вым и вторым изданием книги мероприятия по совершен­ствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечест­венных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.

Принята новая концепция стандартизации, которая, бу­дучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени при­близит Россию к возможности вступления в ВТО. Пере­смотрены основные аспекты и правила сертификации, оп­ределившие коренное изменение правовых основ этой про­цедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весо­мость декларация о соответствии, заменяющая сертифика­цию третьей стороной.

Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к приня­тию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сер­тификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже име­ет сертификат соответствия, будут подтверждать его по но­вым требованиям, а организациям, еще не сертифициро­вавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового по­коления.

Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился меж­дународный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.

* Total Quality Management", см. гл. 6.

**Social Accountability 8000”.

Некоторые актуальные области стандартизации и серти­фикации, обсуждаемые в первом издании, значительно про­двинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.

Предисловие

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «пра­вила игры». Международное сотрудничество по любым на­правлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписыва­лись в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандар­тизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обес­печении единства измерений» создали необходимую право­вую базу для внесения существенных новшеств в организа­цию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отече­ственные условия невозможно, но специалистам необходи­мо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых про­грессивных решений, позволяющих производить продук­цию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников произ­водственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специали­стов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознанно и цивилизованно могут ис­пользовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурен­тоспособности товара.

Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием ука­занного выше Закона «Об обеспечении единства измере­ний» в России начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к за­конодательному. Вместе с тем этот закон позволяет сохра­нить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это вы­ражается прежде всего в том, что теперь в России действуют не только государственные метрологические организации, но и службы юридических лиц, а также коммерческие мет­рологические службы.

Введение «Основ стандартизации, сертификации, метро­логии» в число изучаемых дисциплин в вузах и на факульте­тах коммерческого профиля еще раз доказывает необходи­мость таких знаний современным специалистам.

Учебник состоит из трех частей.

В первой части — «Основы стандартизации», которая включает разделы I-III, главы 1-13, представлены право­вые, организационные и методические основы стандарти­зации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведе­ниях в российскую систему стандартизации, ее гармониза­ции с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отечествен­ных фирм и предприятий, эффективности участия в регио­нальных и международных организациях по стандартизации и применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в достаточно различных областях, чтобы дать представление о широте ее распространения и необходимо­сти применения как для повышения эффективности дея­тельности, так и для достижения более высокой конкурен­тоспособности на внутреннем и внешних рынках и взаимо­понимания с зарубежными партнерами и контрагентами.

Вторая часть — «Основы сертификации» — состоит из разделов IV-VII, глав 14-25, которые посвящены организа­ционно-методическим и правовым принципам сертифика­ции в России и в зарубежных странах, а также деятельности международных и региональных организаций в этой облас­ти. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы ак­кредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Рассматривается также создание в России системы аккредитации, гармонизованной с международными правилами. Отдельные главы посвяще­ны актуальным областям сертификации: импортируемым и экспортируемым товарам, системам обеспечения качества у изготовителя, в сфере услуг, в области защиты окружающей среды и др.

В третьей части — «Основы метрологии», состоящей из разделов VIII-X, глав 27-33, рассматриваются законода­тельные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения един­ства измерений в международных торгово-экономических и научно-технических связях. Освещается деятельность в зарубежных странах по метрологии, а также метрологических организаций регионального и международного уровней.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрыв­но связаны между собой, поэтому изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупно­сти для становления рыночной экономики в стране, разви­тия внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к международным системам сертификации и вступления во Всемирную торго­вую организацию (ВТО), что положительно скажется непо­средственно на экспортной деятельности предприятий (фирм).

Для того чтобы не только вооружить студента теоретиче­скими знаниями, но и привить ему практические навыки, в учебник включены вопросы для обсуждения, вопросы для тестирования и ситуационные задачи. Ситуационная задача — это не математическая задача, которая имеет определен­ный ответ или единственное решение. Ситуационные задачи призваны активизировать аудиторию, стимулировать дискус­сию, мобилизовать студентов на использование всех полу­ченных знаний (в том числе и по другим изучаемым пред­метам), проявить творческий подход. Они развивают интуи­цию — весьма полезное качество для будущих специалистов коммерческой сферы, равно как и других областей деятель­ности.

Учебник содержит приложения, которые могут оказаться полезными не только в качестве иллюстрации, но и для прак­тических занятий, а также для выполнения студентами опре­деленных учебных заданий.

Наши рекомендации