Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Отраслевое рыночное равновесие. Изменение спроса и предложения и их влияние на цену. Излишки потребителя и производителя.
Основными понятиями экономической теории являются спрос, предложение, равновесие. Спрос связан с потребностями субъектов. При этом учитываются платежеспособные потребности. Под спросом понимается максимальное количество товаров и услуг, которые желают и могут приобрести потребители при данных условиях за данный период времени. Спрос можно рассматривать как функцию от уровня цены. Принято считать, что объем спроса находится в обратной зависимости от цены. Данная зависимость получила название закон спроса(Рис.5.1 и табл. 5.1)
, .
Таблица 5.1
Зависимость между ценой и объемом спроса
Цена товара | ||||||
Количество |
Рис. 5.1 Кривая спроса
Закон спроса объясняется тремя эффектами:
1. Эффект дохода. У субъекта находится в распоряжении фиксированная сумма денег, которую он целиком тратит на данное благо. При существующей цене он может приобрести определённое количество данного товара. Если повысить цену данного товара, то реальная покупательская способность денег будет снижаться, то есть субъект может приобрести меньшее количество данного товара.
2. Эффект замены заключается в том, что товары обладают определённой взаимозаменяемостью, то есть разные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность. Поэтому, если растёт цена данного товара, его можно заменить в потреблении другим, ставшим относительно менее дорогим товаром. Например, если повысилась цена сыра, то его можно заменить в потреблении творогом. Поэтому при росте цены сыра спрос на него будет падать.
3. Эффект убывающей предельной полезности. Для человека характерно свойство насыщения своих потребностей. Это означает, что при росте потребления определенного блага сокращается потребность в данном благе и оно становится менее ценным для потребителя. В силу этого человек будет приобретать большее количество данного товара, только в том случае если цена на него снизится.
Кривая спроса характеризует то количество товара, которое хочет и может приобрести субъект при данных ценах и уровне дохода или количество денег, которое готов заплатить за данную единицу товара. Точка пересечения кривой спроса с осью цены показывает при какой цене потребители полностью откажутся от покупки данного товара. Точка пересечения кривой спроса с осью количества показывает количество товаров, которое может потреблять субъект за определённое время, если этот товар предоставлен бесплатно или количество товара, которое полностью удовлетворяет потребность субъекта в данный момент времени.
К неценовым факторамспроса относят:
а) Изменение цены на товары-заменители. Рост цены одного товара приведет к тому, что другой товар при неизменной цене будет покупаться в большем объеме. И наоборот, снижение цены на товар – заменитель вызовет падение спроса на данный товар. Таким образом, существует прямая зависимость между изменением цены товара-заменителя и количеством данного товара.
б) Изменение цены на дополняющие товары. При неизменном доходе рост цены на один из товаров вызовет падение спроса на другой, дополняющий, товар, даже если его цена не изменится. Таким образом, существует обратная зависимость между изменением цены дополняющего товара и количеством данного товара.
в) Изменение вкусов потребителей. Если товар становится более модным, то спрос на него начинает расти даже при прежней цене. И наоборот, если товар выходит из моды, то спрос падает. Это является одной из причин сезонных распродаж потребительских товаров.
г) Изменение доходов. При росте денежных доходов потребитель может больше купить товаров, цена которых не меняется. Поэтому будет наблюдаться рост спроса при неизменных ценах, то есть существует прямая зависимость между изменением доходов и объема спроса. Это касается нормальных товаров. Выделяют также некачественные товары, спрос на которые при росте дохода сокращается в результате переключения на нормальные товары. Например, при росте дохода маргарин заменяется маслом. В этом случае маргарин – некачественный товар, масло – нормальный товар. Для каждого потребителя такое деление товаров является чисто субъективным.
д) Изменение ожиданий относительно цен и доходов в будущем. Если потребитель считает, что в будущем его доходы вырастут, то он меньше будет сберегать в настоящем и больше средств направлять на покупку товаров и услуг. При ожидаемом росте цен потребитель стремится сделать запасы товаров, что вызывает рост спроса, действует, так называемый ажиотажный спрос.
е) Объективные условия, к которым относят природные условия, обычаи, традиции, привычки и так далее. Например, к новому году люди покупают елки, елочные украшения, подарки друзьям и родственникам. Это является причиной роста спроса на данные блага. В другое время года спрос на данные блага отсутствует.
Рис. 5.2 Сдвиг кривой спроса
С учётом данных неценовых факторов, функция спроса может быть представлена следующим образом:
Совокупность спроса всех индивидов при данных ценах и в данный период времени означает рыночный спрос. Он означает максимальное количество товара, которое может быть приобретено всеми покупателями при данной цене за рассматриваемый период времени.
Предложение существует тогда и только тогда, когда конкретный экономический субъект готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок экономического блага. Предложение – это максимальное количество блага, которое может быть произведено фирмами и приготовлено к продаже за определённый период времени при существующих условиях. Предложение можно рассматривать как минимальную цену, по которой фирмы согласны продавать свою продукцию, чтобы компенсировать затраты на её производство.
Существует прямая зависимость между изменением цены и изменением объёма предложения, что объясняется законом увеличения альтернативных издержек (Рис.5.3 и табл.5.2). Для производства дополнительного количества продукции необходимо использовать более дорогие факторы производства и цена должна возрасти для того, чтобы компенсировать эти возросшие затраты.
Таблица 5.2
Предложение товара
Цена товара | ||||||
Количество |
Рис. 5.3 Предложение товара
Из данного правила есть исключение: предложение может быть фиксированным на краткосрочных отрезках времени. Это связано с тем, что производство товара требует времени, усилий, и невозможно мгновенно увеличить объём производства. Например, вы собрали урожай клубники и привезли ее на рынок. При высоком спросе увеличить предложение вы не сможете, так как требуется время для созревания клубники, поездки на участок, ее сбора и т.д.
Предложение может изменяться под воздействием неценовых факторов, которые приводят к параллельному сдвигу кривой. К ним относят: а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения цен на ресурсы (С); б) цены товаров-заменителей (Ps); в) цены дополняющих товаров (Рс); г) налоги и субсидии (Т); д) ожидания производителей (Е); е) внешние объективные условия производства (N). С учётом этого функция предложения принимает вид:
.
Если учесть, что денежные средства у предпринимателей неизменны, то рост цены на факторы производства сокращает возможность их покупки и, следовательно, производства товаров и услуг. Следовательно, предложение товара сократится даже, если его цена останется неизменной.
Ресурсы могут использоваться на производство товаров, удовлетворяющих разные потребности. Например, молоко может использоваться для изготовления творога и для производства масла. Если цена масла на рынке возрастает, то очевидно, молокозаводу будет выгодно направить молоко на производство масла и предложение творога на рынке при неизменной цене сократится.
В условиях безотходного производства или комплексного использования сырья рост производства одного товара вызывает увеличение предложения дополняющих товаров. Если, например, растет цена на мясо, то это приведет к необходимости убить большее количество скота и увеличит предложение шкур для производства кожи.
Каждое предприятие платит налоги, которые сокращают сумму денег, находящихся на счете предприятия и которую можно направить на развитие производства. Поэтому, если налоги растут, то это вызывает сокращение производства и предложения товаров. Субсидии рассматриваются как увеличение суммы средств, направляемых на развитие предприятия. Поэтому, если субсидии растут, то можно увеличить предложение.
Ожидания изменения цен на товары в будущем могут повлиять на желание производителей поставить товар на рынок в настоящем или придержать его на складе. Обычно ожидание роста цен приводит к сокращению объема предложения.
Объективные условия в виде обычаев, традиций, климатических особенностей сказывается на производстве и предложении.
Совокупность кривых индивидуального предложения в рамках данного рынка дает кривую рыночного предложения, которая отражает ту минимальную цену, на которую согласны все производители при каждом данном объеме производства.
Рис. 5.4 Равновесие спроса и предложения
Взаимодействие спроса и предложения приводит к тому, что на рынке устанавливается такая цена, что потребители полностью удовлетворяют свой платёжеспособный спрос, а фирмы полностью реализуют все произведённые товары. Данная ситуация называется равновесием(рис.5.4). Принято считать, что в рыночной экономике равновесие устанавливается автоматически в результате конкуренции. При этом на рынке существует единственное равновесное сочетание цены и объема.
Если цена (Р1) будет выше равновесной цены (Ре), то предложение блага будет превышать спрос и на рынке возникнет излишек продукции. Фирмы, столкнувшиеся с проблемой реализации, начнут снижать цену, что вызовет снижение объёма производства (действие закона роста альтернативных издержек). В то же время снижение цены на рынке увеличивает количество желающих приобретать данный товар в силу действия закона спроса. Цена будет расти до тех пор, пока не станет устраивать и продавца и покупателя и на рынке исчезнут незапланированные запасы (излишки) продукции.
Если цена (Р2) окажется ниже равновесной цены (Ре), то на рынке возникнет дефицит товаров, так как фирмам невыгодно производить дешёвые продукты в большом объёме, а объём спроса большой, так как многие желают покупать дешёвые продукты. Существование дефицита позволяет фирмам поднять цену. Рост цены стимулирует увеличение производства продукции, а с другой стороны сокращает количество желающих приобрести продукцию. Цена будет подниматься до тех пор, пока объём спроса не будет равен объёму предложения и возникнет равновесие. Обычно равновесие устойчиво, если кривая спроса более пологая, чем кривая предложения. Если кривая спроса более крутая, чем кривая предложения, то равновесие неустойчиво.
Данный механизм формирования равновесия действует в краткосрочном периоде. Если рассматривать долгосрочный период, то равновесие формируется за счет перемещения капитала из менее доходных отраслей производства в более прибыльные. В результате этого выравниваются условия производства и реализации на всех рынках товаров и услуг.
Сторонники рыночной экономики считают, что вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования приводит к неэффективности экономики. Это связано с тем, что государство не может установить цены и объемы производства соответствующие равновесным ввиду постоянного изменения ситуации на рынке. Государственное регулирование производит к возникновению теневых рынков и дополнительных затрат общества на поддержание неэффективных предприятий.
Если под влиянием неценовых факторов произойдет увеличение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена равновесия возрастет; если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или принеизменном спросе увеличится предложение, цена понизится.
Согласно теореме Смита, обмен на рынке приносит выгоду обеим сторонам.Эту выгоду можно определить как излишек потребителя, который равен сумме денег, которую сэкономит покупатель, если вместо того, чтобы платить одинаковую цену завесь объем покупаемого товара, он платит в соответствии с предельной полезностью каждой единицы данного товара.
Теория производства использует понятие излишек производителя (фирмы), который отражает ту выгоду, которую получает фирма от участия в общественном производстве. Он равен разнице между выручкой фирмы от реализации продукции и затратами на ее производство. Он возникает в результате того, что фирмы платят нанимаемым факторам производства в соответствии с предельным продуктом, создаваемым последней нанятой единицей фактора производства.