Классификация новшеств (новаций)
Классификацией предусмотрено группирование типологических понятий как в целом по новациям, так и по подгруппам их базовых признаков. При этом каждое типологическое понятие по новациям углубляется типологическими понятиями из соответствующих подгрупп. Например, научно-технические новации уточняются степенью новизны (абсолютная, относительная, условная, частная) или инновационным потенциалом (радикальный, комбинированный, модифицированный). Тот же самый принцип используется при оценке технологических, экономических, организационных, управленческих новаций.
Возможность многофакторной оценки новаций по классификатору позволит принимать обоснованные управленческие решения о целесообразности инвестиций в продолжение инновационной деятельности. Если окажется, что уровень какой-либо новации недостаточно прогрессивен, то инвестиции могут быть подразделены на локальные этапы инновационного процесса или же вообще могут быть признаны нецелесообразными.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).
Переход к инновационной экономике в период рыночной трансформации российского общества означает, что в ближайшее время страну ожидает формирование рынков нового типа - инновационных рынков, регулирование которых в целях развития и упрочения внутри-рыночной конкуренции составляет основное условие их эффективности.
Таким образом, в экономической структуре страны сегодня сама практика требует чёткого различения «старых» рынков, для которых характерно доминирование ценовой конкуренции, и традиционные методы государственно-протекционистского ее регулирования, а также «новых» (инновационных) рынков, связанных с формированием инновационной конкуренции, что требует изменения системы и модели организации антимонопольного регулирования конкурентных отношений. В условиях «инновационной паузы», если этого не сделать и экономическая организация новых рынков станет воспроизводить традиционно-антиконкурентную организацию старых рынков, то на пути создания российской инновационной экономики будут возведены дополнительные организационно-экономические препятствия.
Логическое обособление инновационных рынков не имеет строго однозначной отраслевой привязки как результат специализированной хозяйственной деятельности, поскольку формирование и развитие инновационных технологий по необходимости носит системный и надотраслевой характер. Однако в рамках теоретического исследования такое обособление правомерно, поскольку является аналогом эксперимента в специфических границах экономического анализа.
Сами инновационные рынки можно различать по субъектам, объектам, механизму ценообразования и степени практической реализации потенциала соответствующих рынков. Тем не менее, в теоретическом исследовании можно говорить о некой абстрактной модели «инновационного рынка», которая бы позволила зафиксировать существенные и объективные характеристики и параметры таких рынков (неслучайно, например, в практике Европейского Сообщества установлена традиция выделения приоритетных для инновационного развития национальных экономик рынков услуг и технологий).
Таким образом, перед отечественной экономической наукой обозначилось новое важное направление исследований — изучение особенностей рынков инновационных услуг и технологий как объектов антимонопольного регулирования.
14.2 Виды инноваций: радикальные инновации
Виды инноваций
- Эволюционные и революционные
- Народные и научные
- Предпринимательские и стратегические
- Линейные и системные
- радикальные инновации
Радикальные инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами.
Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, что приводят к трансформации существующих рынков или отраслей или же создают новые рынки и отрасли
Высокий уровень неопределенностей
1. Технологические неопределенности – вопросы, связанные с полнотой и правильностью лежащих в основе инноваций научных знаний и технических спецификаций
2. Рыночные неопределенности – вопросы, связанные с нуждами и желаниями покупателей
3. Организационные неопределенности – сопротивление внутри организации, возникающее в результате фундаментального конфликта между традиционными функциями организации и революционными проектами
4. Ресурсные неопределенности – разрывы, возникающие в ходе выполнения проектов, влияют на финансирование проектов и потребности в менеджерской экспертизе.
Что такое радикальные инновации?
Радикальные инновации, основанные на исследованиях новых технологий, фундаментально отличаются от эволюционных улучшений существующих продуктов. Радикальные инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами.
Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, что приводят к трансформации существующих рынков или отраслей или же создают новые рынки и отрасли
Трехногая курица
Этот анекдот хорошо иллюстрирует с какими непредвиденными проблемами может столкнуться радикально инновационный проект по мере реализации.
Водитель ехал по шоссе на большой скорости, когда его обогнала курица в тремя ногами. Водитель прибавил скорость. Курица тоже. Водителю стало интересно, куда бежит трехногая курица, и он решил за ней угнаться. Ему это удалось с большим трудом. Вскоре курица привела его на птицеферму, по которой носились тучи трехногих куриц Водитель там увидел владельца фермы и спросил его:
- Почему у Вас все курицы с тремя ногами?
- Я заметил, что люди любят ноги куриц, и решил вывести курицу с тремя ногами, ответил тот.
- И как такие курицы продаются?
- Не знаю, пока ни одной поймать не удалось.