Административно- правовое регулирование в отраслях и сферах 1 страница


Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЯМИ ЭКОНОМИКИ

1. Управление промышленностью

Материальное производство - это основа жизни чело-
века и общества, а уровень развития производства опреде-
ляет степень прогрессивности той или иной общественной
формации.

Государство как социальное явление произошло, обра-
зовалось исторически как следствие достижения обществом
соответствующего уровня развития экономических сил, как
потребность в профессиональном управлении и координа-
ции работы всех членов общества при разделении труда,
как регулятора меры труда и потребления. Государство
прежде всего явление экономическое. Но будучи надстроеч-
ной категорией, само государство не производит матери-
альных ценностей, блага, оно организует процесс произ-
водства и создает условия для такого производства.

Сегодня в Республике Беларусь проводится большая
работа по развитию промышленности, повышению ее эф-
фективности. В рамках этого принята концепция и про-
грамма развития промышленного комплекса Республики
Беларусь на 1998-2015 годы. В качестве приоритетного
направления промышленной политики в Республике Бела-
русь названо развитие наукоемких производств, основан-
ных на ресурсо- и энергосберегающих экологически безо-
пасных технологиях.

К целям проводимой в нашей республике политики в
области промышленности необходимо отнести и борьбу с
монополизмом, и обеспечение равенства всех участников
хозяйственного процесса. Об этом свидетельствует и зако-
нодательство. В частности, такие нормативные правовые
акты, как законы Республики Беларусь «О противодействии

монополистической деятельности и развитии конкурен-
ции», «О естественных монополиях», «О разгосударствле-
нии и приватизации государственной собственности в Рес-
публике Беларусь», постановление Совета Министров
Республики от 28 апреля 2000 г. № 9 «Об утверждении
Инструкции по выявления и пресечению антиконкурент-
ных соглашений (согласованных действиях) о ценах»; по-
становление Министерства экономики Республики Беларусь
от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о
применении мер, направленных на устранение нарушений
антимонопольного законодательства» и многие другие.

Как показал опыт социалистического хозяйствования
государство не может быть эффективным собственником.
Несмотря на то что централизованное управление позволя-
ет планировать производство и сбыт наиболее рациональ-
ным образом, попытки практически управлять на основе
разработанных планов никогда не приводили к успеху. Ос-
новными причинами этого являются отсутствие мотивации
у чиновника и проблемы в организации оперативной обрат-
ной связи между центром и предприятиями..

Однако неверным представляется и тезис о том, что раз-
витые зарубежные страны добились успеха исключительно
за счет частной инициативы и свободного предприниматель-
ства. В действительности на протяжении длительной исто-
рии развития этих стран роль государства менялась. На
начальных этапах превалировали жесткий контроль и рег-
ламентация предпринимательской деятельности. По мере
развития культуры ведения бизнеса, формирования опреде-
ленных традиций в управлении страной решались вопросы
дерегуляции, упрощался контроль над субъектами предпри-
нимательской деятельности, проводилась приватизация.
Многие крупнейшие частные международные компании пер-
воначально формировались как государственные предприя-
тия. То, что централизованное регулирование не утратило
своего значения и сегодня.

Специальный анализ показывает, что возможными на-
правлениями развития промышленности в Республике Бе-
ларусь могут стать поиск внутренних резервов, расчет на

собственные силы. Это означает: воссоздать внутреннюю
кооперацию, добиться стабильной работы предприятий при
жестком контроле и надзоре со стороны центральной и ме-
стной исполнительно-распорядительной власти и только
после этого - постепенно вести процесс приватизации.

Необходимым условием эффективного развития совре-
менной промышленности является правильный выбор его
принципов. Одним из основных из них является принцип
планирования.

Планирование работы всего комплекса начинается с
оценки способности предприятий производить продукцию,
пользующуюся платежеспособным спросом на рынке. Оно
обеспечивает поиск компромисса в ценовой политике пред-
приятий, позволяет определить их истинную доходность в
рамках, не наносящих ущерб смежникам. Вместо односто-
ронних выгод отдельного предприятия, возникающих в
силу тех или иных субъективных причин, ключевым пока-
зателем становится стабильная работа и доходность комп-
лекса в целом. Получаемая прибыль распределяется таким
образом, чтобы поддержать работоспособность всех пред-
приятий комплекса.

Разумеется, есть качественные отличия в анализе и пла-
нировании на предприятиях комплекса, металлургии, ма-
шиностроения, энергетике и др. Однако в основе своей пла-
нирование - явление универсальное.

Эффективность управления промышленностью во мно-
гом зависит и от иных принципов. Среди них можно выде-
лить территориальный, отраслевой и функциональный
принципы.

Территориальный принцип обусловлен административ-
но-территориальным устройством Республики Беларусь.

Отрасль - это совокупность предприятий, организаций
и учреждений, подчиненных одному центральному органу
государственного управления. Для отраслевого принципа
управления характерны высокая степень специализации и
качества одновременно с автаркией и местничеством.

Функциональный принцип в построении системы орга-
нов призван устранить недостатки отраслевого принципа,

так как предполагает создание органов, координирующих
различные отрасли по определенным специальным вопро-
сам. Такими функциями являются планирование, финан-
сирование, стандартизация и др.

К функциям управления промышленностью можно от-
нести также государственный характер управления про-
мышленностью; непрерывное повышение технического уров-
ня производства; режим экономии.

В современных условиях построения развитого, социаль-
ного государства управление промышленностью является
одной из функций государства. Государство осуществляет
плановое руководство предприятиями в целях рационально-
го использования материальных и трудовых ресурсов и мак-
симального удовлетворения непрерывно растущих потребно-
стей общества. »

Рост и совершенствование производства в решающей
степени обеспечиваются техническим прогрессом. Повыше-
ние технического уровня производства на базе новейших
достижений науки и техники, прогрессивной технологии,
комплексной механизации и автоматизации производства
способствует выполнению задач, устанавливаемых предпри-
ятиями, с минимальными затратами общественного труда.

Сущность режима экономии находит свое выражение в
систематическом повышении экономичности работы пред-
приятий и вытекает из особенностей развития промышлен-
ности в условиях максимального использования отечествен-
ных источников энергии и сырья.

Основные задачи и система органов государственно-
го управления промышленностью

Республиканским органом управления промышленнос-
тью является Министерство промышленности Республики
Беларусь (Минпром). Его деятельность регламентируется
Положением о Министерстве промышленности Республики
Беларусь, http://www.minprom.gov.by/index.htm.

Структуру Министерства промышленности составляют:
Главное управление сельскохозяйственного машинострое-
ния; Главное управление внешнеэкономических связей;
Главное управление экономики.

Министерство промышленности возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом Республики Беларусь. Министр имеет замес-
тителей, которые назначаются на должность и освобожда-
ются от должности в соответствии с законодательством.
В Минпроме образуется коллегия в составе Министра (пред-
седатель коллегии), заместителей Министра по должности,
а также других руководящих работников Минпрома.

Согласно Положению Министерство промышленности:

обеспечивает проведение научно-технической, экономи-
ческой и социальной политики, направленной на создание
условий для эффективной работы подведомственных Мини-
стерству объединений, предприятий и организаций в целях
удовлетворения потребностей народного хозяйства и населе-
ния республики в продукции производственно-технического
назначения, в товарах народного потребления и услугах;

направляет развитие и координирует деятельность госу-
дарственных предприятий машиностроительной, металло-
обрабатывающей, металлургической, станкостроительной,
инструментальной, радиотехнической, электронной, прибо-
ростроительной, электротехнической, фармацевтической и
микробиологической промышленности;

осуществляет работу по привлечению на договорных ус-
ловиях субъектов хозяйствования негосударственных форм
собственности к выполнению государственных программ раз-
вития промышленности; развивает совместно с другими за-
интересованными центральными органами управления меж-
дународного сотрудничества, в том числе по привлечению
иностранных инвестиций, зарубежной технологической и
технической помощи, созданию совместных предприятий;

разрабатывает комплексные отраслевые программы раз-
вития производства особо важной для народного хозяйства
продукции;

координирует усилия предприятий различных форм соб-
ственности в организации, освоении и развитии производ-
ства продукции и др.

Для управления отдельными отраслями промышленно-
сти в составе министерства имеются управления (главные
управления), комитеты.

Кроме того, имеется ряд объединений (учреждений) от-
расли промышленности, непосредственно подчиненных Пра-
вительству Республики Беларусь. В числе их, например,
Белорусский государственный концерн (БГК) по производ-
ству и реализации товаров легкой промышленности (кон-
церн «Беллегпром»),

Основными субъектами хозяйствования управления вы-
ступают объединения предприятий и отдельные предприя-
тия, их администрация.

Промышленное объединение представляет собой единый
производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из
промышленных предприятий, научно-исследовательских,
конструкторских, проектно-конструкторских, технологичес-
ких и других организаций и предприятий. Основы правового
положения, система администрации, задачи и функции про-
мышленных объединений определяются соответствующими
положениями о них.

Входящие в состав объединения предприятия и органи-
зации обладают значительной самостоятельностью в своей
деятельности и являются юридическими лицами. Промыш-
ленные объединения осуществляют свою деятельность на
основе хозяйственного расчета, обеспечивая полное возме-
щение затрат на производство продукции, включая затра-
ты на проектно-конструкторские, научно-исследовательские
работы, содержание аппарата управления.

Управление промышленного объединения возглавляет
начальник объединения, который действует на основе еди-
ноначалия. Он организует всю работу объединения и несет
полную ответственность за его деятельность. Начальник
объединения представляет интересы объединения на всех
предприятиях, в учреждениях и организациях, в соответ-
ствии с законодательством распоряжается имуществом, зак-
репленным за управлением, заключает договоры, выдает
доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета.
В пределах своей компетенции он издает приказы и инст-
рукции. Кроме того, ему предоставлено право отменять или
изменять приказы руководителей предприятий и организа-
ций, находящихся в его подчинении.

Заместители начальника объединения представляют
интересы объединения в соответствующих организациях,
совершают хозяйственные операции, заключают договоры,
выдают доверенности работникам объединения.

В промышленном объединении действует совет директо-
ров, создаваемый в целях сочетания интересов объедине-
ния с интересами входящих в его состав предприятий и
организаций. Совет директоров рассматривает важнейшие
вопросы деятельности объединения, его предприятий и
организаций. В объединении может создаваться технико-
экономический совет для рассмотрения технических и эко-
номических вопросов развития объединения.

В структуру аппарата управления объединения входят
отделы и другие подразделения, обеспечивающие выполнение
его функций. Они занимаются вопросами производства, пла-
нирования, научно-технического прогресса, материально-
технического снабжения и сбыта, финансирования и др.

Задачами промышленного объединения являются: раз-
витие и совершенствование производства; наиболее полное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и насе-
ления в продукции объединения; разработка оптимальных
планов и выполнение заданий государственного плана; вы-
полнение плана платежей в бюджет; обеспечение техничес-
кого прогресса; всемерное повышение производительности
труда; повышение эффективности капитальных вложений;
обеспечение выполнения предприятиями обязательств по
поставкам продукции.

Производственное объединение, промышленное пред-
приятие относятся к основным (первичным) звеньям про-
мышленности. Их деятельность строится на сочетании цен-
трализованного руководства с собственной хозяйственной
самостоятельностью и инициативой. Она осуществляется
под руководством вышестоящего органа в соответствии с
государственным планом экономического и социального раз-
вития. Производственное объединение и предприятие со-
стоят на хозяйственном расчете и являются юридическими
лицами. Управление ими осуществляет их администрация.
Однако производственное объединение и предприятия - это
различные типы основных звеньев промышленности. Про-

изводственное объединение является формой более высоко-
го, чем предприятие, уровня специализации и концентра-
ции производства на основе его тесной увязки с наукой.
Оно представляет собой единый производственно-хозяй-
ственный комплекс, состоящий из фабрик, заводов, науч-
но-исследовательских, конструкторских, проектно-конструк-
торских, технологических и других организаций, обобщенно
называемых производственными единицами. Производствен-
ным объединениям могут подчиняться и отдельные юридичес-
ки самостоятельные предприятия. Руководство производствен-
ным объединением осуществляется аппаратом управления
головного завода, головной фабрики (головной производствен-
ной единицы). В отдельных случаях с разрешения Правитель-
ства руководство объединением может осуществляться
специальным аппаратом управления. Производственное
объединение возглавляет генеральный директор (директор).
Он действует н$ основе единоначалия, организует всю дея-
тельность объединения и несет за нее полную ответствен-
ность. В его руках сосредоточены полномочия по управле-
нию, представительству, реализации объединением своей
правоспособности как юридического лица.

Основной правовой формой деятельности генерального ди-
ректора являются приказы, издаваемые им в пределах компе-
тенции. Он вправе применять поощрения и дисциплинарные
взыскания, отменять приказы руководителей производствен-
ных единиц и давать обязательные к исполнению указания
об изменении таких приказов. В управлении производствен-
ным объединением важная роль принадлежит заместителям
генерального директора. Они подчиняются непосредственно
генеральному директору, определяющему их компетенцию.
Некоторые их полномочия установлены Положением о
производственном объединении (комбинате), в соответствии с
которым они в пределах своей компетенции действуют от име-
ни объединения, представляют его в других учреждениях и
организациях, могут совершать хозяйственные операции и
заключать договоры без доверенности, а также выдавать до-
веренности работникам объединения. В структуру аппарата
управления производственного объединения входят подраз-
деления, которые специализируются на выполнении отдель-
ных или группы функций: планово-экономический отдел,

отдел организации труда и заработной платы, финансовый,
коммерческий й другие отделы. Иногда создаются струк-
турные подразделения, выполняющие одновременно не-
сколько функций: планово-финансовый отдел и ему подоб-
ные подразделения.

Администрация осуществляет всестороннее руководст-
во производственным объединением, располагая для этого
широкими полномочиями в области планирования; науч-
но-технического прогресса; капитального строительства;
материально-технического снабжения и сбыта; кадров, тру-
да и заработной платы; финансов, кредита, учета и от-
четности. Деятельность администрации осуществляется на
основе сочетания коллегиальности и единоначалия в
обсуждении и решении всех вопросов руководства объеди-
нением. Важной формой такого сочетания является совет
производственного объединения. Он организуется и действу-
ет на основании Положения о производственном объедине-
нии (комбинате). Совет является широко представитель-
ным органом. В его состав входят генеральный директор
производственного объединения (председатель совета), его
заместители, директора (начальники) производственных
единиц, предприятий, а также представители обществен-
ных организаций. Совет рассматривает все важнейшие воп-
росы деятельности производственного объединения и по ре-
зультатам их обсуждения принимает решения, которые
проводятся в жизнь, как правило, приказами генерального
директора объединения.

Промышленное предприятие. Структура управления
промышленными предприятиями в различных отраслях, а
иногда и в одной отрасли промышленности, неодинакова.
Она определяется рядом производственно-технических фак-
торов, к которым относятся: характер технологии, тип и
масштаб производства, методы организации производствен-
ного процесса, сложность вырабатываемой продукции.
В наиболее типичном варианте предприятие включает про-
изводственные подразделения (цехи, участки, бригады), а
тдоже функциональные отделы и службы, составляющие
аппарат управления (заводоуправление, фабричное управ-
ление, рудоуправление и т.п.).

Директор (начальник, управляющий) организует всю
работу предприятия и отвечает за его состояние и деятель-
ность. Полномочия директора слагаются из прав пред-
приятия, которые он осуществляет, и прав, которыми он
наделен непосредственно по должности. Директор предприя-
тия без доверенности действует от имени последнего, пред-
ставляет его во всех учреждениях и организациях, распоря-
жается его имуществом и средствами, заключает договоры,
выдает доверенности, открывает в банках счета предприя-
тия. В пределах своей компетенции он издает обязательные
к исполнению приказы по предприятию, принимает и уволь-
няет работников, применяет к ним меры поощрения и нала-
гает на них дисциплинарные взыскания осуществляет иные
полномочия в соответствии со своим статусом.

Главный инженер предприятия является первым заме-
стителем директора. Он осуществляет техническое руко-
водство предприятием, определяет техническую политику
и перспективы развития предприятия, обеспечивает внед-
рение новой техники и прогрессивной технологии, создание
и освоение новой продукции.

Заместитель директора по экономическим вопросам
(главный экономист) отвечает за организацию всей эконо-
мической работы на предприятии: планирование, техниче-
ское нормирование, расчеты экономической эффективности
внедрения новой техники, научную организацию про-
изводства и труда, организацию заработной платы.

Заместитель директора по коммерческим вопросам ру-
ководит финансово-хозяйственной деятельностью, матери-
ально-техническим снабжением и сбытом продукции. На
некоторых предприятиях имеются заместители директора
по капитальному строительству, по кадрам и другим воп-
росам. Заместители директора несут полную ответствен-
ность за вверенный им участок работы. B пределах своей
компетенции они действуют от имени предприятия,
представляют его в других учреждениях и организациях,
могут заключать договоры без доверенности, выдавать
доверенности работникам предприятия.

2. Управление сельским хозяйством

Сельское хозяйство является одним из основных звень-
ев экономики Беларуси. Его значение определяется тем, что
оно поставляет сырье для промышленности и продоволь-
ствие для населения. Именно поэтому государство уделяет
сельскому хозяйству особое внимание.

Государство регулирует общественные отношения в об-
ласти сельского хозяйства прямо и опосредованно, путем
создания инфраструктуры и служб для оказания сельскому
хозяйству необходимых услуг, связанных, например, с со-
зданием и развитием материально-технических служб, стро-
ительства, химизации и др.

Проводимая сегодня в республике политика в области
сельского хозяйства отражает основные направления раз-
вития сельского хозяйства. Среди них комплексное переус-
тройство агропромышленного производства, разнообразие
форм собственности на средства производства, государ-
ственный протекционизм и регулирование развития агро-
промышленного комплекса, его технико-технологическое
переоснащение, развитие кооперации и интеграции. Целью
проводимой сегодня в Республике Беларусь аграрной ре-
формы является насыщение рынка продовольствием и сель-
скохозяйственным сырьем по социально обусловленным це-
нам на основе создания организационно-экономических,
финансовых и правовых условий для эффективного веде-
ния агропромышленного производства, формирования аг-
рарного рынка, социального возрождения села, восстанов-
ление экологического равновесия.

К основным принципам сельскохозяйственного произ-
водства, действующим сегодня, можно отнести для госу-
дарственного сектора: прямое управления, плановое веде-
ние хозяйства, централизованное установление цен на
продукцию и труд, директивное распределение продукций.

Об особом внимании государства к проблемам сельского
хозяйства говорят принятые и действующие в республике в
различное время многочисленные правовые акты. В их чис-
ле: зайоны Республики Беларусь «О крестьянском (фермер-
ском) хозяйстве», «О реорганизации убыточных сельско-

хозяйственных организаций», «О приоритетном социально-
культурном и экономическом развитии села и агропромыш-
ленного комплекса», указы Президента Республики Беларусь
от 25 марта 2005 г. «О государственной программе возрожде-
ния и развития села на 2005-2010 годы», от 17 марта 2005 г.
«Об утверждении республиканской программы оснащения
сельскохозяйственного производства современной отечествен-
ной техникой на 2005-2010 годы и по мере ее реализа-
ции», постановления Совета Министров Республики Бела-
русь «О программах развития мясной, молочной, сахарной
промышленности и картофелеперерабатывающей отрасли
на 2005-2010 годы», «О Программе разработки и произ-
водства оборудования для перерабатывающей промышлен-
ности агропромышленного комплекса на 2006-2010 годы»
и многие другие.

Основой для осуществления сельскохозяйственного про-
изводства сегодня является земля. В связи с этим вопрос о
земле, является одним из центральных в области управле-
ния сельским хозяйством. Речь идет прежде всего о землях
сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 13 Кон-
ституции Республики Беларусь эти земли находятся в соб-
ственности государства. К основным нормативным право-
вым документам, регулирующим земельные правоотношения,
необходимо также отнести и Кодекс Республики Беларусь о
земле.

Одним и важных принципов землепользования является
платность земли. Его основной целью согласно ст. 1 Закона
Республики Беларусь «О платежах за землю» является обес-
печение экономическими методами рационального использо-
вания земель, формирование средств для осуществления ме-
роприятий по землеустройству, повышению качества земель
и их охране, а также социальному развитию территории.

Введение платы за землю - важная материалистическая
мера воспитания чувства долга и ответственности за ис-
пользование земельных ресурсов.

Формами платы согласно ст. 3 Закона Республики Бе-
ларусь «О платежах за землю» являются: земельный на?
лог, арендная плата.

Важным вопросом в области оплаты за пользование зем-
лями является определение необходимых цен. К числу нор-
мативных правовых актов, регулирующих правоотношения
в этой области, можно отнести постановление Комитета по
земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете
Министров Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 27
«Об утверждении Инструкции о порядке формирования рее-
стра цен на земельные участки государственного земельно-
го кадастра и выдачи информации из него». Согласно п. 5
утвержденной им Инструкции о порядке формирования рее-
стра цен на земельные участки государственного земельно-
го кадастра и выдачи информации из него формирование
базы данных осуществляется специалистом республиканс-
кой организации по государственной регистрации по веде-
нию реестра цен на земельные участки.

Одной из особенностей правового регулирования в облас-
ти сельского хозяйства сегодня является договор контрак-
тации. Он урегулирован статьями 505-509 Гражданского ко-
декса Республики Беларусь. Согласно им, например, про-
изводитель сельскохозяйственной продукции обязан произ-
вести и передать в обусловленные сроки контрактанту опре-
деленное договором контрактации количество сельскохозяй-
ственной продукции, соответствующей требованиям договора
по ассортименту и качеству.

Система органов управления сельским хозяйством и
их основные задачи

Республиканским органом государственного управления
в области сельского хозяйства является Министерство сель-
ского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
(Минсельхозпрод), http://mshp.minsk.by/

Его основные задачи определены в Положении о Мини-
стерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики
Беларусь. К ним относятся:

проведение единой государственной политики в сфере
сельскохозяйственного производства и координация дея-
тельности других республиканских органов государствен-
ного управления Республики Беларусь в этой отрасли;

совершенствование экономической политики и методов
хозяйствования в области производства и переработки
сельскохозяйственной продукции;

создание условий для комплексного развития агропро-
мышленного производства, приватизации, развития всех
форм собственности;

обеспечение внедрения достижений науки и техники в
производство;

осуществление мероприятий по повышению экономичес-
кого развития и воздействия на эффективность сельскохо-
зяйственного производства и отраслей промышленности, за-
нимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

создание условий для увеличения ресурсов продоволь-
ствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабже-
ния населения республики продуктами питания.

Минсельхозпрод возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом
Республики Беларусь. Министр имеет заместителей. Чис-
ленность заместителей Министра бпределяется Президен-
том Республики Беларусь по представлению Совета Мини-
стров Республики Беларусь.

В Минсельхозпроде образуется коллегия в составе Ми-
нистра (председатель коллегии), его заместителей и руко-
водителя контрольно-ревизионного подразделения Мини-
стерства по должности. В ее состав по решению Совета
Министров Республики Беларусь могут входить другие ру-
ководящие работники Минсельхозпрода и подчиненных ему
организаций.

Для рассмотрения важнейших направлений развития
науки и техники, определения научно-технической поли-
тики, экспертизы научно-технических разработок и реко-
мендаций по использованию и внедрению в производство
новейших достижений науки и техники, передового опыта
в Минсельхозпроде создается научно-технический совет из
видных ученых, высококвалифицированных специалистов,
а также представителей научно-технических обществ и дру-
гих организаций.

Структуру Министерство сельского хозяйства и продо-
вольствия составляют: Главное управление экономики;
Главное управление растениеводства; Главное управление
интенсификации животноводства и продовольствия и др.
В систему Минсельхозпрода входят также ряд производ-
ственных предприятий.

Территориальными органами управления сельским хо-
зяйством являются комитеты по сельскому хозяйству и
продовольствию областных исполнительных комитетов,
управления сельского хозяйства и продовольствия район-
ных исполнительных комитетов. Их задачи, структура и
полномочия определены соответствующими положениями.

Наши рекомендации