Содержательные теории мотивации
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Технологический колледж № 28
Куция Надежда Анатольевна,
Преподаватель специальных дисциплин
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности
080302 Коммерция (по отраслям), по дисциплине «Менеджмент» по разделу «Функции менеджмента»
Часть III
Москва, 2009 год
Содержание
Раздел 3. Функции менеджмента.
3.1. Сущность и взаимосвязь управления.
3.2. Характеристика основных функций управления.
3.2.1. Функция планирования.
3.2.2. Функция организации.
3.2.3. Функция мотивации.
3.2.4. Функция контроля.
3.2.5. Принципы управления.
3.3. Ключевые термины.
3.4. Вопросы для самоконтроля.
3.5. Тесты к теме.
3.6. Деловая игра.
3.7. Практическое занятие № 1.
3.8. Практическое занятие № 2: «Условия труда как фактор мотивации».
3.9. Практическое занятие № 3.
4.0. Практическое занятие № 4.
4.1. Ответы.
Раздел 3. Функции менеджмента
Сущность и взаимосвязь функций управления
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Для выполнения работы необходимо заранее определить то, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.
Функции управления имеют специфический характер, могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными; функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, а управление – это искусство создавать вещи посредством людей.
| |||||
|
|
Каждая из функций менеджмента является для организации жизненно важной. Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов функции.
Характеристика основных функций управления
Функция планирования
Планирование – функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности организации, необходимые средства, а также наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Организация обычно формирует единый план для управления деятельностью, но в ее рамках для достижения конкретных целей применяются различные методы. Образно говоря, составляется карта пути, по которому должна продвигаться организация к поставленной цели в конкретной отрезок времени.
Вид планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня организационной иерархии, на котором они осуществляются.
Так, стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечивает ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своей рыночной нише. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне иерархии управления.
На среднем уровне управления производится тактическое планирование: т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании.
На нижнем уровне организационной иерархии осуществляется оперативное планирование. Оперативное – текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное планирование на дополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее планы и графики работ.
Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше правиться с неопределенностью в будущем и более эффективно на нее реагировать.
Функция организации
Организация (организовывование) как функция управления предполагает воздействие на поведение отдельных работников, социальных групп со стороны руководства с целью поддержания эффективной деятельности объекта управления. Содержанием воздействия является совокупность приемов, способов, методов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами организационной и производственной структур как по вертикали, так и по горизонтали.
Существует два пути реализации организационной функции: через административно-распорядительное управление и через оперативное управление. Через административно-распорядительное управление определяется структура, устанавливаются взаимосвязи и распределяются функции межу подразделениями, делегируются полномочия и устанавливается ответственность между персоналом аппарата управления. Оперативное управление заключается в постоянном сравнении получаемых результатов работы с показателями текущих планов и принятии соответствующих управленческих решений для достижения поставленных задач.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции «организация»:
- определение и структуризация (детализация) целей, выработанных в ходе планирования;
- определение видов, способов, методов деятельности по достижению поставленных целей и задач;
- распределение задач между отдельными работниками в порядке разделения труда и объединение их в управляемые структурные подразделения с учетом принципа единоначалия;
- координация деятельности структурных подразделений и отдельных работников по достижению единой цели;
- обеспечение оптимального сочетания централизма и самостоятельности, свободы действий отдельных работников и административных предписаний, баланса прав и ответственности.
Функция мотивации
Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение человека к деятельности и способы его инициирования, возбуждения. Сущность мотивации как функции менеджмента сводится к тому, чтобы работники организации выполняли свои обязанности эффективно и качественно, сообразуясь со своими интересами и установленными планами.
Переходный этап к рыночной экономике в России характеризуется кризисом трудовой мотивации и негативным представлением большой части работников о трудовой деятельности.
Суть трудовой мотивации стала практически сводиться к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда. Сказанное относится не только к рабочим, но и к специалистам и менеджерам, в частности среднего и низшего звена.
Стратегией и тактикой решения социальной проблемы кризиса труда являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование. Не касаясь изложения теорий мотивации, дающих представление о механизме побудительных мотивов поведения работника, приведем отдельные методы побуждения к эффективному и качественному труду:
- методы, главным результатом которых материальное вознаграждение и другие материальные стимулы (заработная плата, участие в прибыли, продажа акций и др.);
- методы, главным результатом которых являются психологическое поощрение или стимулы (удовлетворение работой, общественное признание, личный контакт с руководством и т.п.);
- устранение отрицательных стимулов (неравные возможности для деловой карьеры, несправедливость, обман и т.д.);
- административные (дисциплинарные) методы (замечание, публичное предупреждение, лишение привилегий, выговор, увольнение и т. п.).
Важное значение имеют нематериальные стимулы (доверительное отношение руководства, признание ценности работника для организации и др.).
Важным трудовым мотивом в управлении может быть ясная перспектива деловой карьеры, особенно для руководителя, молодого специалиста.
Для укрепления групповой мотивации рекомендуется использовать следующие подходы:
• помочь группе (формальной или неформальной) испытать общий успех;
• активно привлекать членов группы к общегрупповым мероприятиям с целью культивирования чувства принадлежности к группе;
• всемерно поддерживать веру в реальность решения стоящих перед группой задач и т. п.
Содержательные теории мотивации
1. Теория А. Маслоу
2. Теория К. Альдерфера
3. Теория Д. Мак-Клелланда
4. Теория Ф. Герцберга
Содержательные теории мотивации в качестве побудительных мотивов к труду рассматривают внутреннее содержание человека, его потребности.
1. А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию побуждающих к труду потребностей.
Их пять:
• физиологические потребности;
• потребность в безопасности и уверенности в будущем;
• социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);
• потребности в уважении, признании;
• потребности самовыражения (самоактуализации).
По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня мотивированности достигают всего лишь 1% всех людей.
2. По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:
• потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);
• потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и
т. д.);
• потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).
Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх и вниз.
3. Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:
• потребность достижений (ставить цели, достигать их);
• потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);
• потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).
Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.
4. В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:
• внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;
• мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.
Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.
Функция контроля
В самом общем виде контроль представляет собой процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными целями хозяйственной деятельности организации и действиями персонала по осуществлению этих целей.
Управленческий контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование организации и достижение его намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. Содержание функции контроля включает: сбор, обработку и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений; сравнение их с плановыми показателями; выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработку мероприятий, потребность принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности того или иного подразделения организации.
Различают следующие основные виды контроля:
- предварительный контроль, который осуществляется до фактического начала работ (оценка квалификации персонала, выработка стандартов в отношении материальных ресурсов, составление бюджета и т. п.);
- текущий контроль — осуществляется в процессе проведения работ. Чаще всего объект контроля — сотрудники, а сам контроль является прерогативой их непосредственного руководителя. Текущий контроль для аппарата управления играет роль обратной связи;
- заключительный контроль имеет цель помочь руководству организации предотвратить ошибки в будущем при планировании работ.
В целом информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации труда сотрудников.
Важной функцией управленческого контроля является разработка системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам деятельности организации в целом, так и каждого подразделения аппарата управления. Поэтому осуществление управленческого контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Организации широко используют две формы управленческого контроля — финансовый и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого структурного подразделения отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам. В центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, финансовое состояние и др. Применение ЭВТ в управлении, в контроле позволили оперативно и точно передавать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения. Сложилась система контроллинга организаций, позволяющая осуществлять систематический контроль за производственной и сбытовой деятельностью всех подразделений в поэтапном ее осуществлении, координировать и своевременно вносить необходимые коррективы в связи с изменениями условий на рынке.
Применение ЭВТ способствовало усилению централизации и оперативности контроля, т. е. перенесению этой функции на высший уровень руководства организации.
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Существует несколько подходов к классификации принципов управления.
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.
Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планирование пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитывается за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свобододействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления. Звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.
Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
Ключевые термины
Планирование –функция менеджмента, которая предполагает систематическую подготовку принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки возможных действий в ожидаемых условиях.
Мотивация –процесс побуждения себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации.
Контроль –процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.
Организация –функция менеджмента, отражающая структуру предприятия и ее особенности.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?
2. Какова роль планирования в управлении?
3. Опишите принципы и технику планирования.
4. В чем отличие функции организации от функции планирования?
5. Назовите и охарактеризуйте принципы, которыми руководствуются в процессе выполнения функции организации.
6. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.
7. Какова роль контроля в управлении?
8. Какие виды контроля Вы знаете? Опишите их.
Тест к теме
1. Побуждение себя и других людей к действиям, позволяющим достичь целей организации, есть: а) планирование;
б) контроль;
в) мотивация.
2. Когда осуществляется текущий контроль?
а) в ходе проведения работ;
б) до начала работ;
в) после завершения работ.
3. Процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей — это:
а) контроль;
б) планирование;
в) организация.
4. Гигиенические факторы не мотивируют работника, а всего лишь не дают развиться:
а) чувству усталости;
б) чувству неудовлетворенности;
в) чувству отчужденности.
5. А. Маслоу принадлежит:
а) теория потребностей;
б) теория возможностей;
в) теория ресурсов.
6. Потребности более высокой степени мотивируют работника, если удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней. Это основное положение теории мотивации:
а) А. Маслоу (теория потребностей);
б) Г. Герцберг (двухфакторная теория);
в) теория справедливости.
3. Влияние условий работы на производительность труда определил:
а) Г. Герцберг;
б) Ф. Тейлор;
в) Э. Мэйо.
8. Двухфакторная теория мотивации Г. Герцберга утверждает:
а) высокая зарплата, хорошие трудовые условия не создают сильной мотивации, не приводят к значительному повышению эффективности труда;
б) уважение к сотруднику, учет его мнения, возможности саморазвития, работа человека самого на себя являются сильными мотивационны-ми факторами;
в) устойчивое удовлетворение сотрудников может быть достигнуто за счет гигиенических, поддерживающих факторов.
9. Процессуальные теории мотивации утверждают:
а) потребности в уважении и самореализации становятся актуальными, когда в достаточной мере удовлетворены базовые физиологические потребности человека;
б) чрезмерно высокая мотивация способна вызвать ухудшение деятельности;
в) если люди считают, что им платят несправедливо мало, то они снижают интенсивность своей работы. Но когда считают, что им платят больше, то не стараются работать интенсивнее.
10. Результат работы сотрудника зависит от его способностей, его осознания своей роли в процессе труда, от затраченных им усилий, которые зависят от степени ценности, справедливости получаемого вознаграждения и ожидаемой вероятности получения желаемой награды — это процессуальная теория мотивации:
а) справедливости;
б) ожиданий;
в) Портер—Лоулера.
11. Иерархию потребностей разработал:
а) А. Маслоу;
б) Ф. Тейлор;
в) Г. Герцберг.
12. Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения, а второй:
а) на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации;
б) на создании позитивного межличностного взаимодействия в организации, заботе о поддержании здорового микроклимата в коллективе;
в) на необходимости устранять конфликты, не допускать их появления и разрастания в коллективе.
13. Ф. Мак-Клелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе, а также:
а) в самостоятельности;
б) в доверии;
в) в причастности.
14. Потребность успеха означает, что:
а) такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы;
б) такие люди рискуют умеренно, боятся брать на себя личную ответственность;
в) люди, испытывающие данную потребность, чрезмерно амбициозны и больше интересуются лаврами, нежели проблемой.
15. Потребность в причастности испытывают люди:
а) заинтересованные в налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим;
б) умеющие работать в команде;
в) стремящиеся к общению, разлагающие рабочую обстановку.
16. Социальные потребности — это:
а) потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку, доброжелательное отношение людей;
б) потребность работника в социальном пакете, дополнительных льготах;
в) желание участвовать в жизни организации.
17. Высокий социальный статус — это пример:
а) социальной потребности работника;
б) потребности в признании;
в) потребности в безопасности.
18. Шкала допустимых отклонений — это:
а) количественный показатель допустимых перепадов температур при хранении сырья, производстве изделий;
б) процентное соотношение некачественной продукции к объему выпущенной продукции;
в) шкала, которой соответствуют изделия, не отвечающие требованиям предусмотренной стандартом, но способные выполнять свою основную функцию.
19. Поведение, ориентированное на контроль:
а) работники хорошо знают экономические, административные санкции, предпринимаемые к ним в результате контроля, за некачественную работу, поэтому добросовестно относятся к своим обязанностям;
б) означает, что работники поддерживают работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижают усилия там, где контроля нет;
в) стратегия, реализуемая менеджерами для обеспечения выполнения работы.
20. Цикл менеджмента означает, что:
а) основные функции управления постоянно следуют друг за другом, и за стадией контроля вновь начинается стадия планирования;
б) недостаточное внимание к одной из стадий цикла можно компенсировать за счет других;
в) менеджер должен научиться выделять наиболее важную функцию.
21. Наиболее важной функцией является:
а) мотивация, так как результаты работы во многом зависят от отношения работников к труду, его результатам;
б) контроль, так как является лучшим мотиватором;
в) все четыре функции.
22. Стадия управления, на которой происходит проверка состояния оборудования, наличия сырья, количество и профессиональный уровень подготовки специалистов, называется:
а) контроль;
б) организация;
в) планирование.
23. Контроль — дорогое удовольствие, поэтому стоит:
а) доверять подчиненным;
б) тщательно продумать, каким образом и кто будет его постоянно осуществлять;
в) осуществлять его в случае необходимости.
24. Видимый контроль:
а) представляет собой контроль над качеством работы подчиненных, работающих непосредственно вблизи руководителя;
б) означает, что выполняемая работа обязательно будет проверена руководством;
в) отражает формальную процедуру осуществления контроля.
25. Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:
а) планированием;
б) организовыванием;
в) стратегией.
26. Среднесрочное планирование предполагает планирование деятельности организации на срок:
а) от 1 до 5 лет;
б) от полугода до 1 года;
в) до 3 лет.
27. Стратегическое планирование:
а) отличается от долгосрочного;
б) является синонимом долгосрочному;
в) не существует.
28. Принцип точности планирования означает, что:
а) любой план должен быть составлен с такой точностью, которая возможна;
б) план должен быть детально прописан для того, чтобы знать, сколько этапов работы уже осуществлено;
в) планируемая деятельность не связана с риском.
9. Теория стратегического планирования получила развитие:
а) в 1960-е гг.;
б) в 1990-е гг.;
в) с появлением науки об управлении.
30. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Любые изменения в планах одного отдела, должны быть отражены в планах других подразделений. Это:
а) принцип единства планирования;
б) принцип участия;
в) принцип гибкости планирования.
3.6. Деловая игра «Мотивация работников предприятия»
Цель занятия — своевременное выявление проблем, их диагностика и принятие возможных мер для мотивации работников предприятия.
Задание. Выберите любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся в организации. Проанализируйте возможные причины их возникновения, степень влияния проблемы на деятельность организации. Предложите способы мотивации работников с целью разрешения проблемной ситуации с максимальной пользой для вашего предприятия. Проблемные ситуации.
1. Высокая текучесть кадров среди продавцов-консультантов супермаркета.
2. Нарушение трудовой дисциплины стало нормой в организации.
3. Ценного специалиста по рекламе переманивает конкурент.
4. Работники неохотно участвуют во внутрифирменном соревновании, на разработку и проведение которого уже выделены средства.
5. Сотрудники вашего предприятия постоянно участвуют в научно-исследовательских проектах других организаций.
6. Предприятие получило выгодный заказ, осуществление которого требуется в сжатые сроки. Администрации с трудом удалось создать бригаду работников, которым будет продлен рабочий день за приличные премиальные.
7. Процедура повышения квалификации, необходимости переподготовки специалиста воспринимается в коллективе, без инициативы как наказание, а не привилегия.
8. Из центрального офиса происходит утечка информации конкуренту.
9. Несмотря на очевидную необходимость объединения отдела рекламы и отдела маркетинговых исследований, их сотрудники противятся и пытаются этому помешать.
10. Открытие своего первого ресторана обернулось непредвиденной проблемой для ресторатора. Люди с большим трудом приспосабливаются друг к другу. Происходит много разногласий.
Порядок выполнения работы
1. Всесторонний анализ ситуации:
■ место сложившейся ситуации (организация, рабочее место);
■ участники проблемной ситуации (должности, взаимосвязи, обязанности).
2. Определение возможных причин возникновения проблемы.
3. Планирование мотивации:
■ выявление потребностей работников;
■ определение возможных методов для мотивации работников;
■ анализ изменения потребностей.
4. Мотивация (выбор и осуществление лишь тех мер, которые под силу организации):
■ создание условий, отвечающих потребностям работников;
■ совершенствование системы вознаграждения за результаты работы;
■ совершенствование корпоративной культуры предприятия, создание чувства привязанности работников к своему предприятию.
5. Управление мотивацией:
■ контроль за ходом мотивационного процесса;
■ сравнение полученных результатов с требуемыми;
■ корректировка стимулов.
Практическое занятие № 1
Цель задания: научиться формулировать миссию организации. Содержание задания:
1) сформулировать миссию следующих организаций различия объемов и направлений деятельности:
— розничная торговая организация;
— оптовая торговая организация;
— объединение розничных торговых организаций;
— оптово-розничное объединение торговых организаций;
— производственно-торговое объединение;
2) оформить задание в виде следующей таблицы:
Практическое занятие № 2
«Условия труда как фактор мотивации»
Цель занятия — развитие способностей выделять факторы, влияющие на мотивацию работников.
Задание 1. Ознакомиться с предложенной диагностической анкетой. Объяснить важность каждого критерия анкеты для процесса мотивации. Дополнить анкету несколькими критериями, являющимися, на ваш взгляд, важными для стимулирования работников, аргументируйте.
Анкета
Ваш пол | М | Ж | ||||||
Ваш возраст | До 20 | 21-25 | 26-30 | 31-40 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | 56 и более |
Ваш стаж работы в данном подразде- лении | Ме- нее -года | 1-3 | 3-5 | 5-7 | 7-10 | 10 и более |
Не планирую увольнение | Не ищу работу, но уйду, если подвернется хороший вариант | Активно ищу работу | Планирую увольнение в ближайшее время |
№ и/п | Критерии | Не удовлетворен | Средне | Удовлетворительно | ||
Оплата труда | ||||||
Место работы (помещение, рабочее место) | ||||||
Работа оборудования | ||||||
Режим работы | ||||||
Профессионализм непосредственного руководителя (умение управлять процессом работы) | ||||||
Компетенция непосредственного руководителя (умение руководить людьми) | ||||||
Взаимоотношения с руководителем | ||||||
Взаимоотношения с коллегами | ||||||
Отношение сотрудников к делу, результатам труда | ||||||
Взаимопомощь в коллективе | ||||||
Психологический климат в коллективе | ||||||
Занимаемая должность | ||||||
Перспективы профессионального роста | ||||||
Перспективы должностного роста | ||||||
Содержание работы | ||||||
Дорога на работу (удобство транспорта, удаленность работы от дома) | ||||||
Задание 2. Проранжируите критерии анкеты от наиболее важного для вас к наименее важному.
Порядок выполнения работы
1. Работа выполняется студентом самостоятельно.
2. Результатом работы является письменное ее оформление:
■ Дополненная диагностическая анкета персонала.
■ Раскрытие смысла каждого критерия.
■ Ранжир критериев.
3. Анализ выполненной работы (анализ и учет трех наиболее важных критериев для студентов позволит определить факторы мотивации для данной группы).
Задание 3. Есть два вида мотивации — внутренняя и внешняя. Какая из них руководит вами? Определите это с помощью представленного ниже теста «Кто в вашей жизни хозяин?»1
1. Вам предложили на выбор две роли в конкурсе «Студенческая весна». Какую вы выберете?
A. Главную роль, которая позволит вам быть в центре внимания.
B. Другую роль, не такую блестящую, но дающую больше возможностей для проявления личных актерских способностей.
2. Из двух работ вы выберете:
A. Ту, которая лучше оплачивается.
B. Ту, которая вам действительно по душе, хотя платят там не так хорошо.
3. У вас есть выбор между двумя факультетами с разными программами. На какой вы, скорее всего, станете поступать для получения второго образования?
A. Туда, где проще учиться.
B. Где интереснее, хотя там и потребуется больше усилий.
4. Во время учебы вам нужно было прочитать определенную специальную литературу. Вы:
A. Прочитываете одну-две из списка, предложенного преподавателем.
B. Прочитываете пять-шесть по собственному выбору.
5. Вас в один и тот же вечер зовут на прогулку два человека. Вы предпочтете:
A. Того, с кем престижно «выйти в люди» и показать себя.
B. Того, кто, может, не особенно популярен, но интересен именно вам.
6. Как вы думаете, у кого больше знаний:
A. У того, кто имеет высокие оценки по предметам.
B. У того, кто интересуется предметом и самостоятельно изучает его более глубоко.
7. Выбирая себе вид спорта для занятий, вы предпочитаете:
А. Что-то, чем уже занимаются многие ваши друзья — ведь они все вполне довольны.
8. Попробуете найти что-то новое, более подходящее именно для вас.
8. У вас во дворе, в подъезде очень грязно. Ваши действия:
A. Я, конечно, уберу там, если мне за это заплатят.
B. Само собой, я сделаю уборку — ведь это мой двор (подъезд), а я не хочу жить среди помойки.
9. Ответьте для себя честно: что для вас важнее при принятии решения:
A. видимость и реакция окружающих.
B. Суть и конечный результат.
10. Когда вы покупаете, например, продукты к общественному мероприятию, то вы думаете:
A. Надо купить подешевле, но побольше.
B. Надо купить получше, пусть это будет стоить дороже.
Если вы набрали 8 или больше вариантов «А», то ваша мотивация, скорее всего, внешняя. Вам очень важно, что о вас думают другие. Вы готовы подстраиваться под общественное мнение любыми средствами, даже если для этого вам придется слушать музыку, которая вам не нравится, одеваться в одежду, в которой вам неуютно, и разговаривать о том, что вам неинтересно. Иногда же, наоборот, вы начинаете вести себя слишком вызывающе — но тоже только по той причине, чтобы о вас говорили. Больше прислушивайтесь к себе, ведь, в конце концов, это ваша жизнь, и вы должны быть в ней хозяином.
Если вы набрали 8 или больше «В», ваша мотивация — внутренняя. Ваше мнение о себе для вас во сто крат важнее мнения всех окружающих, вместе взятых. Может, это и не так плохо, но иногда вы несколько переоцениваете себя. Некоторые вещи со стороны виднее, и к голосам друзей и родных иногда все же стоит прислушиваться. Хотя, конечно, основные решения вы должны принимать самостоятельно.
Если у вас получилось примерно одинаковое количество «А» и «В», у вас двусторонняя мотивация. Вы можете считаться с тем, что о вас думают другие, и при этом оставаться верным себе. Это очень хорошо, но только в тех случаях, когда вы не пытаетесь проработать все варианты сразу, пытаясь и другим угодить, и себя не обидеть, и в итоге в любом случае испытывая неудовлетворенность. Как бы то ни было, считайте принятые решения окончательными и живите спокойно.
Практическое занятие № 3
Управленческая ситуация
Цель занятия: закрепление теоретического материала, развитие у студентов аналитических способностей, формирование более полного представления о профессиональной деятельности.
Задание: Известно, что контроль означает процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию на заводе. Как должен по вашему мнению осуществляться контроль на заводе, и как должна быть организована работа по выполнению поступившего заказа?
Лакокрасочный завод получил крупный заказ на производство желто-коричневой эмали для покраски полов. Объем поставок превышает обычные поставки, осуществляемые заводом. Разработан план, который предусматривает включение в процесс выполнения заказа цехов, обычно не участвующих в производстве эмалей, т.е. требует организационных изменений.
Практическое занятие № 4
«Функции управления»
Цель занятия — закрепление студентами теоретического материала по теме «Цикл менеджмента».
Задание. Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные утверждения и перефразируйте их в правильные. Ответы подкреиите примерами.
1. Мотивация в узком смысле представляет собой размер зарплаты.
2. Функцию планирования сложно осуществлять в условиях рыночной экономики.
3. Контроль — основная функция управления.
4. За стадией контроля вновь наступает стадия планирования.
5. Общеизвестные теории мотивации невозможно применять на практике, так как внимание руководства приковано к производству, а не к работникам.
6. Выделяют стадию предварительного, текущего и заключительного контроля, которые одинаково важны.
7. Чем выше должность, которую занимает работник в организации, тем выше расположена его потребность в пирамиде А. Маслоу.
8. Потребности работника определяют его поведение на работе.
9. Долгосрочное планирование является синонимом стратегического.
10. Эффективность мотивации зависит от финансовой стабильности предприятия.
11. Контроль устанавливает возможные отклонения от предусмотренных величин и норм для своевременного устранения этих отклонений.
12. Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль — одинаково важны для успеха предприятия.
13. Лишним контроль не бывает.
14. Мотивация может быть внутренняя и внешняя.
15. Теория справедливости противоречит теории потребностей.
16. На стадии планирования происходит разработка бизнес-плана.
17. Мотивация представляет собой процесс побуждения работников к достижению целей предприятия.
18. Работник одновременно может испытывать все пять потребностей, выделенных Маслоу.
19. Теории мотивации только объясняют, как человек делает свой выбор в той или иной ситуации.
20. Работники приспосабливаются к применяемой системе контроля, поэтому ее следует постоянно совершенствовать.
Цель задания: уметь раскрывать содержание общих функций менеджмента в коммерческих организациях.
Содержание: раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу.
№ п/п | Общая функция | Конкретная работа (частные функции) |
Планирование | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Организация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Координация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Мотивация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Контроль | 1.1 1.2 1.3 и т.д. |
Ответы к 3.5. Тест к теме
1в
2а
3а
4б
5а
6а
7в
8а
9в
10в
11а
12а
13в
14а
15а
16а
17б
18в
19б
20а
21в
22б
23в
24б
25а
26а
27а
28а
29а
30а
Практическое занятие № 3
Контроль за выполнением принятого руководством завода плана работ по выпуску необходимого количества эмали для покраски полов, требующего задействия цехов, ранее не принимавших непосредственного участия в производстве эмали, было поручено возглавить специально назначенному руководителю работ.
В каждом цехе, участвующем в выполнении запланированных работ, были выделены сектора, временно подчиненные вновь назначенному руководителю. Основная задача этого руководителя — организация и координация работ по выпуску запланированного объема желто-коричневой эмали для покраски полов.
После успешного выполнения заказа задействованные в выполнении запланированных работ цеха вернулись к прежнему режиму работы с начальной структурой подчинения.
Одной из основных составляющих функции управления является делегирование руководством полномочий управленцам среднего и нижнего звена для выполнения принятого плана.
Делегирование полномочий может быть предусмотрено сложившейся в организации структурой управления. Если же объем, либо состав запланированных работ не укладывается в сложившиеся рамки, может потребоваться создание временной структуры производства и системы управления ею. Следующей функцией управления является контроль за исполнением принятых управленческих решений, представлены в виде плана.
Одним из основных условий осуществления эффективного контроля является четкое определение показателей или характеристик, которые должны быть измерены, т. е. следует четко определить, что и как должно контролироваться. Для каждого контролируемого показателя или характеристики должен быть указан диапазон значений, которые они могут принимать. Диапазоны значений указываются, как правило, в технических условиях либо оговариваются специально.
Эффективным часто оказывается так называемый упреждающий контроль, позволяющий до завершения оценить ход выполнения запланированных работ и ожидаемое качество продукции, которая должна быть выпущена, или услуг, которые должны быть оказаны.
От организации контроля во многом зависит выполнение качественно и в срок запланированных работ, действий, мероприятий по реализации принятого управленческого решения.