Модели системы экспедирования
Различия в толковании понятия экспедиционной деятельности можно проиллюстрировать на двух моделях системы экспедирования: традиционной и логистической.
Традиционная модель (рис. 2) отражает подход, при котором экспедиторы рассматриваются как посредники, связующие звенья в логистической цепи. Недостатком модели является то, что экспедиторам приходится прибегать к искусственным методам увязки грузопотоков на стыке звеньев "грузоотправитель - транспорт" и "транспорт - грузополучатель". Отсутствием координации деятельности по доставке груза объясняются неточности и сбои в работе экспедиторов и перевозчиков в данной модели. Каждое посредническое звено здесь отвечает только за свой комплекс операций и не увязывает его с полным комплексом операций по транспортно-экспедиционному обслуживанию при движении груза по всей логистической цепи.
Данная модель организации экспедиционной деятельности не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и, следовательно, оперативно реагировать на изменение спроса. Иначе говоря, данная модель слабо адаптирована к условиям внешней среды.
Логистическая модель (рис. 3) отражает подход, в соответствии с которым экспедиторы трансформируются из посредников в принципалов, т.е. становятся равноправными участниками перевозочного процесса. Преимущество данной модели - отказ от понятия стохастичности транспортных потоков и изучения их как потоков детерминированных, с определенными параметрами, иными словами, отказ от обезличенного грузопотока. В такой модели взаимоотношения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями рассматриваются в рамках логистической системы.
Под логистической системой понимается сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов-звеньев (грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, других участников доставки), совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними и (или) внешними целями, например сокращением времени доставки, выбором оптимального маршрута доставки, доставкой точно вовремя и т.д.
Усложнение структуры логистической системы экспедирования по отношению к традиционной изменяет роль экспедиторов и их место в данной системе, существенно усложняет взаимоотношения элементов системы, структуру и движение потоков информации, финансовых, материальных ресурсов. Более жесткая координация и контроль взаимодействия элементов, сосредоточенные в руках экспедиторов, в подобной системе обеспечивают возможность получения экономии на доставке, что в конечном итоге сказывается на снижении цены потребления товаров и увеличении объемов реализации продукции и услуг.
Стремление к формированию логистических систем определилось в мировой торговой и транспортной сферах лишь в последнее двадцатилетие. Главной причиной активизации данного процесса стала возможность получения экономии на цене товаров. При быстром росте объемов потребления и насыщении потребительских рынков разнообразными товарами за счет унификации и стандартизации продукции, производственных процессов, технологий были достигнуты минимальные значения себестоимости производимой продукции. Дальнейшее снижение производственных издержек стало практически невозможным. В этих условиях главным источником снижения цены товаров могли быть только транспортные затраты. Кроме того, клиентами все чаще выдвигалось требование обоснования логики выполнения транспортных и других операций по организации движения товарных потоков, что в конечном итоге стало критерием формирующихся региональных, национальных и международных логистических систем.
Исторические, правовые и экономические условия накладывают ограничения на любую из рассмотренных моделей. Под действием совокупности внешних и внутренних условий формируется система экспедиционной деятельности, отражающая этап развития экономики в целом и использующая его преимущества. По всей видимости, первое из приведенных определений описывает начальный этап развития и становления рынка экспедиционных услуг, когда большинство экспедиторов являются агентами или курьерами. Второе - соответствует этапу сформировавшегося, интенсивно развивающегося рынка, где экспедиторы осознают преимущества работы по координации усилий, ее влияние на оптимизацию движения товарных потоков в целом.
Развитие мирового товарного рынка и изменение его пространства в связи с социально-политическими процессами в Восточной Европе в конце 90-х гг. XX в. способствовало интенсификации, интеграции деятельности экспедиторов из разных стран в мировое торговое и транспортное пространство.
Сущность же экспедиционной деятельности при выходе на международные рынки приобретает отличительные черты, свойственные потокам экспортируемых или импортируемых товаров, и вовлекает в сферу экспедиционной деятельности множество новых участников. Усложняются выполняемые в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания операции, возрастает их общее количество, лавинообразно растет поток документов, необходимых для оформления доставки, появляется необходимость в специфических операциях, не требующихся при экспедиции внутри малых территорий и регионов и даже в национальных границах, как, например, пограничный, таможенный, фумигационный, санитарный и другие виды контроля. Соответственно меняется характер взаимоотношений всех участников экспедиции по организации доставки, возрастает влияние международного законодательства, национальных и международных организаций и учреждений, контролирующих его выполнение.
Экспедиторы специализируются на выполнении операций по обслуживанию комплексному или только одного из направлений, например экспорта или импорта; они могут работать обособленно или, наоборот, объединяться в зависимости от направлений деятельности и др. Возможна специализация экспедиторской деятельности по виду операций, например консолидация, погрузка-разгрузка, сопровождение груза и т.д.
Все участники экспедиционной деятельности при обслуживании международной доставки груза приобретают ряд преимуществ, если эта деятельность координируется экспедиторами.
Преимущества сотрудничества для экспортеров (импортеров) и грузоотправителей (грузополучателей) состоят в следующем:
- имеется возможность получить экономический эффект от более низкой ставки по сравнению с той, которую выставляли бы перевозчики;
- с экономико-организационной точки зрения отправителям более выгодно иметь дело с экспедитором, который занимается консолидацией и транзитной доставкой грузов до мест назначения, чем с несколькими перевозчиками, предоставляющими сервис на своих ограниченных маршрутах или с участием только одного вида транспорта;
- экспедитор предоставляет услуги "от двери до двери" и услуги по распределению, которые не всегда берется выполнить перевозчик.
Преимущества сотрудничества для перевозчиков:
- эффективнее используются транспортные средства, так как ТЭП предоставляют перевозчику более крупные отправки, удобные режимы, возможность круглосуточной эксплуатации транспортного средства;
- экономятся затраты, время и ресурсы, связанные с созданием оптимальных отправок, так как перевозчик освобождается от приема индивидуальных и мелких партий груза и от затрат средств и рабочей силы для этого;
- отпадает вопрос об оплате фрахта, так как об этом заботится ТЭП;
- оформление основной сопроводительной документации перекладывается на экспедитора.
Преимущества сотрудничества для экспедиторов заключаются в том, что они:
- получают экономический эффект от разницы между относительно высокой тарифной ставкой на отдельные партии грузов, выплачиваемой грузоотправителями, и относительно низкой ставкой, которую экспедитор должен заплатить перевозчику;
- взимают комиссионные сборы за деятельность в качестве агента грузоотправителей (грузополучателей), экспедиционных, транспортных компаний других стран;
- получают комиссионные за осуществление операций в сфере обращения по поручению грузоотправителей;
- используют разницу между ставками, предлагаемыми грузоотправителям, и фактической стоимостью работ по упаковке, маркировке и хранению груза.
Координация совместных усилий с четким разграничением функций оказывает положительное влияние на качество доставки и обслуживания клиентуры, способствует упрочению роли экспедитора и росту его полномочий, не ограниченных ни международным, ни национальным законодательством. Одновременно наблюдается расширение спектра услуг, оказываемых экспедиторами.
При этом следует различать понятия функций экспедитора и экспедиторской услуги, которые часто отождествляются. Понятие "функции экспедитора" позволяет раскрыть сущность и характер его деятельности в определенных условиях, определить место в организации процесса подготовки и доставки груза клиенту.
Основными функциями экспедитора являются:
- целеполагание - когда в результате целенаправленных действий экспедитора и под его руководством осуществляется доставка товаров клиентам с наименьшими затратами времени, денег, в назначенное место и без потерь, т.е. достигается высокая эффективность функционирования всей логистической системы;
- координация (согласование) коллективных действий всех участников доставки для достижения поставленных клиентом целей - экономии времени, денег, с доставкой в точно названное место и время и т.д. Координация позволяет сбалансировать деятельность многих предприятий, отраслей или более крупных экономических систем, таких, например, как национальный транспортный рынок или международный транспортный рынок, способствует их планомерному, устойчивому развитию;
- распределение. Эта функция выделилась для транспортных и логистических систем в самостоятельный укрупненный технологический процесс (так называемое физическое распределение), определяющий порядок выполнения операций по подготовке и доставке грузов, перемещению их потоков в пространстве и времени, и возникающие по этому поводу отношения между участниками данного процесса.
В теории управления производством функции рассматриваются и как вид определенной деятельности. Именно на этих позициях основано выделение функций экспедитора как вида экспедиционных услуг - конкретного вида работы или операций, выполняемых экспедитором.
Под функциями экспедитора подразумевают следующие виды работ:
1. сопровождение товара в пути следования, предоставление клиенту связанных с доставкой информационных услуг и услуг по оборудованию транспортных средств или предоставлению специальных транспортных средств;
2. оформление товаротранспортной документации, необходимой для обеспечения доставки грузов;
3. организация выполнения комплекса операций с использованием собственной или клиентской производственной базы по сборке, разборке, сортировке, упаковке, погрузке, разгрузке, взвешиванию и прочим операциям с грузом;
4. организация консолидации и разукрупнения партий грузов на собственных терминалах;
5. содействие таможенной очистке товаров, фитосанитарному контролю и карантинным операциям;
6. оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждении товара;
7. ведение от лица и за грузовладельцев и перевозчиков расчетов за доставку товара;
8. координация и согласование действий участников транспортного процесса для обеспечения доставки груза с максимальной эффективностью для клиентов и перевозчиков.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Транспортно-экспедиционные предприятия, как правило, привлекаются только к вопросам оперативного (месячного, реже ежеквартального) планирования. Его задачей является уточнение объемов предстоящей транспортной работы, правильного распределения транспортных средств по объектам транспорта и видам перевозок с учетом ряда негативных факторов, присущих экономике и транспорту России, таких как сезонный завоз грузов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, недостаточные пропускные способности ряда участков железнодорожных магистралей, пограничных станций и переходов, морских и речных портов, грузовых терминалов в аэропортах и др.
Общая организация планирования перевозок в нашей стране исходит из ведущего положения железнодорожного транспорта в единой транспортной сети России. Это выражается в том, что принятый план железнодорожных перевозок принимается в качестве основания, базы для разработки планов морских, речных и автомобильных перевозок.
Месячный развернутый план перевозок грузов железнодорожным транспортом представляется по форме ГУ-12 по родам грузов, станциям отправления и дорогам назначения. Он передается грузоотправителем не позднее, чем за 14 дней до начала месяца в Управление дороги. Одновременно предоставляются планы перевозок грузов маршрутами. Управления дорог на основе развернутых планов составляют и представляют за 9 дней до начала месяца в МПС план погрузки по дорогам назначения и родам подвижного состава для разработки технических норм эксплуатационной работы, а также объявляют за 5 дней до начала месяца месячные планы перевозок каждому отделению. Отделения дорог за 3 дня до начала месяца разрабатывают и утверждают планы перевозок каждой станции.
Начальник отделения железной дороги устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана перевозок, обеспечивая равномерность и ритмичность погрузки в течение месяца и суток. Грузоотправители обязаны за 3 дня до начала декады представить начальнику отделения через начальника станции заявку на погрузку с календарным распределением размеров погрузки по дням декады по форме ГУ-11.
Планы перевозок грузов в смешанных сообщениях планируются в централизованном порядке МПС с Департаментами морского и речного транспорта Минтранса.
В планировании перевозок экспортных грузов участвует "Союзвнештранс". Его роль особенно важна в согласовании отправок срочных дополнительных к плану грузов. В этой работе участвуют портовые и приграничные подразделения концерна. В основе планирования перевозок таких грузов лежат представляемые за 20 дней до начала месяца грузоотправителями планы перевозок экспортных грузов в вагонах и тоннах с указанием пограничных станций или морских портов.
Планы рассматриваются и утверждаются МПС с Минтрансом и его департаментами и не позднее, чем за 4 дня до начала месяца доводятся до управлений дорог и соответствующих предприятий. Припортовым железным дорогам и морским портам устанавливаются нормы выгрузки экспортных грузов.
В планировании перевозок импортных грузов, наряду с грузополучателями России принимают участие иностранные отправители, экспедиторские фирмы, железные дороги - участницы международных сообщений, агенты российских и иностранных перевозчиков, поддерживающих регулярные морские и автомобильные сообщения с Россией, администрации морских и речных портов, а также Управления и департаменты МПС и Минтранса РФ.