Интеграционные процессы в экономике стран СНГ
СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
В связи с административным распадом СССР распалось и единое экономическое пространство, которое раньше существовало на его территории. Новые независимые государства ввели свою валюту, стали формировать свои законодательные нормы, закрыли границы для перемещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов из соседних республик. Руководители вновь созданных государств стремились проявить как можно больше самостоятельности в вопросах формирования экономической политики, считая что смогут добиться более успешного развития своих государств.
Однако практика показала, что успешность экономического развития в значительной степени связана с развитием международных экономических отношений на основе открытости, позволяющих использовать преимущества международного разделения труда.
Содружество Независимых Государств — это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. В настоящее время она проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ. Уже действуют такие органы СНГ, как: Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел СНГ, Совет министров обороны государств — участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический Суд СНГ.
Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств – прямое отражение внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия.
В настоящее время в рамках СНГ для новых независимых государств реально приемлемой и действующей является интеграция «по интересам». Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств. Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений. Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества.
Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союз Беларуси и России - «двойка»; Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана - «тройка»; Организация Центрально - Азиатского Сотрудничества Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (ОЦАС) - «четверка»; альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы - «ГУАМ».
Эти «разноформатные» и «разноскоростные» интеграционные процессы отражают сложившиеся реалии в постсоветских государствах, интересы лидеров и части формирующейся национально-политической элиты постсоветских государств.
Значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ориентации, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.
На интенсивность и направленность интеграционных процессов в Содружестве в значительной мере влияет также внутриполитическая борьба формирующейся национальной элиты (избранных президентов, лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране.
Среди основных факторов, влияющих на интеграционные процессы в СНГ, следует выделить разное понимание целей и задач созданного объединения постсоветских государств, целесообразность самой интеграции, основных принципов и темпов ее реализации в разных сферах деятельности.
В СНГ пока еще не сложились объективные условия для реальной экономической интеграции на рыночной основе. Государства Содружества находятся в системном социально-экономическом кризисе, в процессе реформирования экономических и общественных отношений, становления и развития демократических основ управления. В этих условиях форсирование интеграционных процессов в сфере экономики ни к чему хорошему, кроме разочарования, привести не может. Здесь мало иметь «политическую волю», на которую делают ставку лидеры отдельных государств. Надо еще иметь представление об объективных условиях, предпосылках и закономерностях этого непростого процесса.
Развитию равноправных многосторонних отношений в СНГ не способствует также такое объективное обстоятельство, как особое место России, на которую приходятся около 70% совокупного валового продукта государств-участников Содружества. Россия как лидер всего постсоветского пространства может быть притягательной для других участников только как демократическая и великая индустриальная научно-техническая держава. Логика сырьевого пути развития, по которому вынуждено идти большинство государств бывшего СССР, не позволяет не то что укрепить СНГ, а даже сохранить его. Подобные объединения развивающихся стран в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, живя в основном за счет добычи и продажи сырья, сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, не испытывают особой нужды в тесной и всесторонней интеграции.
Наиболее вероятное направление экономического структурирования постсоветского пространства – доминирование двустороннего характера экономического сотрудничества, а также попытки реализации модели «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции в рамках объединений отдельных государств. Внутри Содружества и в дальнейшем будут существовать объединения отдельных государств с более тесными интеграционными связями. При этом важно, чтобы их цели и задачи не вступали в противоречие с общими целями и задачами Содружества, особенно в экономической и гуманитарных сферах, в борьбе с преступностью и наркобизнесом, защите окружающей среды.