Российская национальная премия качества
Российская национальная премия качества (премия Правительства Российской Федерации в области качества) была учреждена в апреле 1996 г. При разработке комплекса критериев за основу была взята модель делового совершенства EFQM. Премии организациям присуждаются каждый год на конкурсной основе за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Учитывая важность европейского рынка для отечественных предприятий, критерии российской премии гармонизированы с моделью европейской премии. Это позволяет предприятиям ориентироваться на единые принципы организации работ по качеству, а также облегчает подготовку к участию в конкурсах на соискание Европейской премии по качеству. Однако модель российской премии не является точной копией европейской, она создавалась с учетом реальных условий, в которых работают наши предприятия. Учет состояния российской экономики привел к некоторому изменению значимости критериев в первых вариантах модели. Значимость группы критериев, оценивающих результаты, достигнутые предприятием в области качества, была уменьшена по сравнению с европейской премией, соответственно, значимость группы критериев, оценивающих деятельность предприятия по качеству, — увеличена. Также имелись некоторые различия в названиях и весовых коэффициентах каждого из критериев.
Победителей определяет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества. Первый конкурс на соискание премий Правительства в области качества был проведен в 1997 г.
Как показал 10-летний опыт проведения конкурса, он стал востребованной программой действий, направленной на привлечение организаций к добровольной деятельности по совершенствованию менеджмента качества и достижению на этой основе реальных результатов.
Конкурсы на соискание премий Правительства РФ в области качества можно расценивать как наиболее крупный общенациональный проект последних лет в области менеджмента качества в России. За прошедшее время в конкурсах приняло участие более тысячи предприятий различных отраслей российской промышленности, строительства, сферы услуг, сельского хозяйства, здравоохранения и образования из 68 регионов Российской Федерации — от Владивостока до Москвы, от Кисловодска до Санкт-Петербурга. По итогам конкурсов 1997–2006 гг. премии были присуждены 69 организациям. Дипломантами премии стали 57 организаций.
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам репутацию надежных производителей высококачественной продукции или услуг, способствуют улучшению их экономических и финансовых показателей. Расширение спектра соискателей премии в области качества, а также начавшееся проведение аналогичных региональных конкурсов способствует улучшению качества отечественных товаров и услуг и повышению их конкурентоспособности на внешних рынках.
Учреждение правительством такой премии продемонстрировало понимание государством важности проблемы обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, поддержку применения системного подхода к качеству. Важно отметить, что модель премии охватывает все аспекты деятельности организации, нацеливая ее руководство на комплексное решение вопросов качества.
Уже первые конкурсы выявили предприятия, которые на фоне общего спада путем активного внедрения методов менеджмента качества демонстрировали повышение показателей объемов производства и качества продукции, освоение новых видов продукции (например, ОАО «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), ОАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Балтика», ОАО «Пермтрансжелезобетон»).
За прошедшие время ситуация на рынке существенно изменилась, но те предприятия, которые ориентируются на подходы, заложенные в критериях премии, продолжают оставаться лидерами. Трое из них уже дважды стали ее лауреатами — это ОАО «Запсиб», ОАО «Чепецкий механический завод», ОАО «Kамышинский стеклотарный завод».
Премии не только поддержали интерес предприятий и организаций к уже известным формам работы по качеству, но и породили интерес к новым. Если первые конкурсы показывали, что организации только начинают использовать такие методы, как мониторинг и оценка удовлетворенности потребителей и персонала, то лауреаты последних конкурсов осуществляют эту работу на систематической основе и имеют положительную динамику этих показателей. Лауреаты и дипломанты последних лет из числа промышленных предприятий демонстрируют устойчивые тенденции по таким показателям, как снижение дефектности (в 2—3 раза в год), ежегодный рост производительности (35% и более), рентабельности (10%), улучшение других финансовых показателей.
Ставшие лауреатами и дипломантами вузы отмечают увеличение позитивных отзывов работодателей о подготовке специалистов, повышении удовлетворенности студентов и персонала, увеличении объемов научных исследований.
Конкурсы на соискание правительственной премии стали катализатором для проведения конкурсов в регионах и отраслях. Использование их организаторами методических разработок национального конкурса позволяет строить эту работу на основе единой модели и одинаковых подходов.
В настоящее время конкурсы в области качества проводятся в 20 субъектах Российской Федерации. В ряде регионов конкурсы находятся на стадии организации. Общие модель и методические подходы способствуют продвижению современных методов менеджмента к большему числу предприятий, их руководителей и специалистов: за прошедшие годы в региональных и отраслевых конкурсах приняли участие свыше 3 тыс. организаций. По итогам проведения конкурсов и с учетом изменений, произошедших в российской экономике и в модели европейской премии, в настоящее время проводится работа по усовершенствованию российской премии по качеству. В рамках конкурса 2006 г. было решено установить весовые коэффициенты критериев, соответствующие европейской премии. Структура и весовые коэффициенты критериев модели 2012 г. показаны на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Модель премии Правительства РФ в области качества (2012 г.)
Одна из главных целей учреждения правительственных премий по качеству — внедрение самооценки в практику работы российских предприятий. Многие организации, впервые проведя самооценку для участия в конкурсе, продолжают применять ее систематически. Использование этого инструмента включено в типовую модель системы качества вуза. Проведение самооценки распространяется на уровень подразделений, способствуя осведомленности всего персонала о современных подходах к совершенствованию деятельности организации. Результаты самооценки используются в системах бизнес-планирования для определения конкретных действий по улучшению.
Опыт самооценки и участия в конкурсе на российские премии позволяет организациям подготовиться к участию в других конкурсах и программах, основанных на модели совершенства EFQM, включая:
- европейский конкурс, проводимый EFQM;
- схемы признания уровня совершенства EFQM;
- международный турнир по качеству стран Центральной и Восточной Европы.
С 2007 г. проводится конкурс премий СНГ в области качества Конкурс на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг. Основными целями этого конкурса являются:
· поддержки национальных инициатив и объединения усилий государственных органов управления, направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции или услуги, производимой государствами - участниками СНГ;
· повышения экспортных возможностей организаций государств - участников СНГ;
· стимулирования производства высококачественной продукции или оказание высококачественной услуги в государствах - участниках СНГ и внедрения высокоэффективных методов менеджмента качества.