Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Доходы | Расходы (сбережения) |
1.Оплата труда раб-х,служ,колхозн и др. 2.Дох от продажи прод с/х 3.Соц трансферты 4.Поступл из фин сист 5.Доход от собственности 6.Прочие доходы 7.Всего ден доходов 8.Превыш расх над доходами 9.Баланс | 1.Покупка товаров 2.Оплата услуг и др расх 3.Обязательн плата и добровольн взносы 4.Покупка жилых помещений 5.Прирост вкладов, приобрет ценных бумаг, покупка валюты 6.Всего ден расх и сбережений 7.Превыш дох над расх 8.Баланс |
Баланс денежных доходов и расходов населения отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой.
Баланс используется для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, для достижения устойчивости денежного обращения и принятия соответствующих регулирующих воздействий со стороны органов управления.
Баланс разрабатывается в целом по республике, областям, районам, городам и по социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населением, а также между отдельными социальными группами населения.
Вопрос 66.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЕГО СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ЕМКОСТЬ, СТРУКТУРА И КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
Потребит рынок обслуживает в основном сферу личного потр насел.
Он классиф по признакам:
По региональному признаку
По назначению
2.1.рынок продовольств тов-в
2.2 рынок непродов тов-в
2.3.рынок тов культ- быт назнач и хоз обихода
По каналам реализ тов-в
3.1.Организованный-охватывает реализ-ю тов-ов ч-з офиц зарегистрир сеть магазинов,палаток,а также реализ тов населению непоср произв предпр и орг-ми,осуществл реализ тов-ов получ по обменным операциям,колхоз и совхоз из собств-ти хоз-в,продажа сх прод на городск рынках,крестьянами,фермерами и др гражданами.
3.2.неорганизованный рынок-охватывает реализ частными лицами занимающихся предприним деят тов-в как произвед в стране так и привезенных из-за рубежа в порядке своб торг-ли в спец отвед местах,либо на улицах и др местах.
ОСН ЭЛЕМЕНТЫ ПОТРЕБИТ РЫНКА:
-спрос
- предложение
- цена.
Спрос – платежеспособная потребность, кот-ю предьявл покупат на рынке для реализ своих интересов.
Выдел микро и макро спрос.
Цена – выражение стоимости товара.
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА:
При повышении цены на товар спрос на него, как правило, сокращается, а при снижении цены – увеличивается. Предложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с ростом предложения чаще всего снижается, а с увеличением спроса – повышается.
Емкость национального рынка – та часть товарного предложения, которая может быть обменена на платежные средства населения и заданного уровня цен на территории страны.
ЕР = QН + ОПР + И – Э + СП – УП – ЭК + ИК
Где: ЕР – емкость рынка;
QН – национальное производствтво товара в стране;
ОПР – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей;
И, ИК, Э, ЭК – импорт и экспорт (к – косвенный, когда товар используется в другом изделии);
СП, УП – снижение и увеличение запасов товаров у потребителей (продавцов).
Вопрос 67.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления:
· метод экстраполяции;
· нормативный метод;
· экономико-статистическое моделирование;
· на основе коэффициента эластичности спроса:
ΔD – изменение спроса за период;
D – уровень спроса за период;
ΔX– изменение фактора за период;
X– значение фактора.
Эластичность спроса показывает, на сколько процентов меняется его величина при изменении соответствующего фактора на 1%.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модели поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Они базируются на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей, при этом потребители предварительно подразделяются на однородные группы по социально-демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы предпочтение на множество товаров и услуг одинаково. Исходя из прогнозных расчетов спроса, определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ в торговле на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.
Вопрос 68.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ И ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА. БАЛАНС СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ.
Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, которые характеризуют движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.
Покупательный фонд = Денежные доходы – Нетоварные расходы ± Изменение сбережений в банках, у населения, покупка валюты, ценных бумаг
Товарные ресурсыпредставляют собой все предметы народного потребления, которые могут быть представлены на рынке в соответствующем периоде с учетом внутреннего производства, необходимого экспорта и возможного импорта.
Формирование структуры товарооборота происходит на основе сопоставления совокупного спроса с товарными ресурсами и позволяет оценивать возможность удовлетворения спроса по отдельным товарным группам и разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на повышение степени удовлетворения спроса, структура товарооборота характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота.
Этапы формирования структуры товарооборота:
1) Определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса.
2) Осуществляется прогноз структуры товарного предложения.
3) Разрабатываются баланса спроса и предложения по важнейшим товарам, согласно определенной номенклатуре.
Вопрос 69.
ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок.
Проблемы сбалансированности спроса и предложения решаются путем воздействия государства на отдельные отрасли, являющиеся либо стратегическими, либо убыточными, но жизненно важными. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, транспорт, связь и др. По другим отраслям спрос и предложение формируют рынок исходя из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государства, доходов потребителей.
Вопрос 70.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Научно-технический прогресс является важнейшим фактором, обеспечивающим интенсивную форму экономического роста.
НТП – непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, а также создание принципиально новых более эффективных средств и предметов труда, технологических процессов, форм организации производства.
Научно-технический потенциал – это совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых и иных ресурсов, которые необходимы для создания и реализации достижений научно-технического прогресса в экономике.
Инновации – новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
Инновационная деятельность – деятельность по разработке и освоению результатов исследований повышающих эффективность осуществления отдельных технологий и процессов, включая внедрение новых видов продукций и новых технологий.
Инновационная политика – это совокупность принципов, методов и мероприятий социального, экономического и политического характера, которые обеспечивают создание благоприятного инновационного климата.
Принципы инновац. политики:
– признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;
– создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
– максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
– эффективное развитие и использование собственного научнотехнического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
– оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.
Направления инновац. политики:
1) создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия,
2) формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционных, инновационных и венчурных коммерческих фондов, страховых компаний);
3) развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговых, снабженческих фирм, центров коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
4) создание центров передачи технологий, информационных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;
5) открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;
6) образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические).
Вопрос 71.(+/–)
Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. Основные задачи, решаемые на стадиях фундаментальных, прикладных исследований, разработки, подготовки и серийного производства.
При прогнозировании НТП и инновационной деятельности разрабатываются:
- комплексный прогноз
- частные прогнозы.
Комплексный прогноз НТП:
· комплексный анализ тенденций развития науки и техники, анализ динамики, структуры и использования научно-технического потенциала страны;
· разработка предложений по основным направлениям научно-технической политики и обоснования предпосылок для ускорения НТП;
· разработка рекомендаций по формированию научно-технических программ, обоснование затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта, материального и организационного обеспечения научно-технических программ.
Система частных прогнозов включает в себя прогнозы:
· фундаментальных исследований и научных открытий;
· прогнозы прикладных исследований по отраслям экономики;
· прогнозы опытных разработок и внедрение новой продукции и новых технологий;
· прогнозы развития отдельных научных направлений.
Вопрос 72.
Инвестиции и инвестиционная политика
В рамках ПиП-ния инвестиций используются следующие понятия:
· инвестиции;
· инвестиционная деятельность;
· инвестиционный цикл;
· объекты инвестиционной деятельности;
· инвестиционная сфера;
· инвестиционная политика;
· инвестиционный климат.
Классификация инвестиций:
1) По объектам вложения:
· реальные – вложение непосредственно в производство;
· финансовые – вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли.
2) По характеру участия в инвестировании:
· прямые;
· непрямые.
3) По периоду инвестирования:
· краткосрочные;
· долгосрочные.
4) По формам собственности инвестиционных ресурсов:
· частные;
· государственные;
· иностранные;
· совместные.
5) По региональному признаку:
· инвестиции внутри страны;
· инвестиции за рубежом.
Кроме того выделяют такие виды инвестиций как:
- брутто инвестиции,
- нетто инвестиции
- реинвестиции.
Нетто инвестиции осуществляются на стадии создания объекта или предприятия в начальный момент времени.
Реинвестиции осуществляются в период функционирования предприятия путем дополнительного вложения средств в его развитие (в основные фонды и оборотные средства) за счет прибыли, накопленной амортизации, а также привлеченных средств, кредитов и т.д.
Брутто инвестиции – сумма нетто инвестиции и реинвестиций.
Основные направления инвестиционной политики:
· создание правовой базы по страхованию инвестиций;
· инвестирование приоритетных отраслей в экономике;
· использование нетрадиционных источников инвестиций (венчурные фонды, проектные инвестиции и т.п.);
· предпочтительное финансирование рентабельных и быстро окупаемых проектов;
· создание рынка инвестиционных ресурсов;
· совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов;
· расширение использования сбережений населения;
· сокращение продолжительности инвестиционного цикла.
Вопрос 73.
Проблемы развития инвестиционной сферы экономики.
Вопрос 74.
Методы ПиП инвестиций. Определение возможных инвестиционных потоков. Модели расчета перспективной потребности в инвестициях
Прогнозирование инвестиций на государственном уровне представляет собой многоступенчатый процесс по оценке перспектив и эффективности вложения средств в отдельные сферы и отрасли экономики в кратко-, средне- и долгосрочном будущем.
Прогнозирование инвестиций включает:
· осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов существующих проблем и новых явлений;
· альтернативное предвидение будущего развития отраслей экономики как возможных объектов вложения капитала;
· оценка возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу.
Основные этапы прогнозирования инвестиций:
· прогнозирование возможных межотраслевых и межрегиональных инвестиционных потоков;
· прогнозирование потребности в инвестициях;
· оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционных рисков.
Общая величина инвестиционных потоков в экономике может быть рассчитана по формуле:
I = КИ × ВНП + IИН
где: КИ – коэффициент, характеризующий долю внутренних инвестиций в ВНП;
IИН – возможный объем иностранных инвестиций.
Кроме того для расчета межотраслевых и межрегиональных отраслевых потоков применяются модели межотраслевого баланса, а также межрегиональные балансовые модели и многофакторные экономико-статистические модели.
Методы ПиП инвестиций:
· экстраполяции;
· экспертных оценок;
· анкетное обследование;
· факторные модели;
· динамическая модель межотраслевого баланса.
Вопрос 75.
Прогнозирование и планирование объемов и структуры инвестиций
Прогнозир-ие инвестиц – многоступенч процесс, связанный с определением возможного V инв., их стр-ры, источников инв, а также показ-лей их эф-ти.
ПиП инв осущ-ся на уровне страны в целом, на уровне регионов и отраслей, на уровне отд предпр. Разрабат-ся кратко- средне и долгосросн прогнозы потребности в инвест рес-ах.
В целом процесс пр-ия инвестиций сос-т из 3-х осн этапов:
1. пр-ие возможных межотраслевых и межреиональн потоков
2. пр-ие потребности в инв-х
3. оценка эк эф-ти исп-ия инв рес-ов.
Исходя из потр-ти в инв выявляются внутр ист-ки инвестир-ия, а затем внешние.
В целом V инв (реальн) по эк-ке страны м .б. определен по формуле:
Iр = Ки * ВВП + Iи,
где Ки - коэф-т, хар-щий долю инв ВВП,
Iи - возможный V иностранных инв.
При прог-ии инвестиц деят-ти большое внимание уделяется разработке отраслевых и региональн прогнозов инв.
Предварительно на основе данных отдельн предпр опред потребн в инвестициях на воспроизв-во осн фондов, на их прирост,на возмещение выбывающих осн фондов,на создание определ обьемов незавершенного стр-ва,на увеличение оборотных ср-тв.
Далее оцениваются возможные источники инвест и произв увязка потребностей с источниками.Для прогн обьема инв и их стр-ры исп-ся методы экспертных оценок,м-ды экстраполяции,оптимизационные модели,факторные модели.
Вопрос 76.
Прогнозная оценка эффективности инвестиций
Вопрос 77.
Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика
Прогнозы внешнеэкономических связей (ВЭС) занимают особое место в системе прогнозов социально-экономического развития страны.
Цель прогнозирования внешней торговли – определение возможных форм и интенсивности участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) государства направлена на обеспечение экономической безопасности государства и включает следующие направления:
1) внешняя торговля (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт);
2) кредитные взаимоотношения;
3) научно-техническое сотрудничество;
4) сотрудничество в области услуг;
5) валютно-финансовые операции;
6) миграционные процессы.
При прогнозировании ВЭС реализуются две его формы:
1) Активное (целевое) прогнозирование представляет собой обоснование альтернативных путей перехода от сложившихся тенденций (состояния) к новым тенденциям
2) Пассивное прогнозированиепредполагает перенесение тенденций прошлого и настоящего на будущее.
Этапы прогнозирования ВЭС:
1) Формируются цели развития ВЭС, устанавливается подчиненность целей.
2) Разрабатывается инерционный прогноз для выявления тенденций и пропорций развития, экстраполированных на перспективу.
3) Формирование целевого прогноза, в котором разрабатывается несколько вариантов перспективного развития ВЭС.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА– комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда.
Основные составляющие ВЭП:
- внешнеторговая политика
- политика привлечения иностранных инвестиций
- валютная политика.
Экспортная политика должна носить долговременный характер и быть ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках следует отдавать развитым странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.
Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно или нецелесообразно производить в стране.
Вопрос 78.
Методологические аспекты прогнозирования ВЭС. Система методов прогнозирования экспорта и импорта
Методы прогнозирования ВЭС:
· индивидуальные экспертные оценки;
· коллективные экспертные оценки;
· экстраполяция;
· многофакторные модели (функции, экспорта, функции импорта);
· комплексные эконометрические модели;
· модели межотраслевого баланса;
· матричные модели внешней торговли;
· оптимизационные модели.
Методы экспертных оценок:
- аналитический метод,
- методы "Комиссий"
- "Дельфи"
- "Конференций".
Модель Я. Тинбергена предполагает прогнозирование внешнеэкономических потоков между странами исходя из ВНП этих стран и расстоянием между ними.
Eij – совокупный экспорт из i-й страны в j-ю;
Yi – ВНП i-й страны;
Yj – ВНП j-й страны;
Sij – расстояние между i-й и j-й странами;
a0 – постоянная (коэффициент пропорциональности);
a1 – эластичность экспорта от ВНП страны-экспортера;
a2 – эластичность экспорта от ВНП страны-импортера;
a3 – эластичность экспорта от расстояния между странами.
Построение матрицы экспорта-импорта. Данная матрица составляется на прогнозный период для группы стран, которые имеют тесные внешнеэкономические связи. По столбцам отражаются страны-экспортеры, по строкам страны-импортеры.
Страна-экспортер Страна-импортер | 1, 2, 3 …. n | Совокупный экспорт |
Совокупный импорт | Mjt |
Вопрос 79.
Определение эффективности ВЭС. Показатели, используемые для оценки эффективности экспорта и импорта.
При прогнозировании ВЭС и внешнеторговых потоков необходимо оценивать экономическую эффективность как отдельных внешнеторговых операций, так и внешней торговли страны в целом.
Для оценки эффективности внешней торговли страны в целом используются следующие показатели:
1) размер внешнеторгового сальдо (чистый экспорт);
2) соотношение экспорта и импорта;
3) доля экспорта в ВНП;
4) соотношение экспорта и внешнего государственного долга;
5) структура экспорта и импорта.
По отдельным внешнеторговым операциям эффективность ВЭС рассчитывается путем сопоставления соответствующих эффектов и затрат.