Роль инновационного предпринимательства в развитии экономики

Экономическая ситуация начала XXI столетий с самыми трудными внутриэкономическими и межгосударственными отношениями значительно усложнила практику бизнеса

Инновационный бизнес становится активным фактором экономического развития страны, коммерциализации, творческой деятельности разработчиков нового оборудования в условиях рыночной экономики. В экономической литературе рассматриваются две модели бизнеса: классический и инновационный.

Классический— традиционный, репродуктивный, обычный бизнес, когда бизнесмен стремится организовывать работу, рассчитывающую на максимальное возвращение ресурсов и получение прибыли.

Инновационный бизнес -специальный вид коммерческой деятельности для получения прибыли путем создания новых объектов и распределением новшеств во всех сферах народного хозяйства. В отличие от классического, бизнеса инновационное основано на поиске новых способов развития действующего предприятия. Это может быть новое производство, технологии, рынки, материалы, формы правления или создание нового, инновационного направленного предприятия.

Одна из самых сложных социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед государством, переход экономики к инновационному способу развития, преодоление технологического отставания страны. В документах и решениях последнего времени стратегия определения социально-экономического развития Казахстана на долгосрочной и среднесрочной перспективе, преодоление технологического отставания и инновационное преобразование общества заявлено в качестве общей ответственности государства и бизнеса.

В условиях глобального финансового кризиса доверие и сотрудничество государства, бизнес и граждан , согласно указу президента крайне необходимо для реализации намеченных стратегических программ, для создания основ национальной конкурентоспособности.

Все знания и инновации, произведенное в Казахстане — является сырьем для стран с развитой инновационной экономикой. Поэтому новшества не могут обеспечить развитие казахстанской экономики, пока ее структура не будет изменена, экономические инструменты не будут введены в оборот (патенты, технологии и т.д.), и промышленность не будет основана на новых технологиях.

На мировом и отечественном рынках особую актуальность приобретают проблемы ускоренного обновления и модернизации отечественного производства и экономики на основе инновационного потенциала бизнеса. Основанием для построения экономии инновационного типа – является непрерывное обновление знаний, рост требований для творческого потенциала, изобретений, дизайна, культуры творческого потенциала, формирующего инновационные производственные технологии с целью максимального удовлетворения увеличивающихся потребностей граждан, улучшения качества их жизни.

Уникальность инновационного процесса состоит в объединении науки, оборудования, экономики, бизнеса, управления и простирается от происхождения научной идеи ее коммерческой реализации, покрывая таким образом весь комплекс отношений: производство, обмен и потребление новшества получены в результате этого процесса.

Переход к новому типу экономического роста позволит выполнять создание инновационных механизмов для функционирования структур предприятия. Инновационный рост должен быть связан с активизацией процессов развития и коммерциализации новшеств, обеспечивающих ускорение темпов развития, увеличения конкурентоспособности экономики, в том числе ее технологический сектор.

Потребность формирования инновационного бизнеса для Казахстана была затронута многими обстоятельствами. Прежде всего — быстрое устаревание оборудования и технологий, что создает объективную потребность ускоренного введения нового оборудования и высоких технологий. Необходимо укрепление интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса всех сфер экономической деятельности.

Поэтому, инновационный бизнес — является общественным техническим и экономическим процессом, приводящим к созданию лучших товаров по свойствам (к производству, услугам) и технологии посредством практического применения новшеств решением внутренних проблем (структурные изменения, реинженеринг бизнеса и знания и т.д).

Меры по передачи экономики на инновационный путь развития должны быть немедленно предприняты, поскольку ухудшение основных фондов значительно, старение высококвалифицированного персонала, снижение в производстве высокотехнологичных товаров и накоплении переориентации экономики, чтобы импортировать технологическую основу доступно. Сохранившийся потенциал исследования и производства пока позволяет оставлять стратегию инновационного развития, заявленную президентом.

Будущее казахстанской экономики — это достижение поставленных стратегических целей на ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения и увеличения конкурентоспособности внутреннего производства — в значительной степени зависит от правильного выбора и последовательной реализации долгосрочной государственной политики, сосредоточенной на переходе к инновационному способу развития .

Для активизации привлечения инвестиций в туристскую отрасль Республики Казахстан необходимо определить понятную для инвесто­ров модель государственно-частного партнер­ства ( ГЧП), в которой должны быть учтены вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре, и главное, мер государственной поддержки.

Государственная помощь может включать инвестиционные преференции для предпри­ятий, обслуживающих туристов, экспортные гранты на возмещение затрат экспортеров, свя­занных с туристскими проектами; средне- и долгосрочное кредитование туристских ин­вестиционных проектов; разные формы лизин­га; субсидирование части ставок по кредитам; развитие производственной и сервисной инфра­структуры туризма и обучение топ-менеджмента и специалистов и многое другое.

Роль государства в развитии туристской отрасли заключается в создании необходимой инфраструктуры - дороги, трубопроводы, элек­троэнергия, водоснабжение и прочее. Кроме того, финансирование обучения кадров для от­расли, а также ряд мер, направленных на сти­мулирование внутреннего и въездного туризма. Это должно увеличить количество туристов в 2-3 раза.

Участие предпринимателя в инновационных процессах определяет его психология. Во-первых, он имеет склонность к творчеству, созиданию и инновациям. Это позволяет ему постоянно искать новые идеи и стремиться к их внедрению у себя на предприятии. Во-вторых, предприниматели испытывают жажду экспансии и расширения своей деятельности. В-третьих, им присущ хозяйственный оптимизм - они всегда верят в удачу своего дела. В-четвертых, при отсутствии достоверной информации о будущем необходимо обладать такими чертами, как расчетливость и аналитический стиль мышления. Тогда можно оценить вероятности различных исходов (благоприятных и неблагоприятных), преобразуя неопределенность в предпринимательский риск.

Подчеркивая роль предпринимателя в инновационном процессе, И.Шумпетер исходил из теории, что исходное положение экономической системы - чистое равновесие. По его мнению, в условиях рыночной экономики предприниматель-новатор выступает движущей силой изменений, возмущающих равновесие экономической системы. При внедрении инноваций привычный порядок взаимоотношений нарушается действиями предпринимателей-новаторов, которые вытесняют "консерваторов" с поля экономических взаимодействий и занимают освободившиеся пространства.

Однако и "новаторы", и "консерваторы" выполняют в хозяйственной деятельности определенную позитивную функцию. Наличие "консерваторов" позволяет выявить и определить новацию. Кроме того, они обеспечивают сохранение сложившихся стан-дартов до того момента, пока под влиянием "новаторов" не начнет происходить переход к новым стандартам, которые постепенно становятся все более привлекательными.

Модель поведения "новатора" при внедрении новаций требует большего денежного обеспечения по сравнению с консервативной. Издержки "новатора" складываются из затрат на поиск и обработку информации, на заключение контрактов по разработке новой идеи, на производство продукта и продвижение его на рынке, а также на возможное внедрение новой организационной формы. "Новатор", несмотря на убытки в начальной фазе, за счет роста объема продаж и расширения рыночных ниш успешно движется в сторону повышения уровня рентабельности. С течением времени "новатор" может превратиться в "консерватора" или раскрыть новаторский потенциал в смежных областях.

Общая величина издержек "консерватора" ниже издержек "новатора". Однако, чтобы "защитить" рыночную нишу, вести поддерживающую рекламу, компенсировать расходы на дорожающие ресурсы при сохранении цен на выпускаемые изделия без сокращения объема продаж, "консерватор" движется в сторону снижения уровня рентабельности. У него появляются две перспективы - превратиться в "новатора" или, сохранив свою консервативную модель, уйти с рынка.

Названные факторы регулируют число "новаторов" и "консерваторов" в экономике (существенное влияние на этот процесс оказывают непредсказуемые сдвиги в институциональной структуре и мероприятия экономической политики), определяют мо-дель их поведения (табл. 1).

Таблица 1.

Модели поведения агентов в экономической эволюции

Параметры «Новаторы» «Консерваторы»
Цель Реализация новых идей, технологий, продуктов Сохранение прежних позиций в области идей, технологий, продуктов
Область приложения усилий и результат Новые направления деятельности, значительно и постоянно расширяющиеся Эксплуатация старых сфер, форм и методов. Стабильная или сокращающаяся деятельность в процессе конкуренции с «новаторами»
Интервал функционирования 1. До превращения в «консерватора». 2. До внезапного банкротства в процессе конкуренции с «новаторами» и «консерваторами» 1. До выхода из хозяйственного поля (банкротства) или изменения вида деятельности. 2. До превращения в «новатора»
Издержки модели поведения Невысокие при отлаженном денежно-кредитном механизме Значительные или постоянно увеличивающиеся
Устойчивость к изменениям Высокая - за счет новизны реализуемых проектов Низкая - за счет роста издержек

На уровне отдельно взятой компании или фирмы проблема эволюции системы "новатор -консерватор" сводится к их сосуществованию в рамках одной экономической организации. При этом осваиваются новые продукты и рынки, а также выпускается "старая" продукция. Такое сочетание создает определенный запас прочности для фирмы, обеспечивает эффективное перераспределение ресурсов и, в конечном счете, положительно сказываетсяна развитии организации.

Анализ предпринимательской деятельности в развитых странах показывает, что малые и средние фирмы, даже при рискованной деятельности, играют новаторскую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств. Крупные корпоративные структуры также тяготеют к инновациям, поскольку имеют для этого большие материальные и финансовые возможности для освоения базовых, стратегических новшеств.

Наши рекомендации