Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
· неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
· нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
· неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
· ошибочное сравнение объектов, неверная классификация по группам на основании существенных признаков;
· незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
· неумение выполнить рисунок, схёму, правильно заполнить таблицу, подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
· ошибочная постановка опыта, приводящая к неправильному результату;
· неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение при показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
· преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
· неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы;
· отсутствие обозначений и подписей;
· отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не влекущие неправильного результата;
· неточности в определении назначения прибора, способность применить его только после наводящих вопросов;
· неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") ‒ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения материла,
"4" ("хорошо") ‒ уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение собственного отношения к предмету обсуждения, Наличие 2 ‒ 3 ошибок или 4 ‒ 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
"3" ("удовлетворительно") ‒ достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 ‒ 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ‒ 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
"2" ("плохо") ‒уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5,ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики изложения, материала; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка ‒ краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Такая форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач, Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.