Статистика трудовых ресурсов
СТАТИСТИКА ТРУДА
Методические указания к самостоятельной работе
Составитель Т. В. Новикова
Методические указания по дисциплине «Статистика труда» для самостоятельной работы включают варианты с индивидуальными заданиями для студентов. Каждый вариант составлен в соответствии с программой дисциплины.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
Общие сведения
Целью изучения дисциплины «Статистика труда » является раскрытие перед обучающимися содержания системы статистических трудовых показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов общественной жизни, ознакомление студентов с общими правилами и методами статистических исследований, т.к. статистика играет огромную роль в становлении и развитии экономики.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
–– знать предмет, методику статистики, виды группировок, понятие абсолютных и относительных величин, виды и формы взаимосвязи между явлениями и методы их изучения, содержание и виды рядов динамики, особенности построения индексов;
–– уметь правильно определять цель, объект и единицу наблюдения, давать многостороннюю характеристику конкретному явлению, анализировать полученные результаты.
Указания к выполнению самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины, а также выявление их умения применять на практике методы экономического анализа.
Вид самостоятельной работы –– домашнее задание.
Прежде чем приступать к выполнению работы, необходимо проработать материал программы данного курса.
Задания для самостоятельной работы состоят из:
- теоретической части: тем, которые необходимо проработать. Номер варианта совпадает с номером студента в журнале преподавателя;
- практической части: задач, предлагаемых по тематике учебного курса.
Работа выполняется в печатном виде на листах формата А4. Объем работы 15-20 страниц. Страницы должны быть пронумерованы. В начале работы должен быть указан номер варианта. Текст работы должен сопровождаться формулами, подробными расчетами и разъяснениями. Статистические таблицы должны быть построены и оформлены в соответствии с правилами, принятыми в статистике. В конце работы следует привести список использованной литературы. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты, когда было выдано задание.
Самостоятельная работа предоставляется на проверку не позднее, чем за 2 недели до зачетной недели. На зачет студент является с проверенной работой и устраненными замечаниями.
Теоретическая часть
Темы домашних заданий.
1. Система показателей состава трудовых ресурсов по различным признакам. Абсолютные и относительные показатели занятости. Показатели уровня безработицы. Закон Оукена. Абсолютные и относительные показатели занятости.
2. Численность и состав работников предприятия. Определение среднесписочной численности работников, численности постоянных, сезонных и временных работников. Показатели движения рабочей силы
3. Фонды рабочего времени. Баланс рабочего времени. Показатели использования фондов рабочего времени. Показатели сменности и коэффициент использования сменного режима.
4. Определение производительности труда. Прямой и обратный показатели производительности труда. Нахождение часовой, дневной и месячной производительности труда. Индексы производительности труда.
5. Понятие экономической категории «оплата труда». Задачи статистического изучения оплаты труда. Система показателей оплаты труда. Современные формы и системы оплаты труда.
6. Составление балансов трудовых ресурсов, баланса движения численности работающих (баланса рабочей силы) и баланса использования рабочего времени.
7. Система показателей уровня жизни. Обобщающая оценка уровня жизни. Статистическое изучение расходов населения и потребления товаров и услуг.
Практическая часть
СТАТИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Вопросы к изучению
1. Показатели численности трудовых ресурсов, методы их расчета.
2. Статистика естественного и механического движения трудовых ресурсов.
3. Статистика занятости и безработицы.
4. Классификация населения по статусу в занятости.
5. Баланс трудовых ресурсов.
Задача 1.Численность экономически активного населения в РФ в2000 г. (ноябрь) составила 72,8 млн чел., численность занятых – 65,0 млн чел., а общая численность населения – 144,9 млн чел.
Рассчитайте: 1) численность безработных; 2) коэффициент экономической активности населения; 3) коэффициенты занятости и безработицы.
Задача 2.Численность занятых в городе на 1 января 2000 г. составила352 тыс. чел., на 1 апреля 2000 г. – 354 тыс. чел., на 1 июля
2000 г. – 368 тыс. чел., на 1 октября 2000 г. – 358 тыс. чел., на 1 января 2001 г.– 360 тыс. чел. Численность безработных на соответствующие даты составила: 39 тыс. чел., 40 тыс. чел., 32 тыс. чел.,35,4 тыс. чел., 40 тыс. чел.
Определите: 1) среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за 2000 г.; 2) коэффициенты занятости и безработицы за этот период.
Задача 3.Численность экономически активного населения одного региона РФ составила 17,3 млн чел., численность безработных -715 тыс. чел., численность населения – 30,5 млн чел.
Определите коэффициенты экономической активности населения, занятости и безработицы в регионе.
Задача 4.Численность населения области – 3 млн чел., численность безработных – 128 тыс. чел., что составляет 8% экономически активного населения.
Рассчитайте численность экономически активного населения и коэффициенты экономической активности населения и занятости.
Задача 5.Экономически активное население РФ в сентябре 1999 г. составило 73,7 млн чел., на долю мужчин приходилось 52,7%. Коэффициент безработицы у мужчин составил 11,5%, а у женщин – 11 %.
Определите: 1) общий коэффициент безработицы; 2) численность занятых мужчин и женщин; 3) коэффициент занятости мужчин, женщин и в целом для лиц обоего пола; 4) структуру по полу занятых и безработных.