Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налог-я ответств-ть — это примен-е фина-х санкций за соверш-е правон-я уполномоче-и на то госуд-ми орг-и к налогоплат-ам и лицам, содействующим в уплате налогов. Согласно ст. 114 НК РФ, налог-й санкцией явл-я мера ответств-и за соверше-е налог-о правонар-я. Налог-е санкции установ-ы в виде ден-х взыск-й (штрафов) главой 16 НК РФ
Меры уголовной и административной ответственности, а также финансовыми санкциями в соответствии с Налоговым кодексом.
Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
Административная ответственность –предусмотрена главой 15 КоАП. Административной ответственности может подлежать как должностное лицо, так и юр лицо.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (недоимки) и пени.
70. Преступления в сфере экономической деятельности: категории, виды, пределы ответственности.
Преступления в сфере экономической деятельности — самая большая глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи.
Эти преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по степени тяжести.
Преступлениемпризнается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.Преступление – это деяние (в форме действия или бездействия), которому присущи четыре признака: виновность; общественная опасность; противоправность; наказуемость.
Деяниепредставляет собой поведение человека, выраженное вовне в виде конкретных актов действия или бездействия.
Общественная опасность – материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она определяется путем оценки: значимости тех или иных общественных отношений; характера и объема причиненного вреда объектам уголовно-правовой охраны; особенностей преступного деяния; особенностей пола, возраста, должностного положения субъекта.Общественная опасность характеризуется характером и степенью.Под характером общественной опасностипонимаются качественные характеристики преступления, зависящие от содержания объекта преступления, формы вины, содержания и величины причиненного ущерба, способа посягательства, мотива и целей совершенного преступления.Количественные параметры преступления выражает степень общественной опасности. Она определяется: величиной причиненного вреда, характером вины, местом, временем, обстановкой совершения преступления, особенностью субъекта преступления.Общественная опасность является признаком преступления, отграничивающим его от непреступных деяний. Отсутствие общественной опасности в деяниях, которые формально попадают под признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но не способны причинить существенный вред интересам граждан, обществу и государству, указывает и на отсутствие преступления.
Уголовная противоправностьсостоит в запре-щенности деяния соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения наказания к виновному. Это означает, что в качестве преступления можно рассматривать только такие деяния, которые прямо названы в уголовном законе. Соотношение между общественной опасностью и противоправностью таково, что противоправное деяние всегда общественно опасно, но не любое общественно опасное деяние обязательно является преступлением.Уголовное законодательство предусматривает возможность наступления уголовной ответственности, а следовательно, и существования в деянии лица признаков преступления лишь при наличии вины.Одним из принципов уголовного права является то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Наказуемостьозначает, что за каждое преступление в законе предусмотрено определенное уголовное наказание. При этом не исключается возможность освобождения лица от уголовной ответственности или от наказания.Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Классификация преступлений проводится в зависимости:
– от степени общественной опасности деяния, т. е. величины причиненного вреда, характера вины, места, времени, обстановки совершения преступления, особенности субъекта преступления;
– характера опасности деяния, т. е. от содержания объекта преступления, формы вины, содержания и величины причиненного ущерба, способа посягательства, мотива и целей совершенного преступления.
Помимо степени и характера общественной опасности, в основу отнесения преступлений к той или иной категории положены еще два критерия:
– форма вины: неосторожные преступления относятся только к преступлениям небольшой и средней тяжести;
– вид и размер наказания: до двух лет лишения свободы – преступления небольшой тяжести, до пяти – средней, до десяти – тяжкие и свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание – особо тяжкие.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на четыре категории:
Преступлениями небольшой тяжестипризнаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжестипризнаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениямипризнаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениямипризнаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Преступления могут быть классифицированы:
1) по родовому объекту посягательств, предусмотренных в 6 разделах и 19 главах Особенной части УК;
2) по степени общественной опасности: простые; квалифицированные; привилегированные;
3) по форме вины – умышленные и неосторожные.
Значение классификации преступлений:
– применяется при определении вида рецидива;
– применяется при определении ответственности за приготовление к преступлениям;
– применяется при определении сроков давности, по истечении которых лицо не привлекается к ответственности;
– является основным критерием индивидуализации наказания;
– применяется при решении вопросов об освобождении от уголовной ответственности и наказания;
– является критерием выделения преступного сообщества как формы соучастия;
– влияет на выбор исправительного учреждения для исполнения или отбывания наказания;
– применяется при погашении судимости и т. п.
Преступления в сфере экономической деятельности — самая большая глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи.
Если рассматривать более обобщенно и учитывать пределы ответ-ти, то Можно выделить следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности:
1). Преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - ст. 169, регистрация незаконных сделок с землей - ст. 170.
2). Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконное предпринимательство - ст. 171; незаконная банковская деятельность - ст. 172; лжепредпринимательство - ст. 173; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, - ст. 174; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - ст. 175.
3). Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита - ст. 176; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности - ст. 177; неправомерные действия при банкротстве - ст. 195; преднамеренное банкротство - ст. 196; фиктивное банкротство - ст. 197
4). Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: монополистические действия и ограничение конкуренции - ст. 178; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения - ст. 179; незаконное использование товарного знака - ст. 180; заведомо ложная реклама - ст. 182; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, - ст. 183; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов - ст. 184.
Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений выражается в умышленной вине. Неосторожные посягательства на установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не являются преступными.
Субъектом преступления могут быть должностные и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет.
Таким образом, преступления в сфере экономической деятельности - это такие предусмотренные уголовным законом посягательства на экономические интересы, которые заключаются в умышленных нарушениях должностными или иными лицами законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
71. Понятие, цели, задачи, виды общественной экспертизы законодательства.
Общественная экспертиза (п.2 ст. 1 Проекта ФЗ «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») — деятельность лиц и организаций, получивших статус общественных (гражданских) экспертов в порядке, установленном законодательством, а также общественных палат (советов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия интересам личности, общества и государства.
Цели и задачи общественной экспертизы (статья 3 Проекта ФЗ «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях:
· 1. реализации гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на участие в управлении делами государства;
· 2. соблюдения прав и свобод человека и гражданина и обеспечения интересов объединений граждан в законодательном процессе;
· 3. повышения эффективности действующего законодательства.
Виды общественной экспертизы: обязательная и инициативная общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Обязательность общественной экспертизы. Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:
· 1. социальной политики, труда и социального обеспечения;
· 2. обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
· 3. охраны окружающей среды и здоровья населения;
· 4. деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
· 5. межнациональных и межконфессиональных отношений, национальной политики;
· 6. гражданства и миграции;
· 7. выборов и избирательной системы;
· 8. бюджета и финансов;
· 9. образования, культуры и массового спорта.
·
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ(с изменениями, утвержденными решением советаОП РФ 17 декабря 2010 г.)
Проведение общественной экспертизы основано на следующих принципах: публичности и открытости; качества и ответственности (нормативный правовой акт должен соответствовать по содержанию, по форме требованиям законодательства; при его разработке должны учитываться правовые, экономические, социальные аспекты, он должен иметь подробную и вместе с тем логическую, четкую структуру, быть доступным для понимания и использования); социальной значимости; репрезентативности.
Целью общественной экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественная палата проводит экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.