Классификация предпринимательской деятельности
1.Виды предпринимательства по субъектам предпринимательской деятельности:
- Предпринимательская деятельность физических лиц
- Предпринимательская деятельность юридических лиц.
Предпринимательская деятельность физических лиц- деятельность гражданина от своего имени и под личную ответственность. В соответствии с действующим законодательством ст.23 ГК РФ: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус индивидуального предпринимателя он приобретает с момента государственной регистрации в этом качестве и внесения в соответствующий реестр.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
2. Виды предпринимательства по сфере деятельности:
-производственное предпринимательство;
-коммерческое предпринимательство;
-финансовое предпринимательство;
-консультативное предпринимательство.
Производственное предпринимательство - процесс производства конкретных товаров, осуществления работ, оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям).
Производственное предпринимательство - ведущий вид предпринимательства, включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.
Сильные стороны производственного предпринимательства: имеет наибольшее общественное значение, пользуется значительной государственной поддержкой, необходимой для своего развития.
Слабые стороны производственного предпринимательства: зависит от уровня развития рыночной экономики; подвергается значительному государственному регулированию в форме лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. ;высокий риск; невысокий уровень рентабельности; значительная величина первоначального капитала.
Коммерческое предпринимательство– вид предпринимательства, включающий операции и сделки по купле-продаже товаров (перепродаже товаров и услуг).
Этапы коммерческого предпринимательства:
-наём работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупка товара);
-приобретение или наём помещений, складов для хранения и реализации товара;
-закупка товаров для последующей продажи;
-привлечение кредитов для финансирования сделок;
-получение и оплата услуг сторонних организаций;
-получение или приобретения информации, которая требуется для планирования, оформления и регулирования сделок;
-реализация товаров и получение выручки.
Сильные стороны коммерческого предпринимательства: высокая рентабельность; быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала; относительно невысокий риск; относительная простота самих операций.
Слабые стороны коммерческого предпринимательства: высокая зависимость от уровня развития производства и профессиональных качеств персонала; незначительная государственная регламентация.
Финансовое предпринимательство- разновидность коммерческого предпринимательства, но объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли.Сфера деятельности денежное обращение и кредит.
Сильные стороны финансового предпринимательства: гибкость и мобильность; быстрота создания, способность быстро аккумулировать ресурсы; относительная простота самих операций.
Слабые стороны финансового предпринимательства: высокая зависимость от состояния национальной экономики и профессиональных качеств персонала; значительная государственная регламентация; невысокий уровень рентабельности; необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности.
Консультационное предпринимательство –предпринимательство в сфере деловых услуг. Сущность данного вида предпринимательства заключается в том, что определенные лица – консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетентности.
3. Виды предпринимательства по формам собственности
-Частное предпринимательство (негосударственное) - имуществом пользуются и распоряжаются отдельные граждане (физические лица) или группы граждан ( юридические лица).
-Государственное предпринимательство - имущество, принадлежащее РФ, а также субъектам РФ,. Складывается из 2 частей: одна закрепляется за гос. предприятиями и учреждениями; 2 часть- нераспределённое имущество или казна (основной частью казны являются средства бюджета РФ).
-Муниципальное предпринимательство - имущество городов, посёлков. Представлено объектами, обеспечивающим и повседневную жизнь местного населения, которую по разным причинам решено не передавать в частную собственность(школы, системы энерго- и водоснабжения, коммунальные службы, социальные объекты).
-Другие виды (предприятие общественной организации религиозной организации, различных объединений и фондов). Главная особенность этой формы-собственники могут использовать приобретённое ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
4. Виды предпринимательства по масштабам производства и численности:
-Малое предпринимательство
-Среднее предпринимательство
-Крупное предпринимательство
Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности.
Малое предпринимательство - сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Сильные стороны: гибкость, быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры; более высокая рентабельность по сравнению с крупным предпринимательством; государственная поддержка. Слабые стороны: высокорискованный характер; интуитивный характер и неспециализированное управление; недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям научно-технического прогресса.
Среднее предпринимательство занимает промежуточное положение между малым и крупным предпринимательством, находящимися на разных полюсах экономики и играет чрезвычайно важную роль. Небольшой размер малых предприятий, неустойчивость и высокая рискованность не позволяют им устанавливать устойчивые связи с крупным предпринимательством напрямую. Среднее предпринимательство выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым предпринимательством, между малым предпринимательством и государством.
Крупное предпринимательство – составляет основу производственного потенциала экономически развитых стран и создаёт большую часть их ВНП. Благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Сильные стороны крупных предприятий:способны активно изменять внешнюю среду предпринимательства; являются носителями НТП; накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства; обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства; достаточно устойчивы. Слабые стороны: снижение стимулов к росту эффективности производства; возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП; падение эффективности управления с ростом объема предприятия; негибкость, возможность потери контакта с потребителем.
5. Виды предпринимательства в зависимости от основной цели:
-коммерческое предпринимательство;
-некоммерческое предпринимательство.
Коммерческое предпринимательство осуществляют организации преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческое предпринимательство осуществляют организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Лекция 4.