Основные направления охраны водных объектов

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

Новочеркасск

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новочеркасская государственная мелиоративная академия»

Кафедра «Экономики водного хозяйства и мелиораций»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

по выполнению расчетно-графической работы

студентами направления подготовки 280100.62 – «Природообустройство

и водопользование» профилей «Водоснабжение и водоотведение»,

«Комплексное использование и охрана водных ресурсов»

Новочеркасск

УДК 504.062.2.003

В 461

Методические указания разработаны доц. кафедры экономики водного хозяйства и мелиораций, канд. экон. наук Вильдяевой Н.И., доц. кафедры экономики, канд. экон. наук Викуловой О.И., рассмотрены и утверждены на заседании кафедры экономики водного хозяйства и мелиораций от 20.12.2012. – пр. № 4, одобрены учебно-методической комиссией водохозяйственного факультета.

Рецензенты: А.Б. Пелевина, канд. экон. наук, доц. кафедры экономики

ФГБОУ ВПО НГМА,

Т.Д. Картузова, канд. техн. наук, доц. кафедры водоснабжения

и водоотведения ФГБОУ ВПО НГМА.

Вильдяева, Н.И.

В 461 Экономика предприятия [Текст]: метод. указ. по выполн. РГР студ. напр. 280100.62 – «Природообустройство и водопользование» проф. «Водоснабжение и водоотведение», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» / Н.И. Вильдяева, О.И. Викулова; Новочерк. гос. мелиор. академия. – Новочеркасск, 2013 – 32 с.

Методические указания подготовлены в соответствии с типовой и рабочей программами дисциплины «Экономика предприятия», разработанных по требованиям второго поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование» для профилей «Водоснабжение и водоотведение» и «Комплексное использование и охрана водных ресурсов». Содержат основные теоретические сведения о методике проведения оценки экономической эффективности водоохранных мероприятий. Приводится схема расчета предлагаемого варианта инвестиций в мероприятия по водоочистке. Для обоснования принимаемых решений представлена исходная информация в необходимом объеме.

Рекомендуются для использования студентами очной формы обучения при выполнении расчетно-графической работы по данной дисциплине.

Ключевые слова:экономика, экономический эффект водоохранных мероприятий, инвестиции, экономический ущерб, показатели экономической эффективности, коэффициент дисконтирования.

УДК 504.062.2.003

© Вильдяева Н.И., 2013

© Викулова О.И., 2013

© Новочеркасская государственная

мелиоративная академия, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Экономический эффект водоохранных затрат . . . . . . . . . .
2.2 Состав инвестиций и эксплуатационных расходов водоохранного назначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Определение экономического ущерба от загрязнения водных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Показатели экономической эффективности водоохранных проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ расчетно-графической РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 ОПИСАНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ПО ВОДООЧИСТКЕ. . . . . . . .
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В В Е Д Е Н И Е

С развитием общественного производства расширяется сфера воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья и топлива и т.д.

Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Основы механизма реализации государственной природоохранной политики определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

Одной из составных частей механизма организации рационального природопользования является нормирование качества окружающей среды. Оно позволяет устанавливать предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и фауны, обеспечивает экологическую безопасность людей, экологическое использование природных ресурсов.

Государственные органы охраны природы, санитарного и эпидемиологического надзора утверждают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы ПДК. При нарушении нормативов ПДК выбросы или сбросы вредных веществ могут быть приостановлены, ограничены или прекращены специальным предписанием органов охраны природы или санэпидемнадзора.

Кроме ПДК нормирование качества окружающей среды предусматривает установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов(ПДС). Эти нормативы устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются также органами охраны природы по химическим веществам и органами санэпидемнадзора по микроорганизмам.

Особое значение в механизме реализации государственной природоохранной политики имеют экономические методы.

Экономический механизм реализации государственной политики в области природопользования включает:

· планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

· разработку эколого-экономических нормативов; платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

· предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Эколого-экономические нормативы – это система платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься: за право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, а также на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Охрана водных объектов – трудная задача, решение которой требует времени, больших денежных и материальных затрат. Эти затраты окупаются с лихвой, но их масштабы необходимо сообразовывать с реальными возможностями. Наиболее приемлемой политикой в настоящее время следует считать максимальное сокращение объема сточных вод и степени их загрязненности, а также их сброса в водные объекты.

В соответствии с вышеизложенным целью данных методических указаний является оказание методической помощи студентам в овладении основами современных концепций оценки экономической эффективности инвестиций, вкладываемых предприятиями в природоохранные мероприятия.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование» профилей «Водоснабжение и водоотведение», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов». Разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Основой представленной в данной работе методики являются официально утвержденные «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [2] с поправками на специфику системы водоохранных мероприятий.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Согласно ГОСТ 19185-73 (раздел «Гидротехника». Основные понятия, термины и определения. М., 1973), под охраной водных ресурсов понимаются мероприятия, направленные на сохранение качества и количества поверхностных и подземных вод. Учитывая неразрывную связь охраны водных ресурсов и их рационального использования, общую структуру водоохранных мероприятий можно представить в следующем виде.

1.Уменьшение водопотребления и сброса загрязняющих сточных вод (сокращение утечек и безвозвратных потерь, установление и соблюдение научно обоснованных индивидуальных норм водопотребления и водоотведения, применение безводных и маловодных технологических процессов, применение оборотных систем водоснабжения и повторного использования отработанных вод).

2.Хозяйственное использование сбросных вод (в биологических прудах, на земледельческих полях орошения, для целей технического водоснабжения).

3.Очистка сточных вод с применением искусственных и естественных методов, внедрение более совершенных очистных сооружений и устройств, улучшение технологий очистки.

4.Уменьшение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (извлечение и утилизация ценных веществ из сточных вод, захоронение и сжигание отходов производства, внедрение безотходных и бессточных технологий.

Исходя из сказанного, под водоохранными мероприятиями (ВОМ) следует понимать систему технических, организационных, экономических и юридических мер, направленных на предотвращение или уменьшение загрязнения водных объектов, вплоть до их полного восстановления.

Все ВОМ можно подразделить на три основные группы.

К первой группе относятся мероприятия по совершенствованию производственных процессов, осуществляемые в рамках технологического цикла, направленные на предотвращение или уменьшение сброса сточных вод в водные объекты, в том числе:

· применение передовых технологий, сокращающих потребление «свежей воды» (забираемой из водного объекта) и исключающей попадание вредных примесей в сточные воды;

· замена устаревшего оборудования на менее водоемкое;

· переход на оборотное водоснабжение;

· переход на повторное использование воды и др.

Вторая группа включает мероприятия по обезвреживанию сточных вод, проводимые после их образования в процессе производства, но до их сброса в водные объекты. Эти мероприятия могут как допускать согласованный (по лицензии) сброс сточных вод, так и исключать его. К данной группе относятся:

· все виды очистки сточных вод;

· орошение сточными водами пастбищ, сенокосов, лесных и иных угодий с выделением водоохранных зон, предотвращающих обратное попадание сточных вод в водные объекты;

· выпуск сточных вод на поля фильтрации;

· их сброс в накопители, не связанные с водными объектами;

· закачка в водонепроницаемые пласты земных пород;

· выпаривание сточных вод с последующей утилизацией или сжиганием осадка.

К третьей группе относятся мероприятия, осуществляемые непосредственно в водных объектах, такие как санитарные попуски из водохранилищ, аэрация, биологическая мелиорация вод, очистка водной поверхности от плавающих примесей и донных отложений.

Различают одно- и многоцелевые водоохранные мероприятия.

Одноцелевые ВОМ (очистка сточных вод, аэрация, создание защитных зон и т.п.) направлены исключительно или главным образом на предотвращение или снижение загрязненности водных объектов.

Многоцелевые ВОМ (системы замкнутого водоснабжения, утилизация ценных веществ из сточных вод, малоотходные технологические процессы и т.п.) направлены как на снижение загрязнения водных объектов, так и на ресурсосбережение и улучшение производственных результатов деятельности предприятия – снижение материальных и трудовых затрат, увеличение выпуска продукции, расширение ее ассортимента и повышение качества.

Оптимальное соотношение ассигнований на развитие экономики и охрану водных объектов по отдельным временным периодам определяется на основе сопоставления нескольких вариантов водоохранных программ, обеспечивающих как стабилизацию качества вод, так и различную степень его улучшения. Каждый вариант помимо оценок экономической эффективности должен содержать и другие показатели: снижение заболеваемости населения в связи с улучшением качества воды, увеличение зон отдыха на реках и морях, создание новых заповедников, расширение рыбного промысла во внутренних водах и др.

Разработка ВОМ по регионам или экономическим районам осуществляется в рамках стратегии, принятой для страны в целом. Исходя из выделяемых объемов капитальных вложений, технической политики в области водоохранной деятельности, показателей по росту населения и развитию производительных сил определяется экономическая эффективность осуществления водоохранных мероприятий. Детализации и уточнению подлежат сроки осуществления и степень эффективности различных мероприятий по регионам и отраслям (с выделением крупных производств), размещение отдельных производств (с точки зрения водоохранного фактора), расположение природоохранных зон, имеющих большое значение для государства.

Наши рекомендации