Зональные группы регионов. Экономические зоны и их функции
Система интегрального территориально-экономического деления включает иэкономические зоны различного типа и функционального назначения:
1) для координации и контроля регионального развития центральной государственной властью, обеспечения территориального единства и целостности страны (федеральные округа);
2) для долгосрочного (10 и более лет) территориального социально-экономического прогнозирования и планирования (зоны – укрупненные экономические районы);
3) для определения тактической и стратегической политики и общих направлений территориального развития (Европейская и Азиатская части страны);
4) для оперативного и перспективного регулирования хозяйственной деятельности на территориях особых интересов государства и предпринимательства – с благоприятными региональными факторами (например, районы Европейского ядра, Южно-Сибирской полосы и т. д.) или с экстремальными условиями (зона Крайнего Севера и т. п.).
Важное функциональное назначение экономических зон – укрупненных экономических районов (федеральных округов и др.) – долгосрочное территориальное прогнозирование и планирование.
Зонально-экономическое деление больше носит оценочно-ресурсный характер в отличие от макрорегионального, имеющего оценочно-производственную направленность. Оно наиболее обобщенно раскрывает территориальную структуру производственного потенциала страны. Соответственно в долгосрочной перспективе формируются основные направления развития этих групп макрорегионов.
Система указанных экономических зон позволяет отразить существенные особенности развития крупных частей страны в длительной перспективе. К ним относятся крупномасштабные, межрегиональные пропорции и проблемы, прежде всего территориальное распределение и использование наиболее важных производственных ресурсов (особенно многоцелевого назначения), с учетом дифференциации их экономических оценок. Эти экономические зоны могут полностью или почти полностью совпадать с укрупненными территориально-управленческими образованиями типа созданных недавно федеральных округов, что повышает значимость экономических зон как инструментов государственного регулирования экономики.
Федеральные округа
Направления развития российской экономики всегда связывались с экономическими, природными, историческими особенностями страны, с ее гигантской территорией, огромными и разнообразными хозяйственными ресурсами. В связи с этим здесь неизменно была высока роль централизованного управления, государственной власти и ее инструментов. Кроме государственных границ и центра необходимы управленческие ячейки государственного пространства. Отсюда важное значение приобретали вопросы территориально-организационной структуры экономики.
Таким образом, назрел вопрос о создании в России новой формы государственногоуправления на федеральном (межрегиональном) уровне в виде полномочных представительств центральной власти в укрупненных административно-территориальных образованиях, например федеральных округах, что согласуется с российской Конституцией (ст. 71), относящей федеративное устройство к ведению Федерации.
Принятая схема федеральных округов сочетает преобладающее зональное деление (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Дальневосточный округа) и скорректированное макрорегиональное (Южный, Уральский округа). Территориальные границы федеральных округов в дальнейшем могут меняться.
Федеральные округа России: 1) Центральный федеральный округ; 2) Северо-Западный федеральный округ; 3) Южный федеральный округ; 4) Приволжский федеральный округ; 5) Уральский федеральный округ; 6) Сибирский федеральный округ; 7) Дальневосточный федеральный округ.