Белорусский национальный технический университет

ПРОГРАММА

Преддипломной практики

для направления специальности

1-26 02 02-02 «Менеджмент (социально-административный»;

специализации

1-26 02 02-02 02 «Управление персоналом»

Минск 2013 г.

УДК

А в т о р ы :

Седнина М.А., Аснович Н.Г., Мазаник А.А.

Р е ц е н з е н т ы :

И.Н. Кандричина, доцент кафедры «Политология, социология

и социальное управление БНТУ, канд. соц. наук;

Л.И. Дроздович, доцент кафедры «Экономика и право» БНТУ, канд. эк. наук

Программа является документом, определяющим цели и задачи преддипломной практики, обязанности кафедры и предприятия, руководителя и студента по ее организации. Она содержит основные методические положения проведения практики, перечень индивидуальных заданий, график обучения студентов на рабочих местах, требования к оформлению отчета и подведению итогов.

© БНТУ, 2013

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Преддипломная практика студентов направления специальности 1 - 26 02 02–02 «Менеджмент (социально-административный)» является заключительным этапом подготовки специалистов в области менеджмента и подготовительной стадией при разработке дипломной работы.

Практика призвана закрепить и интегрировать полученные знания с будущей работой по специальности. Она поможет глубже ознакомиться со спецификой работы по данной специальности, привить навыки профессиональной деятельности, преодолеть психологический барьер при вступлении в самостоятельную трудовую деятельность.

Преддипломная практика выступает как обязательная ступень выполнения дипломной работы. Она создает условия для изучения управленческих и технологических процессов, сбора материала, необходимого для написания дипломной работы.

В соответствии с учебным планом студенты выпускного курса проходят практику в сроки и период, предусмотренные учебным планом.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель преддипломной практики – в процессе изучения деятельности хозяйствующего субъекта закрепить, расширить, систематизировать знания, полученные студентами за весь период обучения специальности, собрать, проанализировать и подготовить материал для написания дипломной работы.

Основные задачи преддипломной практики:

- понимание сущности и социальной значимости будущей специальности; получение представления о роли и социальной функции менеджера-экономиста в управлении организацией;

- закрепление теоретических знаний и умений студентов в области экономики, организации производства и управления;

- приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.

3. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ

Основными базами практики студентов являются организации различных форм собственности и их структурные подразделения (отделы: финансовый, планово-экономический, производственный, труда и заработной платы, материально-технического, технической информации, маркетинговый, информационно-аналитический, бухгалтерия и др.), научно-исследовательские институты, коммерческие фирмы, банки, финансовые организации и т.д. Базы практики определяются выпускающей кафедрой.

Рабочее место каждого студента определяется с учетом темы дипломной работы и возможности получения определенных навыков по избранной специальности.

Распределение студентов по рабочим местам в организации осуществляется руководителями практики от университета и организации в соответствии с графиком прохождения преддипломной практики.

Работая на предприятии, студенты должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.

До начала преддипломной практики студент должен выбрать тему дипломной работы и получить от руководителя задание ее разработке.

4. ПЛАН-ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Примерный план-график преддипломной практики представлен в таблице.

№п/п Мероприятие
Получение задания по практике на кафедре
Инструктаж по технике безопасности в вузе
Оформление документов в организации
Инструктаж по технике безопасности в организации
Ознакомление с организацией и рабочим местом
Выполнение программы практики на рабочем месте
Оформление отчета по практике и подготовка защите
Защита отчета по практике

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Руководитель преддипломной практики от кафедры, по представлению руководства кафедры, назначается приказом ректора за месяц до ее начала. Кроме руководителя от университета, по согласованию с ректором (проректором по учебной и научной работе), приказом по предприятию назначается руководитель практики от предприятия (учреждения).

Руководитель преддипломной практики определяет регламент ее прохождения.

Успешное прохождение студентами преддипломной практики обеспечивается их согласованной работой с руководителями от вуза и от организации. Базы преддипломной практики определяются лицом, осуществляющим ее общее руководство. Срок прохождения практики определяется учебными планами по направлению специальности «Менеджмент (социально-административный)».

До начала преддипломной практики проводится организационное собрание, на котором студенты получают индивидуальное задание, дневник практики студента, методические указания по преддипломной практике, направление на практику; инструктаж по охране труда и технике безопасности.

В процессе прохождения преддипломной практики студент ведет дневник, с помощью которого осуществляется контроль над ходом выполнения задания в соответствии с темой дипломной работы.

Преддипломная практика завершается сдачей зачета комиссии от вуза. Руководитель практики от организации дает письменную характеристику студенту-практиканту о его работе.

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
И ЕЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

Содержание преддипломной практики определяется заданием, выдаваемым выпускающей кафедрой с учетом темы дипломной работы. Задание должно учитывать конкретные условия и возможности данного места практики. При этом вне зависимости от содержания задания общим для всей программы практики является знакомство с основами производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации, анализ основных результатов ее деятельности, внесение и обоснование предложений по совершенствованию управления.

Ключевыми вопросами преддипломной практики являются:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Организационная структура управления.

3. Управление производством.

4. Управление персоналом.

5. Информационная система управления.

6. Экономические службы, финансовое состояние предприятия и основные показатели деятельности.

7. Управление маркетингом.

8. Охрана труда.

6.1. Примерный порядок изучения и описания
ключевых вопросов в период прохождения практики

6.1.1. Общая характеристика предприятия.Студент должен получить информацию и уточнить:

- миссию, цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- репутацию и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

6.1.2. Организационная структура управления.По данному разделу студент должен изучить:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования организационных структур управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационной структуры управления предприятием, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.

6.1.3. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции организации;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

6.1.4. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал организации и его формирование, в том числе:

- систему и технологию управления персоналом;

- структуру персонала;

- движение персонала;

- планирование и прогнозирование потребности в персонале;

- процесс найма, отбора и подбора персонала;

- систему мотивации и стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям;

- систему работы с кадрами (ротация, развитие, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, формирование резерва, управление деловой карьерой и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда;

- правовое обеспечение процесса управления персоналом.

6.1.5. Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:

- коммуникационный процесс, в том числе коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (государственными органами, потребителями, поставщиками и др.);

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- документооборот предприятия, организацию делопроизводства.

6.1.6. Экономические службы и финансовый менеджмент.По этому разделу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю выполнения принятых решений.

При изучении данного раздела необходимо дать оценку экономическому состоянию организации и обеспечить себя необходимыми данными для последующего использования в дипломной работе.

6.1.7. Управление маркетингом.Студент должен исследовать:

- задачи службы маркетинга и систему ее организации;

- механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей организации;

- маркетинговую среду организации;

- структуру и функции маркетинговой информационной системы;

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику организации;

- ассортиментную политику и направления ассортиментной стратегии организации;

- роль посредников в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование продвижения товара на рынке;

- коммуникационную политику;

- стратегию и тактику в области рекламы и ее эффективность;

- инструменты стимулирования сбыта;

- ценовую политику и конкуренцию;

- факторы, определяющие решения по ценам;

- ценовую рекламу;

- ценовые гарантии и особые соглашения;

- определение цен на новые изделия и их проведение на рынок;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговой службы.

6.1.8. Охрана труда.Данный раздел должен быть посвящен анализу требований к охране труда работников организации (предприятия), мероприятий по охране труда (например, обсуждению эргономических особенностей работы за экраном монитора, анализу требований к электробезопасности, освещенности в рабочих кабинетах и служебных помещениях, пожарной безопасности и т.п.). Он является обязательным при написании дипломной работы. Рекомендации по написанию данного раздела выдаются перед прохождением преддипломной практики консультантом выполнения раздела «Охрана труда» дипломной работы.

П р и м е ч а н и е. По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломной работы.

7. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ

Общее руководство практикой и ее организация возлагается на заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой своим решением назначает преподавателя, ответственного за организацию и проведение преддипломной практики, который:

- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль ее проведения:

- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;

- организует разработку и согласование программы преддипломной практики с организациями (базами практики);

- отвечает за разработку программы преддипломной практики, учебно-методической документации;

- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;

- готовит и проводит организационное собрание студентов перед началом практики;

- принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов;

- совместно с заведующим кафедры формирует комиссию по защите студентами отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее работы (заседаний);

- готовит и организует научную конференцию студентов по итогам практики;

- в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет, подводя итоги, представляет информацию на заседании кафедры.

7.1. Руководитель преддипломной практики от кафедры

Кроме руководства практикой он является и руководителем дипломной работы и основным консультантом студента-дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования.

Руководитель преддипломной практики:

- выдает задание на практику (приложение А), дневник преддипломной практики;

- оказывает научно-методическую помощь;

- рекомендует основную и дополнительную литературу;

- проводит индивидуальные консультации;

- ведет контроль процесса прохождения практики;

- участвует в комиссии по приему зачета по практике.

7.2. Руководитель преддипломной практики от предприятия

Руководитель практики от предприятия назначается приказом по организации, осуществляет непосредственное руководством, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.

По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

При прохождении практики студенты имеют право:

- получить необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения дипломной работы;

- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;

- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданиями на практику и дипломную работу;

- с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;

- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортивными сооружениями и т.п.).

В период практики студенты обязаны:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме дипломной работы;

- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его комиссии.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия, по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия, он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.

9. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;

- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики, а именно:

- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материала по дипломной работе;

- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия);

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;

- выводы и предложения студента по практике;

- краткую характеристику и оценку работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры. В характеристике с места практики, подписанной руководителем практики от организации, должно быть отмечено выполнение программы практики, отношение студента к работе, трудовая дисциплина.

В составе отчета о преддипломной практике студент представляет на кафедру систематизированные материалы, содержащие решение конкретных задач по совершенствованию деятельности подразделений предприятия, структуры аппарата управления, системы организации и оплаты труда, форм и методов организации производства, структуры и адресности материальных и информационных потоков на предприятии, а также систематизированные материалы по теме дипломной работы.

Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке темы дипломной работы. Отчет является основным документом при сдаче студентом дифференцированного зачета. В нем на 40-50 страницах с необходимыми пояснениями, таблицами, графиками, диаграммами отражается, обобщается и систематизируется материал, собранный в организации.

Структурно отчет включает:

- титульный лист (Приложение Б);

- дневник прохождения практики;

- содержание;

- введение (в нем обозначаются цели и задачи практики);

- анализ выполненного индивидуального задания, предусмотренного программой практики (по вопросам).

- заключение (в нем необходимо сформулировать итоговые выводы и рекомендации);

- список использованных источников;

- приложение.

Отчет оформляется на писчей бумаге формата А4 в соответствии с общими требованиями и стандартами БНТУ, предъявляемыми к письменным работам.

К отчету прилагаются фактические, плановые и расчетные экономические показатели, которые могут быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм и должны быть пронумерованы. Также могут прилагаться формы статистической отчетности.

Отчет о выполнении программы практики студент составляет поэтапно по ходу практики и полностью завершает к моменту ее окончания. Отчет должен быть проверен и подписан руководителем практики от организации, заверен печатью и представлен на кафедру вместе с дневником и характеристикой.

По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от вуза. Защита отчета проходит перед комиссией и предполагает получение дифференцированной оценки, отражающей качество выполнения конкретных заданий и понимание реальных процессов деятельности организации.

Приложение А

Образец задания на преддипломную практику

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

«____»___________ 201__ г.

ЗАДАНИЕ

на преддипломную практику

Студенту____________________________________________________________

группы______________________________________________________________

специальности________________________________________________________

Тема дипломной работы____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Место практики ___________________________________________________

Срок практики_____________________________________________+______

Основная цель, которая должна быть достигнута в период практики

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задачи по сбору материала для дипломной работы:

- по теоретическим вопросам планируемой темы

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

- по технологической части

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

- по организационно-управленческим вопросам

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

- по экономике предприятия

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

- по вопросам охраны окружающей среды

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

- по охране труда

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

- по специальной части

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Перечень таблиц, графиков, схем, которые могут быть использованы

для дипломной работы

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Руководитель дипломной работы________________________________

(дата, подпись)

Задание получено ____________________________________________

(дата, подпись)

ПРИМЕЧАНИЕ. Задание на преддипломную практику выдается одновременно с заданием на дипломную работу.

Заключение руководителя дипломной работы

о выполнении задания преддипломной практики

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата_________________ Подпись_______________

Приложение Б

Образец титульного листа отчета о преддипломной практике

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наши рекомендации