Балансовые соотношения в системе ЖОК
В настоящем подразделе анализируется соотношения между основными макроэкономическими характеристиками на основе балансовых соотношений. За основу взята известная схема Макконнелла и Брю [6] с данными по США за 1988 г. Анализ проведен по методологии ЖОК. Он позволил вскрыть два балансовых нарушения в схеме Макконнелла и Брю для блоков “государство” и “бизнес” и предложить способ восстановления корректности схемы путем введения двух дополнительных блоков. Установлены отличия схемы Макконнелла и Брю от используемых в методологии ЖОК, в частности, наличие двух противоположно направленных финансовых потока, соединяющих два блока. После устранения (суммирования) подобных потоков на основе количественных данных схемы Макконнелла и Брю построена модель “ВНП“ в соответствии с методологией ЖОК.
Далее кратко рассмотрены возможные перспективные направления математико-компьютерного развития системы ЖОК, в частности, применение аппарата нечетких множеств, осуществление синтеза с количественными эконометрическими моделями, организация автоматизированного изучения устойчивости выводов по отношению к малым отклонениям начальных данных и матрицы взаимовлияний.
Модели балансового типа в системе ЖОК. Методология компьютерного моделирования взаимовлияния факторов ЖОК ориентирована на использование экспертных оценок непосредственных влияний факторов. Однако она может быть успешно применена и для построения и анализа моделей балансового типа, в которых непосредственные влияния факторов описываются количественным образом.
В качестве примера возьмем классическую систему макроэкономических характеристик (в соответствии с классической монографией К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю [6, с.136-145]). Основная схема на с.144 не может быть непосредственно использована, поскольку в ней два блока могут быть связаны финансовыми потоками, идущими в противоположных направлениях (например, государство изымает из личных доходов индивидуальные налоги, но при этом направляет в личные доходы трансфертные платежи). Кроме того, часть информации на указанной схеме приведена не при описании макроэкономических характеристик, а при рассмотрении финансовых потоков.
Поэтому классическая схема была переделана в соответствии с методологией ЖОК. Результат представлен на схеме 3 ниже. При этом выявилась необходимость дополнить систему характеристик Макконнелла и Брю двумя новыми, обеспечивающими выполнение балансовых соотношений для блоков “государство” и “бизнес”. Все характеристики и блоки схемы 3 снабжены в качестве примеров численными значениями, соответствующими хозяйственной деятельности США за 1988 г. [6, с.136-145].
Однако в схеме 3 имеется ряд блоков, имеющих один вход и один выход. Естественно упростить схему, “убрав” такие блоки. В результате получена схема 4. Она уже не может удовлетворять балансовым соотношениям (сумма входов равна сумме выходов для каждого блока), поскольку при ее построении было проведено объединение всех финансовых потоков, непосредственно соединяющих те или иные два блока. Схема 2 дополнена относительными величинами, показывающими доли финансовых потоков, направленных из одного блока в другой. Их можно рассматривать как коэффициенты непосредственного влияния в исходной методологии ЖОК. Однако поскольку они получены из количественных значений, приводим два знака после запятой, а не один, как в исходных моделях типа ЖОК.
Основные макроэкономические характеристики.Содержание основных макроэкономических величин будет раскрыто ниже через соотношения между ними.
1. | Государство (как хозяйствующий субъект) |
2. | Валовой национальный продукт |
3. | Чистый национальный продукт |
4. | Национальный доход |
5. | Чистый доход домохозяйств (после уплаты налогов) |
6. | Чистый экспорт (экспорт - импорт) |
7. | Бизнес (как объединение хозяйствующих субъектов) |
8. | Другие источники финансирования государства (дополнительная характеристика по сравнению со схемой Макконнелла и Брю) |
9. | Накопления бизнеса (дополнительная характеристика по сравнению со схемой Макконнелла и Брю) |
10. | Государственные закупки товаров и услуг |
11. | Трансфертные платежи |
12. | Инвестиции бизнеса |
13. | Амортизационные отчисления |
14. | Нераспределенные доходы корпораций |
15. | Косвенные налоги на бизнес |
16. | Налоги на прибыли корпораций |
17. | Взносы на социальное страхование |
18. | Индивидуальные налоги |
19. | Личный доход: заработная плата, рента, процент, дивиденды |
20. | Личные сбережения |
21. | Личные потребительские расходы |
Соотношения основных макроэкономических величин.Раскроем содержание и приведем количественные данные для основных макроэкономических характеристик.
В 1988 г. валовой национальный продукт (ВНП) США составлял 4862 миллиарда долларов. В дальнейшем указания на единицу измерения (миллиард долларов) будем опускать. Основные хозяйствующие субъекты - это государство, бизнес и домохозяйства (семьи, конечные потребители).
Будем выписывать соотношения между макроэкономическими характеристиками, а строкой ниже - соответствующие балансовые соотношения (в миллиардах долларов).
Как известно,
ВНП = (чистый национальный продукт) + (амортизационные отчисления),
4862 = 4357 + 505.
Следовательно, ВНП отражает не только результат работы страны за год - на 10% он состоит из результатов труда предыдущих лет, перенесенных на продукты и услуги, выпущенные в данном году. Прошлый труд учитывается с помощью амортизационных отчислений.
По определению,
(чистый национальный продукт) = (национальный доход) +
+ (косвенные налоги на бизнес),
в количественном отношении -
4357 = 3964 + 393.
Косвенные налоги на бизнес - это прежде всего акцизы на алкогольную и табачную продукцию, бензин, драгоценности, дорогие автомашины и т.п. Государство собирает косвенные налоги на бизнес, ничего не предоставляя взамен (бремя налогов делят между собой потребители и производители).
Поскольку составляющей (косвенные налоги на бизнес) не соответствует производство реальных товаров и услуг, вполне естественно ее исключить. Наиболее естественной характеристикой результатов работы страны за год является национальный доход, составляющий лишь 81,5% от ВНП.
По определению,
(национальный доход) = (личный доход (без трансфертов): зарплата, рента, процент, дивиденды) + (взносы на социальное страхование) +
(налоги на прибыли корпораций) + (нераспределенные доходы корпораций),
3964 = 3295 + 445 + 145 + 79.
К личному доходу добавляются трансфертные платежи (пенсии, пособия и др.) со стороны государства в размере 768 миллиардов долларов. В рассматриваемом месте схемы наблюдаем круговое замыкание финансовых потоков - часть национального дохода идет на налоги, поступающие государству, а часть - в личный доход граждан, куда также поступают трансферты от государства:
(личный доход: зарплата, рента, процент, дивиденды) =
= (личный доход (без трансфертов): зарплата, рента, процент, дивиденды) + (трансфертные платежи),
4063 = 3295 + 768.
С точки зрения сбалансированности бюджета государства настораживает тот факт, что национальный доход (3064) оказывается меньше личного дохода (4063), поскольку часть национального дохода - это нераспределенные доходы корпораций (79), которые никак нельзя отнести к личному доходу.
Примечание.К трансфертным платежам относятся
(1) выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, пособия по безработице, основанные на социальных программах;
(2) выплаты по вспомоществованию;
(3) разнообразные выплаты ветеранам, например, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности;
(4) выплаты частных пенсий и пособий по безработице и вспомоществованию;
(5) процентные платежи, выплачиваемые правительством и потребителями [6,с.143].
Ясно, что
(личный доход: зарплата, рента, процент, дивиденды) =
= (индивидуальные налоги) + (чистый доход домохозяйств),
4063 = 590 + 3437.
Следовательно, средняя ставка индивидуальных налогов составляет 14,5%.
Очевидно,
(чистый доход домохозяйств) = (личные сбережения) +
+ (личные потребительские расходы),
3437 = 211 + 3226.
В кейнсианской макроэкономике большое значение имеет склонность к сбережению. Для США 1988 г. этот коэффициент равен 6,1%.
Основное соотношение для ВНП имеет вид:
ВНП = (личные потребительские расходы) + (государственные закупки товаров и услуг) + (инвестиции бизнеса) + (чистый экспорт),
4862 = 3226 + 964 + 765 - 93.
Заслуживает анализа хозяйственная деятельность государства (второе слагаемое в последней формуле для ВНП) и бизнеса (третье слагаемое в той же формуле).
Хозяйственная деятельность государства и бизнеса.Как видно из схемы 1, доходы государства складываются из следующих источников:
(доходы государства) = (косвенные налоги на бизнес) +
+ (налоги на прибыли корпораций) + (взносы на социальное страхование) + (индивидуальные налоги),
1573 = 393 + 145 + 445 + 590.
Согласно той же схеме, расходы государства таковы:
(расходы государства) = (государственные закупки товаров и услуг) + (трансфертные платежи),
1732= 964 + 768.
Следовательно, расходы государства превышают его доходы на 159 миллиардов долларов. Этот факт никак не разъясняется в [6].
Одно из возможных разъяснений может состоять в том, что отдельные разделы монографии Макконнелла и Брю не соответствуют друг другу, Так, проведенные выше расуждения исходили из схемы на с.144, на которой финансовый поток (трансфертные платежи) ведет от блока (государство) к блоку (личный доход). Однако на с.143 той же книги подробно разъясняется понятие “трансфертные платежи” (это разъяснение мы процитировали выше), и из сказанного там ясно, что трансфертные платежи осуществляют не только государство.
Естественно выбрать другой путь - ввести специальный блок (другие источники финансирования государства) с наполнением в 159 миллиардов долларов. К “другим источникам” могут относиться доходы от государственных предприятий, от внешнеэкономической деятельности государства, от эмиссии наличности и ценных бумаг и т.д.
Перейдем к рассмотрению блока (бизнес). Согласно [6]
(доходы бизнеса) = (амортизационные отчисления)
+ (нераспределенные доходы корпораций) + (личные сбережения),
795 = 505 + 79 + 211,
в то время как
(расходы бизнеса) = (инвестиции бизнеса, включаемые в ВНП) = 765.
Итак, доходы бизнеса превышают его расходы на 30 миллиардов долларов. Этот факт никак не разъясняется в [6]. Одно из объяснений может состоять в некоторой условности отнесения личных сбережений к доходам бизнеса, с помощью которых он осуществляет инвестиции. Обычно считается, что личные сбережения хранятся в банках, а банки из этих средств выдают кредиты бизнесу. Однако очевидно, что некоторая часть поступивших в банк средств должна использоваться для обеспечения бесперебойной работы банка (с помощью государственной резервной системы, т.е. храниться в качестве резерва в центральном банке, а не выдаваться бизнесу в кредит). Кроме того, часть кредитов может быть не связана с инвестициями (хотя согласно [6] строительство частных домов учитывается в блоке (инвестиции бизнеса), но кредиты частным лицам не сводятся к кредитованию строительства).
Пойдем другим путем - введем специальный блок (накопления бизнеса) с наполнением в 30 миллиардов долларов. Можно считать, что эти накопления выражены в денежной форме и в форме ценных бумаг, но не в виде материальных инвестиций, как в блоке (инвестиции бизнеса).