Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? Общество. Основные сферы общественной жизни.
ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Тема № 1.
Общество. Основные сферы общественной жизни.
Часть А
А1 |
Общество, в самом широком смысле слова, означает
1) | естественную среду обитания |
2) | объединение всех людей на земле |
3) | определенную группу людей по интересам |
4) | стадию исторического развития народа |
А2 |
К общественным отношениям относятся связи между
1) | отдельными людьми и их группами |
2) | программистом и персональным компьютером |
3) | географическими условиями и разделением труда |
4) | работниками и орудиями труда |
А3 |
В результате научного открытия, ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт непосредственно связан со сферой
1) | экономики |
2) | духовной культуры |
3) | политики |
4) | социальных отношений |
А4 |
Политические партии прежде всего создаются в современном мире представителями «среднего класса». Данный факт иллюстрирует взаимосвязь между сферами жизни общества
1) | культуры и социальной сферы |
2) | культуры и политики |
3) | политики и экономики |
4) | политики и социальной сферы |
А5 |
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) | создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи |
2) | возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек: Нила, Инда, Хуанхэ |
3) | походы Александра Македонского на Восток |
4) | борьба древней Руси с набегами кочевников: печенегов и половцев |
А6 |
Отметьте верное суждение о взаимодействии природы и современного общества
1) | И в природе и в обществе действуют объективные законы развития |
2) | Общество на современном этапе полностью подчинило себе природу |
3) | Человек и общество не способны противодействовать природной стихии |
4) | Общество развивается, а природа неизменна, статична |
А7 |
Какие из приведенных социальных фактов, явлений характерны для обществ традиционного типа?
1) | парламентаризм, демократические ценности, фабричное производство |
2) | электронные сети, глобализация, высокие технологии |
3) | община, мелкотоварное ремесло, сословная иерархия |
4) | многопартийность, массовое производство, социальное законодательство |
А8 |
Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постиндустриального типа?
1) | Страна имеет многоконфессиональный состав населения. |
2) | Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта. |
3) | В управлении обществом применяются компьютерные технологии. |
4) | В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности. |
А9 |
Какой из перечисленных признаков характеризует общество как индустриальное?
1) | широко развиваются электронные средства связи |
2) | основу экономики составляет крупное машинное производство |
3) | общество имеет многонациональный состав |
4) | в обществе существует имущественное неравенство |
А10 |
Верны ли следующие суждения?
А.В процессе воздействия на природу, человек ее преобразует, создает «вторую природу».
Б. Воздействие человеческого общества на природу имеет как позитивные, так и негативные последствия.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
К глобальным экологическим проблемам современного мира относится
1) | расширение деятельности транснациональных компаний |
2) | углубление разрыва в развитии между бедными и богатыми странами |
3) | деятельность международных террористических организаций |
4) | загрязнение вод мирового океана отходами вредных производств |
А12 |
Какой из признаков характерен для общественного регресса?
1) | развитие общества от менее совершенных форм к высшим |
2) | усложнение общественных отношений и взаимодействий |
3) | попятное, возвратное движение общества, распад определенных учреждений и норм |
4) | смягчение общественных нравов и моральных норм |
А13 |
Верны ли следующие суждения?
Общество характеризуется как
А.результат деятельности многих поколений людей.
Б. система экономических, социальных, политических и духовных отношений людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А14 |
С помощью такого критерия как гуманизация отношений между людьми можно оценить с точки зрения общественного прогресса исторический факт
1) | изобретение конвертерного способа производства металла |
2) | открытие новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе |
3) | исключение смертной казни из спектра наказаний в большинстве европейских стран |
4) | разработка нового поколения компьютерных программ |
А15 |
Верны ли следующие суждения?
А.Революционный путь изменений наиболее болезненен для общества и приводит к разрушению его отдельных звеньев.
Б. Общество может изменяться как постепенным, эволюционным путем, так и скачкообразно, посредством революций.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А16 |
Среди приведенный признаков укажите те, которые характеризуют традиционное общество.
А) | сращивание власти с собственностью на землю |
Б) | господство мужчины в семейной жизни |
В) | быстрота общественных перемен |
Г) | выделение в обществе привилегированных и непривилегированных сословий |
Д) | свободное развитие частной инициативы в различных сферах жизни общекства |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АБГ | 2) | АГД | 3) | АВД | 4) | ВГД |
А17 |
Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:
1) | общественный прогресс стал невозможным в условиях глобализации. |
2) | общественный прогресс затрагивает только область техники и технологии. |
3) | общественный прогресс неоднозначен и противоречив в своих последствиях. |
4) | общественный прогресс возможен только в странах с развитой экономикой. |
А18 |
Отличительным признаком современного общества является
1) | господство традиционных религий и правовых обычаев |
2) | рост взаимозависимости различных регионов мира |
3) | воспроизводство строго иерархичной сословной структуры |
4) | полный отказ от традиционных религий и культуры |
А19 |
Среди приведенных предложений три представляют собой аргументы, а одно – оценочное суждение. Укажите предложение, являющееся оценочным суждением.
1) | Семейный уклад в стране Н. имеет патриархальные черты. |
2) | Основная масса населения в стране Н. занято в сельском хозяйстве. |
3) | Страну Н. можно отнести по ряду признаков к традиционному обществу. |
4) | В жизни общества страны Н. большую роль играют сельские общины. |
А20 |
Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его будущее. Эти проблемы в науке получили название
1) | общечеловеческие |
2) | глобальные |
3) | планетарные |
4) | всеобщие |
А21 |
Верны ли следующие суждения?
А. Угроза международного терроризма заставляет правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан..
Б. Международный терроризм и экстремизм стали ответом на глобализацию и экспансию ценностей западного мира в развивающиеся страны.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А22 |
Одним из создателей теории информационного общества, определившим его черты и признаки в трудах «Шок перед будущим», «Третья волна», явился ученый
1) | К.Маркс |
2) | О.Тоффлер |
3) | Д.Тойнби |
4) | В.Ленин |
А23 |
Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает
1) | рассмотрение истории как универсального процесса |
2) | выявление общих черт в развитии отдельных стран и народов |
3) | рассмотрение человеческой истории как смены определенных этапов |
4) | признание множественности, разнообразия путей и форм развития обществ |
А24 |
Процессы глобализации – ведущей тенденции развития современного мира, в первую очередь связаны с
1) | развитием национальных систем безопасности |
2) | развитием телекоммуникационных систем связи |
3) | развитием образования и введением единых государственных тестов |
4) | усилением влияния традиционных семейных ценностей |
А25 |
Продолжите фразу: «консервация общества на определенной стадии развития, отсутствие поступательно движения – это …»
1) | регресс |
2) | стагнация |
3) | распад |
4) | прогресс |
Часть В
В1 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «традиционное общество».
Сословное деление, родовая аристократия, сельская община, массовое производство, патриархальная семья.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крестьянство в России в начале XIX века составляло около 92 % населения. |
2) | Дворянство, в основном, мелкопоместное, не превышало 1%. |
3) | Меньшинство населения обладало сословными привилегиями. |
4) | Очевидно, данное общество можно считать традиционным. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В3 |
Установите соответствие между фактами и глобальными проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
факты | Глобальные проблемы | ||
1) | быстрый прирост населения в странах Азии и Африки | А) | экологические проблемы |
2) | хищническая вырубка лесов Амазонии | Б) | проблема «мирового Севера и мирового Юга» |
3) | глобальное потепление климата, «парниковый эффект» | ||
4) | рост задолженности развивающихся стран странам «золотого миллиарда». |
В4 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Общество представляет собой совокупность различных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.. (2)Сфера духовной культуры охватывает отношения в процессе производства, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг. (3)Важное значение для развития общества имеет политика. (4)Ее роль – регулирование общественных отношений, управление общественными процессами. (5)Сфера духовной культуры обособлена от остальных сфер, не оказывает на них никакого влияния. (6)Элементами экономической сферы общества выступают научные центры, библиотеки, театры.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
А | Б | В |
В5 |
Установите соответствие между обществоведческими понятиями и их характерными признаками и: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ПОНЯТИЯ | ||
1) | естественная среда обитания людей | А) | общество |
2) | способ жизнедеятельности людей | Б) | природа |
3) | совокупность взаимосвязей и взаимодействия людей | ||
4) | подчиняется только объективных законам развития |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В6 |
Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИП ОБЩЕСТВА | ||
1) | развивается крупная фабричная промышленность | А) | индустриальное |
2) | основными классами общества становятся пролетариат и буржуазия | Б) | постиндустриальное |
3) | ведущую роль приобретает сфера услуг | ||
4) | массовое распространение получили персональные компьютеры |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, характеризуют общественные изменения.
Регресс, эволюция, трансформация, распад, сферы общества, революция, реформа, стагнация.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда, и относящийся к другим характеристикам общества.
Ответ: ____________________________
В8 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество представлено взаимосвязью и взаимодействием четырех ______________(1): экономической, политической, социальной и духовной. Общественное _______________ (2) – один из наиболее важных элементов общества. Оно в наиболее полной форме представлено в экономической сфере, хотя и не сводится к ней. Как и материальное, духовное производство целенаправленно, оно удовлетворяет определенные __________________ (3). Продуктом и содержанием духовного производства является ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | производство |
Б) | общество |
В) | общественные потребности |
Г) | культура |
Д) | сфера |
Е) | население |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В9 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между традиционным и индустриальным обществом.
1) | выделение сфер экономики и политики |
2) | наличие аппарата управления обществом |
3) | преобладание сельского хозяйства в экономике |
4) | развитие демократических традиций |
5) | быстрота и динамизм преобразований |
6) | наличие социального неравенства |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
Часть С.
С1 |
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная революция». Составьте небольшой текст (два предложения) с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
С2 |
Приведите два конкретных примера, иллюстрирующие негативные последствия глобализации.
Тема № 2.
Человек. Его природа, взаимодействие с природой и обществом.
A1 |
Важным отличием человека от любого другого живого существа
является(-ются)
1) | мышление |
2) | инстинкты |
3) | рефлексы |
4) | потребности |
A2 |
Верны ли следующие суждения?
Личность человека
А.формируется в результате его взаимодействия с обществом.
Б.зависит от характера трудовой деятельности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A3 |
Общее для человека и животного качество -
1) | потребность в отдыхе |
2) | вера в сверхестественное |
3) | создание нового, не имеющего аналогов |
4) | постановка жизненных целей |
A4 |
Верны ли следующие суждения?
Свобода человека
А.невозможна во взаимодействии с другими людьми.
Б. предполагает связь с ответственностью за совершенные поступки.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5 |
Школьники вместе с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и засадили его деревьями и кустарниками. Данный пример иллюстрирует деятельность
1) | игровую |
2) | трудовую |
3) | учебную |
4) | познавательную |
A6 |
Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют экономическую деятельность.
А) | разработка газового месторождения |
Б) | выборы депутатов парламента |
В) | изменение ставки банковского процента |
Г) | оказание услуг страхования |
Д) | художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | БВД | 4) | ВГД |
A7 |
На основании приведенного высказывания определите жизненную позицию автора: «Все, даже бесспорные на первый взгляд истины, следует подвергать сомнению».
1) | циник |
2) | мизантроп |
3) | скептик |
4) | нигилист |
A8 |
Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Найдите недостающую информацию, позволяющую сделать вывод, что деятельность носила творческий характер.
1) | В деятельности участвовала группа людей. |
2) | В процессе деятельности применялись орудия труда. |
3) | Деятельность была обращена на использование веществ природы. |
4) | Созданный в результате деятельности продукт не имеет аналогов. |
A9 |
В целях повышения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Город Солнца». Учащимся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?
1) | разработанная школьниками конституция |
2) | процесс проведения выборов в муниципалитет |
3) | программы кандидатов на выборные должности |
4) | школьники – участники выборной кампании |
A10 |
Существенного влияния на социализацию личности не оказывают
1) | школа |
2) | средства массовой информации |
3) | особенности местного климата |
4) | семья |
A11 |
Политический статус личности характеризуется
1) | правом на участие в культурной жизни |
2) | обязанностью сохранять природу |
3) | свободой литературного творчества |
4) | правом проводить собрания, митинги и демонстрации |
A12 |
Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является
1) | постановка осознанных целей |
2) | приспособление к внешней среде |
3) | использование природных веществ |
4) | взаимодействие с себе подобными |
A13 |
Реформа в области образования, предполагающая введение обязательного 11-летнего среднего образования, представляет собой деятельность
1) | материально-производственную |
2) | социально-преобразовательную |
3) | ценностно-ориентировочную |
4) | познавательную |
A14 |
В общественной науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
1) | деятель |
2) | индивид |
3) | личность |
4) | субъект |
A15 |
Верны ли следующие суждения?
А. Труд предполагает в качестве цели удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Б. Отличием общения, как одного из видов деятельности человека, является обязательное наличие партнера, может быть даже и воображаемого.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A16 |
Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы». Процесс, в ходе которого каждый человек усваивает правила жизни в обществе, приобретает моральные качества, называется в обществознании
1) | социализацией |
2) | индивидуализацией |
3) | стратификацией |
4) | генезисом |
A17 |
Верны ли следующие суждения?
А.Человек, обладающий незаурядными природными задатками, непременно становится талантливым.
Б. Способности человека развиваются на основе природных задатков.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A18 |
Немецкий философ И.Гете писал: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом». Процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы, называется в науке
1) | самостоятельностью |
2) | самопознанием |
3) | самореализацией |
4) | социализацией |
A19 |
Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют политическую деятельность.
А) | участие в день выборов депутатов парламента в голосовании |
Б) | выдвижение своей кандидатуры на пост главы муниципалитета |
В) | размещение в коммерческом банке крупного вклада |
Г) | внесение поправок в текст конституции |
Д) | художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АБГ | 2) | АГД | 3) | БВД | 4) | ВГД |
A20 |
Для характеристики личности человека, прежде всего, важны такие качества как
1) | цвет глаз и волос |
2) | расовая принадлежность |
3) | особенности физического строения |
4) | способность общаться |
A21 |
Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является
1) | приспособление к внешней среде |
2) | формирование условных рефлексов |
3) | использование природных веществ |
4) | постановка идеальной цели |
A22 |
Важным видом человеческой деятельности выступает социально-преобразовательная. Подберите пример подобной деятельности.
1) | издание популярной энциклопедии |
2) | внедрение новой компьютерной программы |
3) | реализация национального проекта в области здравоохранения |
4) | публикация сборника произведений популярного прозаика |
A23 |
В стране Д. был проведен опрос социологической службой. Респондентам было предложено ответить на вопрос: Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании личности? Были получены следующие результаты (в %):
Название фактора | Количество голосов опрошенных |
природные задатки | |
семья, домашние | |
школа | |
средства массовой информации | |
затруднились ответить |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) | наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль семьи. |
2) | более трети опрошенных затруднились в ответе на заданный им вопрос. |
3) | в качестве ведущего фактора в становлении личности около трети опрошенных назвали школу |
4) | наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков |
A24 |
Труд «Бегство от свободы», в котором была сформулирована мысль о том, что свобода налагает на человека дополнительную ответственность и что, подчас, комфортнее и удобнее жить в несвободном обществе, создал
1) | К. Маркс |
2) | Э. Фромм |
3) | К. Юнг |
4) | Л.Н. Толстой |
A25 |
Среди приведенных признаков укажите те, которые отличаютдеятельность человека от поведения животных.
А) | человек в своей деятельности выдвигает осознанные цели |
Б) | в деятельности человека удовлетворяются естественные потребности |
В) | человек способен моделировать результаты своей деятельности |
Г) | деятельность человека определяется инстинктами |
Д) | в деятельности человека присутствуют осознанные интересы |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АБГ | 2) | АГД | 3) | АВД | 4) | ВГД |
Часть В
В1 |
Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
1) | выдвижение гипотез развития Вселенной | А) | научная |
2) | производство потребительских товаров | Б) | практическая |
3) | преподавание учебных предметов в школе | ||
4) | изучение поведения животных в естественной среде |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности».
В пище, в отдыхе, в еде, в красоте, в поддержании теплового баланса, в защите .
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В3 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. |
2) | Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. |
3) | Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений. |
4) | Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В4 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Личность человека формируется под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является воздействие со стороны общества, других людей.. (2)При формировании личности важны врожденные, природные задатки. (3) Задатки человека обязательно развиваются в способности, становятся талантами человека.. (4) Формирование способностей ни коим образом ни связано с деятельностью, взаимодействием с обществом. (5) Исследуя свои способности, каждый человек определяется с выбором профессии.. (6)Выбор профессии во многом запрограммирован у человека с рождения, ни семья, ни школа не способны его изменить.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
А | Б | В |
В5 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
______________(1) побуждает к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предметом потребности является ее _______________ (2). Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же __________________ (3) может вызываться различными мотивами. Итак, мотив- это побуждение к деятельности, отвечающий на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | потребность |
Б) | интерес |
В) | мотив |
Г) | процесс |
Д) | деятельность |
Е) | результат |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В6 |
Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Виды деятельности | ||
1) | Освоение опыта предыдущих поколений | А) | труд |
2) | Преобразование предметов окружающего мира | Б) | общение |
3) | Обмен информацией и ее преобразование в процессе взаимодействия | В) | учение |
4) | Осуществление реального действия воображаемыми средствами | Г) | игра |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7 |
Выберите качества, отличающие человека от животного. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.
1) | стремление к самореализации |
2) | потребность в красоте |
3) | способность строить жилища |
4) | потребность в пище и воде |
5) | способность отображать мир в идеальных образах |
Ответ: ____________________________
В8 |
Вставьте пропущенное слово в схеме и впишите его в строку ответа:
Природа человека
биологическая | …………………….. |
Качества, приобретаемые от рождения | Качества, формируемые в процессе взаимодействия с обществом |
Ответ: ________________________
В9 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между человеком и высшими животными.
1) | использование орудий труда |
2) | необходимость поддержание теплового баланса тела |
3) | представления о сверхестественном |
4) | отображение мира в идеальных образах |
5) | потребность в воде и пище |
6) | создание нового, не имеющего аналогов в природе |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
Часть С.
С1 |
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
С2 |
Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.
____________________________________________________________________
ТЕКСТ
Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Дети, лишенные игр, теряют те или иные качества мышления, поскольку не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх - обогащение эмоциями….
Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.
…И все-таки для чего нужна игра? Детям, взрослым? Да для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения – очень хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, - это будет ЧИСТОЕ, ДОБРОЕ время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда любили, когда были разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делали, отдавали….
В основе игры лежит какая-то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего, помимо всего прочего, - это азарт открывателя тайн, исследователя.
Шмаков С.А. Ее величество – игра.
С3 |
С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».
С4 |
В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».
С5 |
Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.
Тема № 3.
Познание мира. Духовная культура человека и общества.
А1 |
Процесс постижения человеком сущности вещей, своей природы, законов развития окружающего мира, называется
1) | воспитанием |
2) | обучением |
3) | познанием |
4) | искусством |
А2 |
Отличием обыденного, житейского знания является приобретение его в ходе
1) | выдвижения и обоснования научных гипотез |
2) | обобщения данных, полученных экспериментальным путем |
3) | осмысления и накопления жизненного опыта |
4) | отображения мира в художественных образах |
А3 |
В понятии «истина» заключено знание,
1) | разделяемое большинством людей |
2) | соответствующее моральным нормам |
3) | не противоречащее предыдущему |
4) | соответствующее познаваемым объектам |
А4 |
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.
Б. Истинные знания всегда разделяются большинством людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А5 |
Примером какого знания служит следующее утверждение: «Люди, рожденные под знаком Льва стремятся к лидерству, часто они становятся руководителями»?
1) | естественнонаучного |
2) | астрологического |
3) | житейского |
4) | мифологического |
А6 |
Утверждение «по данным археологов во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером
1) | мифологического знания |
2) | житейского знания |
3) | народной мудрости |
4) | научного знания |
А7 |
Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?
1) | Разработка философами теории глобального управления |
2) | Выдвижение астрономами гипотезы о происхождении "черных дыр" в галактиках |
3) | Определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды |
4) | Моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян |
А8 |
Знание о том, что масса вытесненной воды телом при погружении равно массе погружаемого тела было получено путем
1) | научного эксперимента |
2) | предположения (выдвижения гипотезы) |
3) | теоретического анализа |
4) | божественного откровения |
А9 |
Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об ).... характере истины. Заполните пропуск в предложении.
1) | научном |
2) | абсолютном |
3) | относительносм |
4) | очевидном |
А10 |
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) | Люди, рожденный под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны. |
2) | Согласно мифам древних китайцев, первые люди на земле были сотворены из глины. |
3) | Обнаруженные археологами при раскопках Помпей надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме. |
4) | Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье. |
А11 |
Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии. Какой из приведенных фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические, но и эмпирические методы познания?
1) | Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования. |
2) | Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования. |
3) | Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона. |
4) | Учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы. |
А12 |
Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Альпинистами называют покорителей горных вершин. Тенцинг Норгей первым покорил Эверест – высочайшую горную вершину. Значит, Тенцинг – альпинист» является примером
1) | представления |
2) | восприятия |
3) | понятия |
4) | умозаключения |
А13 |
Укажите верное высказывание:
1) | Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей. |
2) | В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения. |
3) | Только те знания, которые соответствуют моральным нормам, истинны. |
4) | Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению. |
А14 |
Среди приведенных предложений три – с изложением фактов, одно – с выражением субъективного мнения. Укажите предложение, в котором выражено субъективное мнение.
1) | В латвийской Юрмале прошел конкурс молодых исполнителей эстрадной песни из стран СНГ и Балтии |
2) | На фестиваль приехали и многие известные исполнители |
3) | Подобный фестиваль, думается, позволить осуществить плодотворный обмен творческими идеями. |
4) | Специально для фестиваля написано много новых песен. |
А15 |
Продукт данного типа культуры отображает эстетические предпочтения создателя и ориентирован на определенный круг потребителей. Какая дополнительная информация о продукте позволит сделать вывод о том, что он относится к массовой культуры?
1) | отражает уровень развития общества |
2) | ориентирован на получение прибыли |
3) | сложен для восприятия и понимания |
4) | был разработан неизвестным автором |
А16 |
Верны ли следующие суждения?
А.Потребители элитарной культуры вполне могут воспринимать и произведения массовой культуры.
Б. Некоторые продукты элитарной культуры могут стать частью массовой культуры.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А17 |
Искусство, как одну из форм культуры, отличает
1) | логическая стройность выводов |
2) | отображение мира в образной форме |
3) | обобщение системы фактов, полученных опытным путем |
4) | выстраивание системы доказательств |
А18 |
Верны ли следующие суждения?
А Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.
Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А19 |
В 2004-2005 г.г. социологическая служба проводила опрос. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Станут ли они оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бес платных, бюджетных мест будет существенно сокращено?» Были получены следующие результаты: