Выбор транспортных средств для перевозки товаров

Организация снабжения населения товарами народного потребления невозможна без непрерывного перемещения товаров из районов про­изводства в пункты потребления, без доставки товаров со складов про­мышленных предприятий, оптовых и розничных торговых организа­ций в магазины.

Для перемещения товаров используют все виды транспорта (кроме трубопроводного): железнодорожный, автомобильный, водный, воз­душный, а также гужевой (последний используется, как правило, в сель­ской местности).

Эффективное использование транспортных средств, применяемых для перевозок товаров народного потребления, обеспечивается четкой организацией транспортно-экспедиционных операций в сфере торгов­ли. Эти операции включают: выбор транспортных средств, обеспечение их своевременной подачи к местам погрузки; подготовку товаров к пе­ревозке (упаковка, затаривание, маркировка, комплектование партий); погрузку на транспортные средства; формирование транспортных до­кументов; оплату транспортных расходов; приемку доставляемых гру­зов. При выборе вида транспорта учитывают сроки и стоимос iт. достав­ки. Наиболее дорогим видом транспорта является авиационный. Его целесообразно использовать для доставки ранних фруктов, овощей, цветов из южных районов страны, а также для перевозки других това­ров в труднодоступные районы.

Своевременная подача транспортных средств к местам погрузки обеспечивается заключением договоров с транспортными организа­циями и подачей заявок. Подготовка товаров к перевозке должна со-


Глава 13. Транспортно-экспедиционные операции

ответствовать требованиям стандартов и технических условий. Во из­бежание простоя транспортных средств под погрузкой сверх установ­ленных сроков к моменту их прибытия должны быть обеспечены рабо­чая сила и механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Отправка товаров любым видом транспорта оформляется специ­альными документами, сопровождающими груз в пути. На основе этих документов оплачиваются и услуги транспорта.

В общем грузообороте страны (по показателю «тонно-километр») железнодорожный транспорт занимает свыше 65%, автомобильный — порядка 1%, речной — 5-6%. По количеству же перевезенных грузов (без учета расстояния) первое место занимает автомобильный транс­порт — свыше 80%. Это объясняется резкой разницей в среднем разме­ре расстояний, на которые перевозят грузы железнодорожным (800 км) и автомобильным (20 км) транспортом.

Автомобильный транспорт используют не только для внутригород­ских и пригородных перевозок, но и для междугородних перевозок грузов на относительно небольшие расстояния.

При отсутствии у поставщика и получателя прирельсовых складов автотранспорт используют для доставки грузов на станцию отправле­ния и их вывоза со станции прибытия. Все более широкое применение получает автотранспорт и при более дальних междугородних перевоз­ках. Так, значительное количество фруктов, винограда доставляют с юга автомобильным транспортом, что позволяет сократить сроки до­ставки и организовать перевозки товаров со складов производителя до складов (или крупных магазинов) конечного грузополучателя без перевалок.

Водный (речной и морской) транспорт широко применяется для до­ставки товаров в районы, не имеющие железнодорожных путей, в част­ности па Крайний Север. Речной транспорт используют в летний пери­од для доставки картофеля, плодоовощей, бахчевых культур.

Все отношения с железнодорожным транспортом регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, с речным транспортом Уставом внутреннего водно/о транспорта РФ, с морским ■- Кодексом торгового мореплавания 1'Ф, с авиационным - Воздушным кодексом РФ, правилами грузовых перевозок и тарифами.

На перевозку грузов железнодорожным, автомобильным и речным транспортом выписывают товарно-транспортную накладную, при от­правке морским транспортом составляют погрузочный ордер, н грузо­отправитель получает на сданные грузы коносамент -- документ, по содержанию близкий к железнодорожной накладной.

13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров______________ 325

Перевозки авиационным транспортом оформляются квитанциями.

На железной дороге различают мелкие отправки (их перевозят в так называемых «сборных» вагонах), контейнерные (массой брутто от 3 до 30 т), иовагонные (под груз предоставляется целый вагон по одному перевозочному документу) и маршрутные (предоставляется группа вагонов или целый железнодорожный состав). Товары могут перевозиться грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью по соответственно низким или высоким тарифам.

На речном транспорте различают внутренние перевозки (в преде­лах одного пароходства), прямые водные (в пределах двух и более па-роходств), смешанные (с участием других видов транспорта). По раз­меру перевозки бывают судовыми, когда одной партией товаров полностью загружают судно, и мелкопартионными, когда перевози­мая партия товаров меньше грузоподъемности речной транспортной единицы. Так же, как и на железнодорожном транспорте, тарифы на судовые перевозки ниже, чем на мелкопартионные.

На морском транспорте различают перевозки малого каботажа, к которым относятся перевозки между двумя отечественными портами одного моря, и перевозки большого каботажа — между портами, рас­положенными в разных морских бассейнах, находящимися на терри­тории других государств.

На воздушном транспорте грузовые перевозки делят на местные (в пределах действия одной компании авиатранспорта), прямые, когда в перевозках участвуют несколько авиакомпаний, и смешанные (с учас­тием других видов транспорта). Высокая стоимость перевозок при ис­пользовании авиатранспорта ограничивает его применение. Одной из причин высокой стоимости авиаперевозок является то обстоятель­ство, что самолет, как правило, не удается загрузить в обратном направлении, поэтому грузоотправитель вынужден оплачивать и сто­имость обратного рейса.

Работники торговли должны хорошо знать все правила, которыми определяются взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций или предприятий, размеры и построение тарифов на оплату всех транспортных услуг. Только такие знания мо­гут обеспечить правильный выбор и рациональное использование раз­нообразных транспортных средств и своевременную доставку товаров с минимальным уровнем транспортных расходов.

Поскольку основная масса товаров народного потребления перево­зится по железной дороге и на автомашинах, рассмотрим организацию перевозок этими видами транспорта подробнее.


Глава 13, Транспортно-экспедиционные операции

Наши рекомендации