Ббк 65.290-80я73
ISBN 5-238-00106-1 | © Г.Д. Крылова, 1999 © 000 "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства |
Предисловие ко второму изданию
Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими факторами, так и с трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассматриваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между первым и вторым изданием книги мероприятия по совершенствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечественных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.
Принята новая концепция стандартизации, которая, будучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени приблизит Россию к возможности вступления в ВТО. Пересмотрены основные аспекты и правила сертификации, определившие коренное изменение правовых основ этой процедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весомость декларация о соответствии, заменяющая сертификацию третьей стороной.
Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к принятию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сертификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже имеет сертификат соответствия, будут подтверждать его по новым требованиям, а организациям, еще не сертифицировавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового поколения.
Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился международный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.
* Total Quality Management", см. гл. 6.
** “Social Accountability 8000”.
Некоторые актуальные области стандартизации и сертификации, обсуждаемые в первом издании, значительно продвинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.
Предисловие
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознанно и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием указанного выше Закона «Об обеспечении единства измерений» в России начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот закон позволяет сохранить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это выражается прежде всего в том, что теперь в России действуют не только государственные метрологические организации, но и службы юридических лиц, а также коммерческие метрологические службы.
Введение «Основ стандартизации, сертификации, метрологии» в число изучаемых дисциплин в вузах и на факультетах коммерческого профиля еще раз доказывает необходимость таких знаний современным специалистам.
Учебник состоит из трех частей.
В первой части — «Основы стандартизации», которая включает разделы I-III, главы 1-13, представлены правовые, организационные и методические основы стандартизации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведениях в российскую систему стандартизации, ее гармонизации с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отечественных фирм и предприятий, эффективности участия в региональных и международных организациях по стандартизации и применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в достаточно различных областях, чтобы дать представление о широте ее распространения и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами.
Вторая часть — «Основы сертификации» — состоит из разделов IV-VII, глав 14-25, которые посвящены организационно-методическим и правовым принципам сертификации в России и в зарубежных странах, а также деятельности международных и региональных организаций в этой области. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Рассматривается также создание в России системы аккредитации, гармонизованной с международными правилами. Отдельные главы посвящены актуальным областям сертификации: импортируемым и экспортируемым товарам, системам обеспечения качества у изготовителя, в сфере услуг, в области защиты окружающей среды и др.
В третьей части — «Основы метрологии», состоящей из разделов VIII-X, глав 27-33, рассматриваются законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных торгово-экономических и научно-технических связях. Освещается деятельность в зарубежных странах по метрологии, а также метрологических организаций регионального и международного уровней.
Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к международным системам сертификации и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), что положительно скажется непосредственно на экспортной деятельности предприятий (фирм).
Для того чтобы не только вооружить студента теоретическими знаниями, но и привить ему практические навыки, в учебник включены вопросы для обсуждения, вопросы для тестирования и ситуационные задачи. Ситуационная задача — это не математическая задача, которая имеет определенный ответ или единственное решение. Ситуационные задачи призваны активизировать аудиторию, стимулировать дискуссию, мобилизовать студентов на использование всех полученных знаний (в том числе и по другим изучаемым предметам), проявить творческий подход. Они развивают интуицию — весьма полезное качество для будущих специалистов коммерческой сферы, равно как и других областей деятельности.
Учебник содержит приложения, которые могут оказаться полезными не только в качестве иллюстрации, но и для практических занятий, а также для выполнения студентами определенных учебных заданий.