Тема 18а. Современные философские проблемы экономики
Цель занятия:Познания методов исследования экономики, их эволюции, функций современной экономической методологии.
Основные положения темы занятия:
1.Экономика как объект методологической рефлексии
2.Методология экономической науки.
3.Современные направления развития экономической методологии
4.Методологические установки современного теоретического менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1.Эволюция метода экономической науки.
2. Современные тенденции в развитии экономической методологи.
3. Методологические основы теорий менеджмента.
Тема 18б. Основные философии техники и технических наук.
Цели занятия:Познание основных направлений современной философии техники и путей преодоления кризиса техногенной цивилизации.
Основные положения темы занятия:
1. Специфика философского осмысления техники.
2. Предметы философии техники, её основные формы и задачи.
3. Основные этапы и фазы технической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1.Философия техники как особый вид рефлексии.
2. Роль принципа деятельности в осмыслении науки.
3. Методология и история технических наук.
Тема 22. Становление регулируемого капитализма
Цель занятия:изучить опыт прямого, косвенного, государственного регулирования экономики, историю развития менеджмента, новых технологий и поколений техники
Основные положения темы занятия:
1.Эволюция государственного регулирования на Западе.
2.Тоталитарная модель регулируемой экономики.
3.Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Вопросы для обсуждения:
1. Н.Д.Кондратьев, Дж.М.Кейнс о проблемах прямого и косвенного регулирования экономики.
2. Эволюция государственного регулирования в развитых странах Европы.
3. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Темы рефератов:
1. Монополии и государственное регулирование.
2. Экономическое чудо” ФРГ и его причины.
Тема 25. Постиндустриальное и информативное общество: проблемы и перспективы
Цель занятия:Изучить проблемы постиндустриального (Информационного) общества, тенденции развития мировой экономики в XXI веке, а также информационной техники и технологии.
Основные положения занятия:
1. Глобальные проблемы и процессы в развитии экономики и техники в XXI веке.
2. Особенности развития экономики стран по регионам.
Вопросы для обсуждения:
1. Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция.
2. Экономические проблемы США.
3. Проблемы развития экономики Европы.
4. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке.
Темы рефератов:
1. Место России в мире хозяйственных связей.
2. Проблемы переходной экономики РФ.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПОДГОТОВКЕ
Темы рефератов
1. Герменевтика и экономическая методология: история и современность.
2. История национального предпринимательства в России.
3. История реформ в России в XiV - XX вв.
4. Концепция человека в современной экономической теории: история и современность.
5. Экономическая наука России об особенностях хозяйственного управления (авторы и проблемы на выбор).
6. Экономическая наука о роли государства в развитии национального хозяйства (по периодам и персонам).
7. Основные идеи отечественных экономико-управленческих концепций XIX в.
8. Основные направления современных западных концепций трансформации плановых систем в рыночные.
9. Основы национального хозяйства России (XVI-XVH вв.).
10. Особенности развития национальной экономики в России.
11. Постпозитивистская философия и методология экономикоуправленческой теории.
12. Проблемы экономического роста в России.
13. Развитие институционального направления в экономической мысли Германии.
14. Развитие неоавстрийской экономико-управленческой школы хозяйственного управления.
15. Развитие теоретических основ западной экономической мысли (авторы и проблемы на выбор).
16. Развитие теории благосостояния в современной экономической мысли.
17. Развитие теории экономической динамики.
18. Развитие теории управления экономикой России XIX-XX вв.
19. Современные зарубежные оценки советского опыта управления экономикой.
20. Социокультурные основы русского предпринимательства: история и современность.
21. Социокультурные основы формирования национальной экономики в России.
22. Сравнительный анализ экономических теорий развития современной России.
23. Формирование идей национального хозяйства в работах российских ученых XVI-XX вв. {авторы и проблемы на выбор).
24.
>рия и со* :сии. ш теории: гёственно- гии нацио- шенческих концепций [I вв.). России. 1КОНОМИКО- юмической кой школы юмической экономиче- CIX-XX вв. ыта управ- иательства: шьной эко- шития со- |
25. Основные экономико-управленческие идеи кембриджской (А.Маршалл, А. Пигу), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето), американской (Дж.Б.Кларк) и австрийской (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем- Баверк) школ.
26. Роль кембриджской, лозаннской, американской и австрийской школ в генезисе неоклассики.
27. Связь неоклассической теории с “законом рынков” Ж.Б.Сэя.
28. Великая депрессия 1930х гг. и кризис неоклассики.
29. Теоретические источники кейнсианства.
30. Концепции А.Маршалла и К.Викселля и их современная оценка.
31. Учение М.Вебера и В.Ойкена об их “идеальных” и “реальных” типах хозяйства.
32. Влияние институционализма на “Новый курс” Ф.Рузвельта.
33. Исторические условия “неоклассического возрождения”.
34. Роль неоавстрийской (Л. Мизес, Ф. Хайек) и лондонской (Л. Роббинс) школ в развитии современной прикладной экономической науки.
35. Французская неоклассическая школа и ее особенности.
36. Вирджинская школа. Работы Д. Бьюкенена, Г. Таллока.
37. Развитие идей Л. Мизеса и Ф. Хайека в современной австрийской неоклассике.
38. Особенности социал-демократических экономических программ во Франции, Германии, Швеции.
39. Модели социального регулирования во второй половине XX века.
40. Планирование в России и эволюция государственного регулирования на Западе.
41. История бухгалтерского учёта в России.
42. Становление и развитие информационных технологий в России (по отраслям).
43. Развитие НТП в России и его влияние на качество техники, технологий (по отраслям).