РЫНОК ТРУДА |
часть рынка ресурсов; система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. |
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА |
1) единство правовых условий функционирования рынка труда на основе свободного выбора вида деятельности и конкурентности; 2) организация единой, территориально-замкнутой и эффективно функционирующей системы бирж труда; 3) отсутствие ограничений на зарплату, наличие рынка жилья и рабочих мест; 4) наличие единого экономического пространства и возможности свободного перемещения. |
Субъекты предложения труда | домохозяйства профсоюзы |
Субъекты спроса на труд | фирмы государство |
ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА |
1) социальная | определение условий найма работников, в том числе форм и уровня заработной платы для обеспечения нормального уровня воспроизводства рабочей силы; |
2) экономическая | − формирование рациональной структуры занятости (отраслевой, региональной, по профессиям и специальностям); − обеспечение мобильности рабочей силы; |
3) стимулирующая | создание заинтересованности в высокопроизводительном труде, повышении квалификации, овладении новыми или смежными профессиями |
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА |
1) труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности; 2) разные физические данные и способности и связанная с этим невозможность заранее определить реальный уровень отдачи; 3) неодинаковая квалификация определяет различия в заработной плате. Поэтому нет единого рынка труда: он делится по профессиям, отраслям, регионам; 4) мобильность рабочей силы означает возможность смены занятий, перемещения по территориям; 5) защита интересов работников со стороны профсоюзов и государства; 6) наличие безработицы. |
РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ |
1) множество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; 2) множество работников одинаковой квалификации независимо друг от друга предлагают данный вид трудовых услуг; 3) работники мобильны, нет никаких ограничений при переходе с одного места работы на другое; 4) ни работники, ни работодатели (фирмы) не могут влиять на уровень ставки заработной платы. |
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА |
1) специфика объекта купли-продажи На рынке труда продается и покупается не сам работник, который является юридически свободным человеком в отличие от раба или крепостного, объектом купли-продажи становится рабочая сила – способность к труду. Труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности. Поэтому он не может быть объектом сделки независимо от работника. Труд − это процесс производительного потребления рабочей силы. Впервые разграничение между трудом и рабочей силой осуществил К.Маркс ( I том «Капитала», гл.17), что позволило разрешить противоречия всеобщей формулы капитала и «выйти» на источник прибавочной стоимости. Для доказательства факта продажи рабочей силы, а не труда К.Маркс на основе трудовой теории стоимости использовал метод «от противного»: − труд как товар должен иметь стоимость, которая определяется трудом – это тавтология; − товар – это продукт прошлого труда и должен быть в наличии у продавца еще до продажи. Но этого нет; − если рабочий получит эквивалент созданного продукта, не будет прибавочной стоимости. В этом случае теряется смысл производства для капиталиста. 2) постоянное возобновление купли-продажи рабочей силы (услуг труда). Личная (юридическая) свобода работника предполагает продажу рабочей силы на определенный срок и возможность непродолжения договора о найме. Однако экономические условия (отчуждение от средств производства) вынуждают каждый раз заключать договор найма на очередной срок. Для сравнения: на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли. 3) значительная роль различных институциональных структур, таких как: − профсоюзы, − союзы предпринимателей, − биржи труда (как посредники между наемными работниками и предпринимателями), − государство (разработка трудового законодательства, политика занятости и профессиональной подготовки) |
СПРОС НА ТРУД -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ОСОБЕННОСТЬ− формируется на уровне отдельной фирмы. ФАКТОРЫ: 1) предложение других ресурсов; 2) производительность труда в отрасли; 3) цена труда и сопряженных с ним ресурсов. Конкурентная фирма будет нанимать дополнительных рабочих в соответствии с правилом спроса на ресурс: MRPL = MRCL = w. Заработная плата каждого работника равна (W/P)0, тогда общие затраты на заработную плату соответствуют площади (W/P)0 E0L00. При повышении заработной платы до (W/P)2 количество нанятых снизится до L2; при понижении заработной платы до (W/P)1 количество нанятых увеличится до L1. |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА |
Особенность | формирование на уровне отрасли или общества в целом вследствие мобильности рабочей силы |
Факторы | 1) демографические (темп прироста населения и его трудоспособной части, половозрастная структура населения); 2) экономические (продолжительность рабочей недели, состояние 3) психологические (желание работать); 4) социальные (престижность, условия труда, возможность продвижения по служебной лестнице); 5) образовательный и квалификационный уровень работников. |
ОБЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА |
сумма индивидуальных предложений труда отдельными работниками |
альтернатива |
ДОСУГ (нормальный товар) или РАБОТА(низший товар) |
Часовая ставка заработной платы является альтернативной ценой труда и представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которыми жертвует индивид для досуга и других занятий. |
ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ |
создает |
эффект замещения | досуг заменяется на труд, т.е. на товары, купленные на дополнительный заработок |
эффект дохода | увеличение реального дохода «переключает» потребление в сторону досуга |
Количество предлагаемого труда при повышении ставки заработной платы зависит от относительной силы эффектов замещения и дохода. При низких ставках заработной платы | эффект замещения > эффекта дохода повышение заработной платы увеличивает количество предлагаемого труда (↑ W → ↑Ls ) | При высоких ставках заработной платы | эффект дохода > эффекта замещения рост заработной платы сокращает количество предлагаемого труда (↑ W → ↓ Ls ) | |
Кривая индивидуального предложения трудаотражает соотношение эффектов замещения и дохода и выбор работника между трудом и досугом: Ld = f(W/P) ¯ Рост заработной платы с (W/P)1 до (W/P)2 вызывает рост предложения труда с L1 до L2: эффект замещения > эффекта дохода. Рост заработной платы с (W/Р)2 до (W/Р)3 ничего не меняет и L2 = L3: эффект замещения = эффекту дохода. Рост заработной платы с (W/Р)3 до (W/Р)4 ведет сокращает предложение труда с L3 до L4: эффект замещения < эффекта дохода. В долгом периоде эффект дохода превышает эффект замещения, в коротком периоде – не всегда. Кроме того, необходимо учитывать «чувствительность» разных групп населения к росту дохода в разных странах: в развитых странах мужчины среднего возраста (25−54 года) уменьшают предложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся странах – наоборот. |
Кривая отраслевого предложения трудаотражаетпрямую зависимость количества предлагаемого труда от уровня реальной заработной платы при прочих равных условиях Для отраслевого предложения труда характерно преобладание эффекта замещения: высокая ставка заработной платы может привлечь работников из других отраслей. |
12.2. Заработная плата: сущность, формы и системы.
Наши рекомендации