Белорусский национальный технический университет
ПРОГРАММА
Преддипломной практики
для направления специальности
1-26 02 02-02 «Менеджмент (социально-административный»;
специализации
1-26 02 02-02 02 «Управление персоналом»
Минск 2013 г.
УДК
А в т о р ы :
Седнина М.А., Аснович Н.Г., Мазаник А.А.
Р е ц е н з е н т ы :
И.Н. Кандричина, доцент кафедры «Политология, социология
и социальное управление БНТУ, канд. соц. наук;
Л.И. Дроздович, доцент кафедры «Экономика и право» БНТУ, канд. эк. наук
Программа является документом, определяющим цели и задачи преддипломной практики, обязанности кафедры и предприятия, руководителя и студента по ее организации. Она содержит основные методические положения проведения практики, перечень индивидуальных заданий, график обучения студентов на рабочих местах, требования к оформлению отчета и подведению итогов.
© БНТУ, 2013
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Преддипломная практика студентов направления специальности 1 - 26 02 02–02 «Менеджмент (социально-административный)» является заключительным этапом подготовки специалистов в области менеджмента и подготовительной стадией при разработке дипломной работы.
Практика призвана закрепить и интегрировать полученные знания с будущей работой по специальности. Она поможет глубже ознакомиться со спецификой работы по данной специальности, привить навыки профессиональной деятельности, преодолеть психологический барьер при вступлении в самостоятельную трудовую деятельность.
Преддипломная практика выступает как обязательная ступень выполнения дипломной работы. Она создает условия для изучения управленческих и технологических процессов, сбора материала, необходимого для написания дипломной работы.
В соответствии с учебным планом студенты выпускного курса проходят практику в сроки и период, предусмотренные учебным планом.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель преддипломной практики – в процессе изучения деятельности хозяйствующего субъекта закрепить, расширить, систематизировать знания, полученные студентами за весь период обучения специальности, собрать, проанализировать и подготовить материал для написания дипломной работы.
Основные задачи преддипломной практики:
- понимание сущности и социальной значимости будущей специальности; получение представления о роли и социальной функции менеджера-экономиста в управлении организацией;
- закрепление теоретических знаний и умений студентов в области экономики, организации производства и управления;
- приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.
3. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ
Основными базами практики студентов являются организации различных форм собственности и их структурные подразделения (отделы: финансовый, планово-экономический, производственный, труда и заработной платы, материально-технического, технической информации, маркетинговый, информационно-аналитический, бухгалтерия и др.), научно-исследовательские институты, коммерческие фирмы, банки, финансовые организации и т.д. Базы практики определяются выпускающей кафедрой.
Рабочее место каждого студента определяется с учетом темы дипломной работы и возможности получения определенных навыков по избранной специальности.
Распределение студентов по рабочим местам в организации осуществляется руководителями практики от университета и организации в соответствии с графиком прохождения преддипломной практики.
Работая на предприятии, студенты должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.
До начала преддипломной практики студент должен выбрать тему дипломной работы и получить от руководителя задание ее разработке.
4. ПЛАН-ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Примерный план-график преддипломной практики представлен в таблице.
№п/п | Мероприятие |
Получение задания по практике на кафедре | |
Инструктаж по технике безопасности в вузе | |
Оформление документов в организации | |
Инструктаж по технике безопасности в организации | |
Ознакомление с организацией и рабочим местом | |
Выполнение программы практики на рабочем месте | |
Оформление отчета по практике и подготовка защите | |
Защита отчета по практике |
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Руководитель преддипломной практики от кафедры, по представлению руководства кафедры, назначается приказом ректора за месяц до ее начала. Кроме руководителя от университета, по согласованию с ректором (проректором по учебной и научной работе), приказом по предприятию назначается руководитель практики от предприятия (учреждения).
Руководитель преддипломной практики определяет регламент ее прохождения.
Успешное прохождение студентами преддипломной практики обеспечивается их согласованной работой с руководителями от вуза и от организации. Базы преддипломной практики определяются лицом, осуществляющим ее общее руководство. Срок прохождения практики определяется учебными планами по направлению специальности «Менеджмент (социально-административный)».
До начала преддипломной практики проводится организационное собрание, на котором студенты получают индивидуальное задание, дневник практики студента, методические указания по преддипломной практике, направление на практику; инструктаж по охране труда и технике безопасности.
В процессе прохождения преддипломной практики студент ведет дневник, с помощью которого осуществляется контроль над ходом выполнения задания в соответствии с темой дипломной работы.
Преддипломная практика завершается сдачей зачета комиссии от вуза. Руководитель практики от организации дает письменную характеристику студенту-практиканту о его работе.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
И ЕЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
Содержание преддипломной практики определяется заданием, выдаваемым выпускающей кафедрой с учетом темы дипломной работы. Задание должно учитывать конкретные условия и возможности данного места практики. При этом вне зависимости от содержания задания общим для всей программы практики является знакомство с основами производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации, анализ основных результатов ее деятельности, внесение и обоснование предложений по совершенствованию управления.
Ключевыми вопросами преддипломной практики являются:
1. Общая характеристика предприятия.
2. Организационная структура управления.
3. Управление производством.
4. Управление персоналом.
5. Информационная система управления.
6. Экономические службы, финансовое состояние предприятия и основные показатели деятельности.
7. Управление маркетингом.
8. Охрана труда.
6.1. Примерный порядок изучения и описания
ключевых вопросов в период прохождения практики
6.1.1. Общая характеристика предприятия.Студент должен получить информацию и уточнить:
- миссию, цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- репутацию и имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
6.1.2. Организационная структура управления.По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационной структуры управления предприятием, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.
6.1.3. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции организации;
- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства;
- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
6.1.4. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал организации и его формирование, в том числе:
- систему и технологию управления персоналом;
- структуру персонала;
- движение персонала;
- планирование и прогнозирование потребности в персонале;
- процесс найма, отбора и подбора персонала;
- систему мотивации и стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям;
- систему работы с кадрами (ротация, развитие, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, формирование резерва, управление деловой карьерой и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда;
- правовое обеспечение процесса управления персоналом.
6.1.5. Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:
- коммуникационный процесс, в том числе коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (государственными органами, потребителями, поставщиками и др.);
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- документооборот предприятия, организацию делопроизводства.
6.1.6. Экономические службы и финансовый менеджмент.По этому разделу студенту необходимо:
- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю выполнения принятых решений.
При изучении данного раздела необходимо дать оценку экономическому состоянию организации и обеспечить себя необходимыми данными для последующего использования в дипломной работе.
6.1.7. Управление маркетингом.Студент должен исследовать:
- задачи службы маркетинга и систему ее организации;
- механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей организации;
- маркетинговую среду организации;
- структуру и функции маркетинговой информационной системы;
- планирование продукции и товарную политику;
- управление качеством товара;
- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
- инновационную политику организации;
- ассортиментную политику и направления ассортиментной стратегии организации;
- роль посредников в товародвижении;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
- требования к торговым посредникам;
- планирование продвижения товара на рынке;
- коммуникационную политику;
- стратегию и тактику в области рекламы и ее эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;
- факторы, определяющие решения по ценам;
- ценовую рекламу;
- ценовые гарантии и особые соглашения;
- определение цен на новые изделия и их проведение на рынок;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговой службы.
6.1.8. Охрана труда.Данный раздел должен быть посвящен анализу требований к охране труда работников организации (предприятия), мероприятий по охране труда (например, обсуждению эргономических особенностей работы за экраном монитора, анализу требований к электробезопасности, освещенности в рабочих кабинетах и служебных помещениях, пожарной безопасности и т.п.). Он является обязательным при написании дипломной работы. Рекомендации по написанию данного раздела выдаются перед прохождением преддипломной практики консультантом выполнения раздела «Охрана труда» дипломной работы.
П р и м е ч а н и е. По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломной работы.
7. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ
Общее руководство практикой и ее организация возлагается на заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой своим решением назначает преподавателя, ответственного за организацию и проведение преддипломной практики, который:
- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль ее проведения:
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- организует разработку и согласование программы преддипломной практики с организациями (базами практики);
- отвечает за разработку программы преддипломной практики, учебно-методической документации;
- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
- готовит и проводит организационное собрание студентов перед началом практики;
- принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов;
- совместно с заведующим кафедры формирует комиссию по защите студентами отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее работы (заседаний);
- готовит и организует научную конференцию студентов по итогам практики;
- в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет, подводя итоги, представляет информацию на заседании кафедры.
7.1. Руководитель преддипломной практики от кафедры
Кроме руководства практикой он является и руководителем дипломной работы и основным консультантом студента-дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования.
Руководитель преддипломной практики:
- выдает задание на практику (приложение А), дневник преддипломной практики;
- оказывает научно-методическую помощь;
- рекомендует основную и дополнительную литературу;
- проводит индивидуальные консультации;
- ведет контроль процесса прохождения практики;
- участвует в комиссии по приему зачета по практике.
7.2. Руководитель преддипломной практики от предприятия
Руководитель практики от предприятия назначается приказом по организации, осуществляет непосредственное руководством, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
При прохождении практики студенты имеют право:
- получить необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения дипломной работы;
- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданиями на практику и дипломную работу;
- с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;
- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортивными сооружениями и т.п.).
В период практики студенты обязаны:
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме дипломной работы;
- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;
- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;
- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его комиссии.
К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия, по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия, он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
9. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;
- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики, а именно:
- выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материала по дипломной работе;
- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия);
- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;
- выводы и предложения студента по практике;
- краткую характеристику и оценку работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры. В характеристике с места практики, подписанной руководителем практики от организации, должно быть отмечено выполнение программы практики, отношение студента к работе, трудовая дисциплина.
В составе отчета о преддипломной практике студент представляет на кафедру систематизированные материалы, содержащие решение конкретных задач по совершенствованию деятельности подразделений предприятия, структуры аппарата управления, системы организации и оплаты труда, форм и методов организации производства, структуры и адресности материальных и информационных потоков на предприятии, а также систематизированные материалы по теме дипломной работы.
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке темы дипломной работы. Отчет является основным документом при сдаче студентом дифференцированного зачета. В нем на 40-50 страницах с необходимыми пояснениями, таблицами, графиками, диаграммами отражается, обобщается и систематизируется материал, собранный в организации.
Структурно отчет включает:
- титульный лист (Приложение Б);
- дневник прохождения практики;
- содержание;
- введение (в нем обозначаются цели и задачи практики);
- анализ выполненного индивидуального задания, предусмотренного программой практики (по вопросам).
- заключение (в нем необходимо сформулировать итоговые выводы и рекомендации);
- список использованных источников;
- приложение.
Отчет оформляется на писчей бумаге формата А4 в соответствии с общими требованиями и стандартами БНТУ, предъявляемыми к письменным работам.
К отчету прилагаются фактические, плановые и расчетные экономические показатели, которые могут быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм и должны быть пронумерованы. Также могут прилагаться формы статистической отчетности.
Отчет о выполнении программы практики студент составляет поэтапно по ходу практики и полностью завершает к моменту ее окончания. Отчет должен быть проверен и подписан руководителем практики от организации, заверен печатью и представлен на кафедру вместе с дневником и характеристикой.
По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от вуза. Защита отчета проходит перед комиссией и предполагает получение дифференцированной оценки, отражающей качество выполнения конкретных заданий и понимание реальных процессов деятельности организации.
Приложение А
Образец задания на преддипломную практику
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
«____»___________ 201__ г.
ЗАДАНИЕ
на преддипломную практику
Студенту____________________________________________________________
группы______________________________________________________________
специальности________________________________________________________
Тема дипломной работы____________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Место практики ___________________________________________________
Срок практики_____________________________________________+______
Основная цель, которая должна быть достигнута в период практики
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задачи по сбору материала для дипломной работы:
- по теоретическим вопросам планируемой темы
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- по технологической части
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- по организационно-управленческим вопросам
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- по экономике предприятия
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- по вопросам охраны окружающей среды
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- по охране труда
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- по специальной части
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Перечень таблиц, графиков, схем, которые могут быть использованы
для дипломной работы
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Руководитель дипломной работы________________________________
(дата, подпись)
Задание получено ____________________________________________
(дата, подпись)
ПРИМЕЧАНИЕ. Задание на преддипломную практику выдается одновременно с заданием на дипломную работу.
Заключение руководителя дипломной работы
о выполнении задания преддипломной практики
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата_________________ Подпись_______________
Приложение Б
Образец титульного листа отчета о преддипломной практике
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ