Кейнсианский крест, эффект мультипликатора

Кейнсианский крест, эффект мультипликатора - student2.ru 1. Рассмотрим модель закрытой экономики (чистый экспорт равен нулю) без государственного сектора. Тогда совокупный спросAD = C + I - сумма потребления и инвестиций. Кейнс предположил, что потребление есть функция располагаемого дохода Y: C(Y) = C0 + cY, где с - предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume), 0 < c < 1, C0 - автономное потребление - константа, не зависит от уровня дохода. Также предположим, что инвестиции являются константой I = I0. Тогда
AD(Y) = C0 + I0 + cY.
Обозначим C0 + I0 = A0.

2. Определим равновесный доходY* как доход, уравновешивающий совокупный спрос AD(Y) и совокупный выпуск AS=Y:
Y* = AD (Y*), таким образом получаем
Y* = A0/(1-c)
Графический изображение равновесного дохода смотрим на верхнем графике, который называется "Кейнсианский крест".

3. Из каждой дополнительной единицы дохода Y , на потребление идет доля с < 1. Остальное идет на сбережения S = Y - C. Таким образом,

S(Y) = -C0 + (1 - c)Y, в случае равновесного дохода имеем:
S(Y*) = -C0 + (1 - c)A0/(1-c) = I0, то есть сбережения равны инвестициям.

Графическую интерпретацию можно увидеть на нижнем графике.

4. Мультипликаторы.
а) Закрытая экономика без госсектора: AD(Y) = C0 + I0 + cY,
Y* = (1/(1-c)) *(C0 + I0), следовательно, изменив C0 или I0 на величину х, Y*изменится на величину (1/(1-c))*х. Выражение (1/(1-c)) - мультипликатор, и показывает, на какую величину изменится равновесный доход при изменении инвестиций или автономного спроса на 1.

б) Экономика с государственным сектором: AD(Y) = C0 + I0 + G0+ c(Y - Tax), где G0 - величина госзакупок, Tax - величина налогов на доходы (рассматриваем только паушальные - не зависящие от уровня доходы, налоги). Разрешив данное равенство для Y* , получим:

Кейнсианский крест, эффект мультипликатора - student2.ru

Таким образом, при изменении налогов, для нахождения изменения равновесного дохода применяем мультипликатор (-с/(1-c)). При изменении госсакупок применяем стандартный мультипликатор.

в) мультипликатор сбалансированного бюджета: правительство хочет стимулировать экономику путем увеличения госзакупок, но средства на госзакупки получить из налогов, то есть:
Кейнсианский крест, эффект мультипликатора - student2.ru
Следовательно:
Кейнсианский крест, эффект мультипликатора - student2.ru

Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

P.S.
GDP (gross domestic product) или ВВП (валовый внутренний продукт) - общая рыночная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных внутри границы одной страны от национальных и зарубежных источников инвестиций за период времени (год).

Затратный подход к определению ВВП (expenditure approach) состоит в определении GDP как суммы всех расходов на персональное потребление, общие частные внутренние инвестиции, правительственные расходы и чистый экпорт. GDP = C + I + G + NE

Таким образом, вышеизложенные рассуждения в полной мере применяются к GDP, равно как и к совокупному спросу AD.

15. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных от­ношений между странами, основанная на международном раз­делении труда и других факторах производства. Мировой ры­нок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующего­ся на разделении труда, создало объективные условия для воз­никновения простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается непосредственно производителем непосредственно покупателю. Так зарождается и формируетсявнутренний рынок — совокупность сделок куп­ли-продажи, в ходе которых отечественные производители реа­лизуют товары и услуги внутри страны. Дальнейшее развитие материального производства, совершенствование товарно-де­нежных отношений стимулировали расширение внутренних рынков, постепенно «переросших» в национальные. Появление национальных рынков сопровождалось процессами специализа­ции, когда розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства. Коренная отличи­тельная черта национального рынка по сравнению с рынком внутренним — наличие на нем сегмента, ориентированного на иностранных покупателей. Следовательно, национальный ры­нок более широкое понятие, чем рынок внутренний. Углубле­ние разделения труда и расширение масштабов производства товаров в XVI — середине XVIII в. привели к тому, что объемы производства стали превышать емкость городских рынков и яр­марок. Местные рынки расширяются до региональных, госу­дарственных, межгосударственных и, наконец, мировых мас­штабов, т. е. возникаютмеждународные рынки, представлявшие собой те части национальных рынков, которые были непосред­ственно связаны с зарубежными рынками. Спецификой между­народных рынков этого периода истории экономики являлся двусторонний характер международной торговли. Первая половина XIX в. — время возникновения крупной фабрично-заво­дской индустрии, обеспечивающей массовое производство про­дукции, которой требовался всемирный сбыт. Завершается на­чавшееся и активно развивавшееся в эпоху первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.) стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок. Исторические рамки окончательного его формирования можно определить как рубеж XIX—XX вв., когда организация и объемы товарного производства в ведущих странах достигли высокого уровня развития. Мировой рынок — совокупность на­циональных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. В.т. страны регулируется государством.

Экспорт (англ. export, от лат. exporto - выношу, вывожу), вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке.

Импорт (от лат. importo - ввозить, привозить, вводить) - ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз. Внешнеторговая политика - составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Последствие введения таможенных пошлин двояко. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественного производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям отечественных товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию мировых ресурсов.

Платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь,резидент — это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

В России исходные данные для платежного баланса собирает прежде всего Федеральная служба государственной статистики, а составляет и публикует Центральный банк в своем периодическом издании «Вестник Банка России».

Платежный баланс характеризует развитие внешней торговли, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций, погашение внешней задолженности страны, изменение международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирования внутреннего рынка и валютного курса. Платежный баланс служит одним из источников данных для системы национальных счетов и непосредственно используется для расчета ВВП.

Наши рекомендации